Храмовое зодчество
видеоурок

Крылова Юлия Николаевна

Слайды по проведению занятия по архитектуре Древней Руси. Текстовое сопровождение к слайдам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1    Архитектурное строительство  на Руси

Слайд 2

«О светло светлая и красно украшена земля Русская! и многими красотами удивлена еси: ...городы великими, селы дивными... домы церковными... Всего еси исполнена земля Русская!» — восклицал в XIII в. неизвестный автор «Слова о погибели Русской земли».

Слайд 3

Действительно, сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки.

Слайд 4

Вот как выразил свое отношение к зодчим Древней Руси поэт В. А. Рождественский в стихотворении «Зодчество»:

Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,

Я вижу с них, подобно звонарю,

Родных лесов и пажитей просторы.

Не чад кадил, не слепоту сердец,

Взалкавших недоступного им рая,

А творчества слепительный венец,

Вознесшегося, время попирая.                              

Великий Новгород и древний Псков —

Нас от врага спасавшие твердыни —

Вот что в искусстве старых мастеров

Пленяет нас и радует поныне.

Был точен глаз их, воля их крепка,                        

Был красоты полет в дерзаньях отчих,

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!

Слайд  5

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI в. в связи с ростом городов (их число достигло более 270) стало вестись каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции. Широкое распространение на Руси получил крестово - купольный тип храма, разделенный на три или пять нефов. Купол – полусферический или иной сходный по форме свод, которым можно перекрыть пространство, имеющее в основании круг, многоугольник или эллипс. Купол может опираться на цилиндрический барабан или квадратные, многоугольные части здания.

Слайд 6

Неф – (франц. nef, от лат.  navis – корабль), главный объем крестово-купольного или базиликального храма. Удлиненное в плане помещение, которое в восточной части заканчивается полукружием апсиды с перекрытием – конхой, а в западной – нартексом, или притвором. Поперечная часть храма, образующая крестообразный план, именуется трансептом. Неф обычно делится вдоль на три части двумя рядами колонн на главный и два меньших боковых нефа (как правило, вдвое уже и ниже центрального). Пересечение нефа и трансепта называется средокрестием.

Слайд 7

Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево как основной строительный материал использовалось на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов, но и шатровых и ярусных храмов. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, а поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.

Слайд 8

 Во времена правления Ярослава Мудрого (ок.  978—1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Около 400 церквей, как утверждал один из путешественников, посетивших Киев, украшал город. Златоверхие теремные башенки, крепостные вышки, церковные шатры и главы красиво выступали на фоне густой зелени холмов, возвышавшихся вдоль Днепра.

Земляные насыпные валы с каменными стенами длиной около 4 км опоясывали Киев. Главным входом в город с юго-запада были, знаменитые Золотые ворота, обращенные к византийскому Константинополю -т- Царьграду. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

                                             

Слайд 9

Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии. Внешний облик собора в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня      поражает необыкновенной красотой и величием, нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государства средневекового Востока и Запада.          

Первоначально Софийский собор — это пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал идею явления Христа, а остальные символизировали двенадцать его апостолов. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, ни которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся закомарами (полукруглыми завершениями верхней части стены). Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующимися с розовой цемянкой — раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора нарядный вид.                                                                          

Величественны были и внутренние помещения собора. В главной алтарной апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Здесь возводили на престол князей, звучали проповеди.

Слайд 10

Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность.

Слайд 11

Архитектура Великого Новгорода

Характерные особенности новгородского зодчества точно определил художник и искусствовед И. Э. Грабарь: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки... но себе на уме... В его зодчестве такие же... простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы».

Действительно, здесь строили добротно, основательно, на века. Новгородские церкви выглядят приземистыми и подчеркнуто строгими. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатии новгородских мастеров, напротив, они стремились к суровой величавости и простоте.

Русским людям и иностранным купцам, подплывающим по реке Волхов к Великому Новгороду, прежде всего, открывался вид на Софию Новгородскую, построенную вслед за Софией Киевской. У стен собора шумело и бурлило новгородское вече, решавшее важные вопросы жизни Новгородской республики.

Слайд 12

При всей схожести планировки с Киевской Софией София Новгородская имела свои характерные особенности. Ёе венчали пять глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей. Большой средний купол был высоко вознесен над собором, будто Илья Муромец в золотой шапке  стоял он дозором над Новгородской землей. Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Их неровные поверхности, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Побеленные в XII в. они придали зданию целостный и завершенный характер и еще раз подчеркнули его массивность и прочность.  Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности были присущи внутреннему  убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Вместо колонн, тройных арок в соборе применили двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Слайд 13

Архитектурный облик Софии Новгородской запечатлен в этих , поэтических строках В. А. Рождественского (стихотворение «Новгородская София»):

Он, словно шлем, надвинул главы

И стены выставил, как щит.

Он весь — тугая соразмерность,

Соотношение высот,

Асимметрия, тяжесть, верность

И сводов медленный полет.

Слайд 14

 Архитектура Владимиро-Суздалъского княжества

Залесский край с его древними городами — Владимиром, Суздалем, Ростовом — давно привлекал- киевских князей. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1053—1125) построил на высоком берегу Клязьмы «град Владимеръ Залешьский». С XII—XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество — крупнейший архитектурный центр Руси. Строили здесь в основном из тесаного белого камня. Четырехстолпные храма увенчивались одной  главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими апсидами. Стены храмов были разделены на три части лопатками ( лястрами), каждая из которых завершалась закомарами.          

