Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
консультация

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 – титульный лист

слайд 2 – Григорович

Есть много определений понятия «нравственность». Мне ближе понятие, которое дал Л.А.Григорович. Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» я стараюсь создать систему приобщения детей дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали.

Слайд 3 – основы нравственности

Моральные ценности закладываются с раннего детства. Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, сверстникам, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего края.

Слайд 4 – Развивающие игры Воскобовича

Если основы нравственности заложены в раннем возрасте, то в старшем дошкольном возрасте ребенок умеет осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Я подбираю и продумываю такое содержание игр, которое предоставит возможность нравственного выбора. В этом мне помогают развивающие игры Воскобовича. Помочь друзьям пройти через сказочный лес, преодолевая препятствия, столкнувшись с проблемными ситуациями, которые встречаются в реальной жизни и решить их «Что можно сделать с порванной книгой?», «….», «……» . Спасти от Паука…

Слайд 5 категории нравственности

У детского сада – своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

В воспитании нравственных качеств дошкольников эффективными являются:

слайд 6 – В воспитании

  • чтение  художественной литературы, особенно сказки.
  • использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.
  • народные и тематические праздники
  • приобщение к воспитательному процессу семьи

Слайд 7  - Художественная литература

Сказки  помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка, развивает нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. 

 слайд 8 – сказка

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

 сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Слайд 9 – игра

Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой).

Дети оказывают помощь нуждающимся, тем, кто плохо видит или ходит, проявляя отзывчивость. Тем самым формируется представление о добрых поступках и их значении в жизни разных людей.

Слайд 10 – народные праздники

Формирование потребности изучать историю и культуру  народов Крыма. Это и знакомство с народными обычаями, праздниками, традициями, играми, вызывающими положительные эмоции пробуждение интереса и желание узнать больше о себе и своем народе.

Типичные признаки праздника: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Они  помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Слайд 11- 9 мая

Я прививаю детям любовь к традициям и обычаям нашего народа.

Слайд 12 – Фото дипломов

Видео-номера таких праздников, мы отправляем на Всероссийский конкурс талантов. В прошлом году наша воспитанница Вика Чернова заняла 2 место с песней «Военное танго».

Мы участвуем не только в творческих конкурсах, но и в интеллектуальных. Так конкурс «…..», где наши ребята принимали участие и заняли призовые места.

Считаю, что такая работа способствует развитию нравственных качеств у ребенка.

Слайд 13- «Цепочка доброты».

насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие ребёнка без активного участия его родителей вряд ли возможно.

В детском саду проводятся различные акции с участием родителей:

«Цепочка доброты». Сначала родителям совместно с ребенком нужно было вырезать сердечко, но с условием, что один держит и поворачивает, а второй – режет. Далее провести друг друга в группу , где один слабовидящий, а другой - поводырь. И завершало акцию составление «Цветика-семицветика» - цветка пожеланий. Дети и родители искренне высказывали свои добрые пожелания.

Слайд 14 – В лучах родительской любви 

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ребёнком и взрослым, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного фона воспитания.

Слайд 15 –Итог. высокий уровень..

Подводя итог, хочется отметить, что наряду с перечисленными формами работы, важно участие всех специалистов образовательного процесса: педагогов, специалистов, родителей и детей.

В своей работе я использую литературу для воспитания нравственных качеств ребёнка. Подробнее с литературой Вы можете ознакомиться на нашей выставке.

рядом с выставкой есть материалы по Недели психологии и неделе инклюзивного образования, в которых большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Статья "Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников посредством программы дополнительного образования по детскому фольклору".

В статье рассказывается о программе дополнительного образования по детскому фольклору, ориентированной на воспитание ребенка в традициях русской народной культуры, формирование бережного отношения и л...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...