Раскрытие творческого потенциала воспитанника через овладение навыка лепки»
статья

Сакауева Алсу Ахатовна
Дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 30 «ВЕСНУШКИ»

143982, Московская область, г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Брагина, д. 2Б, т. 8(498)663-34-31, e-mail: madou-30@mail.ru

Выступление на педагогическом собрании

Раскрытие творческого потенциала воспитанника через овладение навыка лепки»

Подготовила

Воспитатель группы №10

Сакауева А.А.

Городской округ Балашиха

 Московской области 2017 г.

Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки. 

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая тМария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.
Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, мы разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста (4-5 лет), на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, повлияет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.
Занятия разбиты по блокам:
1. Лепка предметная с элементами конструирования; 
2. Лепка предметная по представлению.
Задачи, которые будут решаться на занятиях по лепке:
- развивать мелкую моторику рук;
- поддерживать интерес детей к народному искусству;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления;
- заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина;
- показать способы соединения частей;
- поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры);
- проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму в разных техниках;
- создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.

Творческий отчёт по самообразованию на тему  «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...

Раскрытие творческого потенциала воспитанников в продуктивной деятельности.

Использование личностно-ориентированной технологии, позволяет еще полнее раскрыть творческий потенциал воспитанников, рособенно в продуктивной деятельности....

Раскрытие творческого потенциала ребенка через организацию кружковой работы по театрализованной деятельности

Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, ...

Развитие вокально-хоровых навыков и творческого потенциала воспитанников через инсценировку песен

Использование "Зримых песен " в развитии вокально- хоровых навыков воспитанников...

План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников, через мероприятия, способствующие раскрытию творческого потенциала, интеллектуальных способностей

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой и физкультурно...