Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
статья

Светашова Анна Юрьевна

Данную статью можно использовать, как консультацию для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

Воспитатель

ГБДОУ детского сада №15

Приморского района

Г. Санкт – Петербурга

Светашовой А.Ю.

…Все или почти все онтогенетические характеристики

являются не просто возрастными, а половозрастными,

а самая первая категория, в которой ребенок

осмысливает собственное «Я», -

это половая принадлежность.

И. С. Кон

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание ученых.

Период дошкольного детства связан с изменением условий психического развития ребенка:

  1. Меняются взаимоотношения со взрослыми: увеличиваются требования к рбенку (к нормам и правилам поведения в обществе); взрослые целенаправленно организуют познавательную деятельность дошкольника, развивая память, мышление, восприятие, внимание, речь, волю; помогают овладеть значимыми видами деятельности  (игрой, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, элементами учения и труда); взрослый часто является инициатором совместной деятельности ребенка со сверстниками.
  2. Меняется отношение ребенка ко взрослому: взрослый – образец для подражания , ребенок копирует его во всем; взрослый – источник оценки его поступков и других людей, событий. Положительная оценка взрослого управляет поведением дошкольника. Оценка взрослого определяет развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний; расширяет круг взрослых, чьи поступки и суждения интересуют дошкольника.
  3. Меняются отношения ребенка со сверстниками. На пятом году жизни возникает «детское общество», детям требуется общение друг с другом. Дошкольник вынужден считаться с другими в совместной деятельности. Ребенок должен уступать или отстаивать свою точку зрения, если хочет участвовать в совместной деятельности. Равенство со сверстниками создает предпосылки для его самовыражения. У ребенка создается статус, который зависит от особенностей поведения, форм общения, знаний, умений, умственного развития ребенка. Дошкольник в общении со сверстниками реализует или не реализует свою потребность в признании.
  4. Появляются новые виды деятельности: игра, продуктивная деятельность, элементы труда и учения. Сюжетно – ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игровых ситуациях создается новый уровень общения и условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается речь, возникают более сложные мотивы поведения, чувства, благоприятные условия для развития воли. Соответственно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы психической жизни дошкольника.

Это общий портрет дошкольника. Но каждый ребенок в первую очередь – мальчик или девочка. Сегодня известно, что мальчики и девочки зачастую полярны в своем развитии, их интересую и вызывают восхищение различные явления и события.

Ряд исследователей ( Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Э.К. Суслова) отмечают, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Различается не только работа мозга, но и способность мыслить, в эмоциональности; заметно различается и поведение.

Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением.

Традиционно полоролевые (пол и роль в обществе) черты выпукло видны в обобщающих положительных образах типичного мужчины и типичной женщины. Типичная женщина тактична, проявляет расположение, нежна, не использует грубых выражений, понимает чувства других, разговорчива, интересуется собственной внешностью, ценит искусство и литературу, нуждается в защите, аккуратна в привычках и спокойна. Типичный мужчина агрессивный, предприимчивый, доминирующий, независимый, скрывающий эмоции, любит математику и науку, обладает деловыми навыками, знает, как осваивать мир, легко принимает решения, самодостаточен. Однако каждый ребенок развивается по собственной траектории развития, проявляя те или иные черты в поведении. Особенности мужского или женского проявления составляют гендерные различия людей.

Современное общество очень быстро меняется, смещается ценностно – нравственный акцент во всех сферах жизни, в том числе в сфере отношений между полами. Социальные общественные изменения привели к разрушению традиционных норм мужского и женского поведения.

Анализ содержания и средств организации современной системы дошкольного образования выявляет направленность на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Значимыми задачами в деятельности педагогов дошкольного образования становятся приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, развитие в компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе как носителю определенных наборов  гендерных характеристик.

При разработке проблемы реализации гендерного подхода в условиях современного детского сада необходимо определить следующие приоритетные задачи:

  • выявить возможности внедрения гендерного подхода в условиях ДОУ;
  • конкретизировать научное представление о гендерной компетентности педагогов ДОУ;
  • определить этапы формирования гендерной компетентности педагогов ДОУ;
  • разработать и апробировать средства развития способностей воспитанников на основе гендерного подхода.

Под гендерной компетентностью педагогов дошкольного образования понимается владение дидактическими, методическими, поведенческими аспектами руководства деятельностью детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.

Актуальность нашей работы объясняется, с одной стороны, социальными причинами (происходит размывание границ между женским и мужским социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков); с другой стороны, профессиональными причинами (обновленная нормативная база системы дошкольного образования, которая регламентирует внедрение в образовательный процесс гендерного подхода как составляющей развития индивидуальности воспитанников.

В своей работе для реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников я использую различные методики для формирования знаний о природе, умения работать в коллективе, умения договариваться о совместной работе, формирование физических навыков.

Но не будем забывать, что главное место в развитии ребенка дошкольного возраста занимает сюжетно-ролевая игра. Дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. 

Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат правил. Если и задаются какие- то правила, то они меняются сразу при изменении ситуации. Девочки склонны к попечительской деятельности – ухаживать, нянчить,  проявлять заботу, наставлять, поучать, критиковать. Эта склонность выражает первые проявления материнских функций.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, игры мальчиков – на дальнее. Соответственно, девочки играют в ограниченном пространстве, а мальчикам характерно бросание предметов, использование всего представленного им пространства.

Любимые игрушки у девочек – куклы, мягкие медведи, белки, свинки, попугаи, львы, тигрята, с которыми они играют в сюжетно – ролевые игры.

Девочки «социальнее» мальчиков, более внушаемы, нуждаются в стимулах, основанных на слуховом восприятии. Они чувствительны к интонации, к форме и публичности оценки.

Мальчики же по натуре своей исследователи: им хочется до всего дотянуться, все проверить, потрогать, попробовать. Этим данным соответствуют исследования американца Роджера Хэрта: в любом возрасте территория, освоенная мальчиками, в 1,5 – 2 раза больше, чем территория девочек. Объем освоенного пространства активно растет именно в дошкольном возрасте. Однако установлено, что запреты родителей более жесткие во время прогулок именно для мальчиков. Задача взрослых – обеспечить безопасные экскурсии, походы, прогулки, где удовлетворится жажда познания, потребность исследовать мир.

Мальчики после 5 лет ищут лидера, выбирая пример для подражания. Огромное влияние в этом возрасте оказывают на ребенка окружающие взрослые, сверстники, персонажи книг и фильмов. Мальчики начинают копировать поведение своего «героя», создавая внутренний образ мужчины и формируя собственные нравственные ценности.

 В игровой практике дети усваивают не только социальные роли, но и образы поведения, общения мужчин и женщин. Образец поведения, заложенный в определенной роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает себя, контролирует свое ощущение. В процессе игры ребенок переходит в мир высших форм человеческой деятельности, взаимоотношений.

Таким образом перед педагогом стоит задача, воспитать детей с правильным гендерным различием. Для этого в игровых зонах должен находиться разнообразный игровой материал. Должны создаваться все условия для правильного психического и полоролевого развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом   пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

Материал содержит информацию  для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей....

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...

Презентация для родителей "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"

Как воспитать сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?Как воспитать дочку, чтобы она стала истинной женщиной?Почему среди мальчишек так много «трудных»?Почему с девочками взрослым обычно проще и удобне...