Мастер - класс для воспитателей "Куколка "Филипповка"
материал

Изготовление народной куклы "Филипповка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filipovka.docx76 КБ

Предварительный просмотр:

традиционная кукла Филипповка

Кукла Филлиповка.

На Филиппов день 27 ноября, после окончания осенних полевых работ и перед началом зимних рукоделий, мастерицы делали себе таких кукол. У Филипповки шесть рук, чтобы все успевать, а на поясе —  узелок с монеткой и зернышком для достатка. Есть Филипповки из ткани, соломы, но нам больше всего приглянулась изо льна.

А сейчас послушайте притчу о Филлиповке.

Давным-давно это было. Жила в одной деревеньке женщина по имени Маланья. Был у Маланьи муж Еремейка. Да поехал он как-то зимой в лес за дровами, в метель, попал да так и сгинул. Осталась Маланья одна с пятью ребятишками.

Тяжело пришлось Маланье. Вся работа на её плечи легла. И дрова колет, и за скотиной ходит, и в поле, и во дворе всё сама да сама.

Вот настала на дворе осень поздняя. Светлый день все короче да короче становится. Речка льдом покрылась, деревню снегом занесло. В поле да в огороде работы в эту пору нет никакой, самое время за рукоделия браться: прясть да ткать, одежонку латать, носки вязать.

Детки у Маланьи без отца совсем от рук отбились. Мать бывало сядет вязать, а они скачут, балуются, клубки разматывают, нитки путают. Нет от них никакой помощи.Вот в один вечерок, аккурат на Филипповки, детки пуще прежнего разбаловались, мать совсем слушать перестали. Она им одно твердит:- Ребятушки, не шалите. Ребятушки не шумите.

Рассердилась на них Маланья. Дверью хлопнула да и вышла из избы на улицу. Вышла да и пошла по дороге. Идет, а сама плачет. Не заметила Маланья, как деревушка её позади осталась, впереди лес густой.

Вот села она на сваленное дерево, пуще прежнего расплакалась. Плакала она плакала, слышит голос совсем рядышком:

- Ты чего Маланья слезы льешь, чего домой не идёшь?

Маланья глаза подняла, смотрит, стоит перед ней красавица красоты не писанной. В шубке беленькой, мехами отороченной. На голове кокошник жемчугами переливается, звездами яркими сияет.

- Как же мне не плакать, - отвечает Маланья. - Муж в лесу сгинул, а самой мне тяжело всё успеть. Руки вон в кровь истёрла. Да и детушки от рук отбилися. Не дождёшься от них ни помощи, ни жалости. На базар мне снести нечего. С хлеба на воду перебиваемся.

- Детушек твоих я уму-разуму научу, - отвечает красавица. - А тебе будет от меня подарочек. Но не жди, Маланьюшка, не отсыплю я тебе, ни злата, ни серебра. А подарю я тебе помощницу

- Это какую еще помощницу? - удивляется Маланьюшка.

- А вот какую! - отвечает красавица и протягивает Маланьюшке куколку шестирукую из лыка сделанную. Куколка в красный сарафан ряжена, а к поясочку узелок-лакомник привязан с копеечкой.

- Эта куколка Филипповка, тебе от меня в Филиппов день подарочек, - продолжает красавица. - Шесть рук у нее, Маланьюшка. Что ты не успеешь, она всё сделает.

Детушки тем временем кушать захотели, стали маменьку звать:

- Матушка, мы кушать хотим, - кричат

Тут смекнул самый старший, что матушки в избе нет, да и говорит

- Наверно во двор вышла. Пойдем её с порога покличем.

Вышли детушки на порог, стали с порога кричать:

- Матушка, мы кушать хотим.

- Наверно до соседей пошла, - смекнул средненький. - Пойдём за ворота, оттуда матушку покличем.

Накинули они одежонку потеплее, натянули валенки. Вышли за ворота, стали матушку звать.

А мороз тут как тут, давай их за носы да щеки щипать. Метель вмиг разыгралась, детушек назад в избу загнала. А метель давай ставнями стучать. Слышат детки, ветер в трубе воет. Вроде бы по-своему воет: «У-ууу.» А деткам слышится: «Кто не слушает родимую матушку-у-у?»

Совсем напугались ребятушки, забились они в уголок возле печки, друг к дружке прижались, наплакались, да так и уснули.

Утром раненько слышит Маланьюшка, кто-то её будит:

- Очнись, очнись, Маланьюшка. Жива ли ты? Или быть твоим деткам сиротками?

Открыла глаза Маланья, а это сосед - дед Игнатка её будит. - Слава Богу, живая, - говорит дед, по сторонам смотрит да ни поймет ничего. Сжимает только  в руках Маланья куколку шестирукую из льна, куколка в сарафан красный ряжена, а на пояске у нее узелок-лакомник с монеткою.

Посадил дед Игнатка Маланью в телегу, да повёз её поскорее в деревню.

Вошла Маланья в свою избу, а детки к ней так и кинулись. Плачут, Маланью обнимают:

- Не сердись на нас, матушка. Мы тебя будем слушаться, помогать тебе во всём.

Куколку шестирукую Маланья в сундук спрятала. А бывало, нет в избе никого, так она её достанет, сарафан ей поправит, ленточкой новой одарит да прошепчет:

- Куколка Филипповка, не скучай, а давай-ка меня выручай. Надо мне нынче и напрясть, и наткать, и нашить, и навязать. Завтра на ярмарку свезти, копеечку выручить.

Только сядет Маланья за работу, так всё у нее вмиг сладится. Веретено само вьется - в руки не даётся, на стане ткацком холсты сами ткутся, спицы так и звенят в руках у мастерицы.

Детушек с той поры и узнать нельзя, чуть -что бегут к Маланьюшке спрашивают:

- Чем помочь, матушка? Может воды принести, может пол подмести?

Зима в тот год была суровая. Одна Маланьюшка на неё не жаловалась. Бывало, отправится Маланьюшка в город по делам каким, так пока она в дороге метелица стихнет, снегопад прекратится, дорога белой скатертью перед ней ляжет. Только Маланьюшка в избу зайдёт - вьюга поднимется, ветер в трубах завоет, все дороги заметёт.

Смотрит Маланьюшка в окошко да шепчет:- Спасибо тебе Зима-Зимушка и за то, что деток моих уму-разуму научила, и за подарок на Филиппов день - за помощницу мою чудо-куколку.

Ход работы.

Куколка-хозяюшка Филипповка из лыка

1.Приготовить заготовку, согнутую пополам для тела, и три заготовки для рук. (Из лыка)

2. Заготовки для рук заплетаем косичками.

3. Руки-косички помещаем под обозначенную шею и перевязываем красной нитью.

4.  Подбираем кусочки ткани для фартука и повойника.
5.  Косынку просто накидываем на голову, не завязывая, прикрепляем ниткой вокруг шеи.

6.  На пояс привязываем мешочек (сделанный из маленького круга ткани) с семечком, зерном и монеткой.

Пусть с Филипповкой в вашем доме пребывают лад и достаток

Филипповка на основе кувадки из ткани

Есть способ определения размеров лоскутов для кукол ладошками, поэтому мы возьмем большой лоскут размером 2х1 ладони для тела и три маленьких 1х1 ладошку.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и ниточки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Сначала  я делаю ручки: отгибаем по коротким сторонам внутрь где-то по 1 см и сворачиваем длинные стороны трубочкой к середине, трубочки складываем вместе и обозначаем ниткой ладошки.

Когда мы делаем руки, нужно думать для чего мы их делаем: например, чтобы одни руки помогали в работе по дому, другие в уходе за детьми, третьи в рукоделии, - кому для чего нужна помощь.
Когда все руки были готовы, по такому же принципу сделала тело (только не подгибала края). Полученную трубочку складываем пополам, вкладываем в нее руки, обозначаем шею и делаем обережный крест.

Теперь осталось нарядить нашу помощницу. Надеваем передник, на пояс привязываем узелки, в которых прячем зернышко и монетку. А на голову накидываем платок. Крепим его ниткой на шее.
Вот и готова наша красавица!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...