Слайд 15

Центром Владимира стал Успенский собор. Являясь главным храмом Владимиро-суздальских князей, он буквально царил над остальными постройками города. По художественному воплощению собор не уступал Новгородской Софии, но достигалось это с помощью иных архитектурных средств. В нем больше движения, динамики, купола далеко расставлены друг от друга. Дивный по красоте наглядно демонстрировал сказочное богатство русских князей.

Слайд 16

В течение многих лет храм неоднократно перестраивался. Первоначально он был одноглавым, но позднее к центральному шлемо-видному куполу были добавлены еще четыре главы. Храм окружают галереи, соединенные арками. Наружная отделка храма поражает роскошью и изысканностью. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арками.

Слайд 17

Недалеко от Владимира, на берегу реки Нерли, среди заливных лугов, стоит белокаменный храм Покрова Богородицы (1165) — гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека и природы. Одни сравнивают этот храм с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Другие уподобляют церковь милой девушке в подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. Третьи называют это удивительное сооружение «поэмой из камня», «чудом русского искусства» (И. Э. Грабарь). Нежность, красота, гармония, женское обаяние, грусть и печаль — все слилось здесь воедино.

Слайд 18

По какой ты скроена мерке?

Чем твой облик манит вдали?

Чем ты светишься вечно,

Церковь Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая,

Так подобрана складно ты,

Что во всех навек зароняешь

Ощущение высоты —

Так в округе твой очерк точен,

Так ты здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень.

Набежал — и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали...

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

Н. Коржавин

Слайд 19

Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающегося более восьми веков в водах небольшой речки Нерли. В его простых формах зодчим удалось передать легкость, изящество и стройность устремленного ввысь собора. Церковь построена в традициях четырехстолпного храма с членением наружных стен на три неравные апсиды. Средняя апсида шире остальных: она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Из-за нарушения симметрии кровля воспринимается как сплошная волнистая линия, усиливающая живость и динамичность общего архитектурного облика. Фасады богато украшены резьбой. Главный декоративный мотив — арка на двух стройных колонках, резьбой также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование. У стен этого удивительного храма вспоминается известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».

Слайд 20

Шедевры архитектуры Московского княжества

В XIV в. русские земли начинают объединяться вокруг Москвы причины, возвышения которой лежат, прежде всего, в ее географическом положении. Архитектура Московского княжества во много опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства.

Со второй половины XV в. значительно расширяются границы Московского княжества, Москва становится столицей единого централизованного Российского государства. Характерными чертами белокаменных московских церквей были силуэты ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола, один из которых возвышался над остальными, килевидные формы арок (кокошники), окружающие основание барабана купола. Все это придавало архитектурным сооружениям особую динамичность объемов, легкость и стремительность ритмов. К концу XV в. Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с бойницами и зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низкими деревянными шатрами.

Слайд 21

В 1470-е годы на месте старого был возведен новый Успенский собор. Итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти (между 1415—1420 — ок. 1486 г.) было предписано создать его по образцу владимирского Успенского собора. Златоглавый храм стал украшением «первопрестольной» Москвы. И все-таки он не копировал владимирский собор, в его строительство были привнесены новые черты. Прежде всего, он поражает цельностью объема, геометрической четкостью кирпичных стен, облицованных белым камнем. В нем не чувствуется преобладания каменной массы, как это было в новгородских и владимиро-суздальских храмах. Узкие щелевидные окна  не дают представления об истинной толщине стен.

Слайд 22

Когда собор был построен и великий князь  Иван III вошел под его своды, озаренные тысячами свечей, он в восхищении воскликнул: «Вижу небо!» Построенный «палатным образом», Успенский собор не имел аналогов в русском храмовом строительстве. Впоследствии в нем короновались русские цари, он служил усыпальницей для митрополитов и патриархов земли Русской.

Слайд 23

В 1555—1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведен Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный поручил его строительство мастерам Барме и Постнику — людям «премудрым и удобным таковому чудному делу». (Согласно одной из гипотез, это мог быть и один человек.) Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима. Она объединяла восемь приделов, расположенных на одном основании и увенчанных высоким шатром. Вместе с тем сложная пирамидальная композиция отличалась художественным единством и динамичностью.

Один из патриархов так описывал этот храм: «Множеством куполов возглавлен этот собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский — объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

Слайд 24

Существует легенда, что после возведения собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного. Эта легенда обрела свое второе рождение в балладе   Д. Б. Кедрина «Зодчие»:

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху,

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл итальянских

И пагод индийских была.

Слайд 25

Сегодня Покровский собор выглядит иначе. Он стал многоцветными к нему добавили архитектурные элементы. Век спустят стены собора покрыли орнаментом.

Слайд 26

В XVI в. в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества. Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается красивейшая панорама города.

Слайд 27

Так выразил свои чувства от увиденного храма современный поэт В. С. Шефнер.

Он рвется ввысь, торжественен и строен,

Певучей силой камень одарен, —

Для Бога он иль не для Бога строен,

Но человеком был воздвигнут он.

И нет в нем лицемерного смиренья, —

Безвестный зодчий, дерзостен и смел,

Сам стал творцом — и окрылил каменья,

И гордость в них свою запечатлел...

                 

Слайд 28

Главной особенностью Коломенского храма был постепенный рост здания от нижнего яруса (четверика) к верхнему, изящному  восьмерику. По замыслу неизвестного зодчего, его порыв ввысь должен был зримо воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса  Христа, воскресшего после страданий и смерти. Три ряда кокошников, пилястр и стрел украшают и оживляют гладкие стены храма. 28-метровый шатер увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой на восьмигранном барабане.

Слайд 29

Деревянное зодчество

Достижения древнерусского деревянного зодчества также заслуживают нашего особого рассмотрения. Крестьяне вынуждены были обходиться деревом и научились с ним прекрасно работать. В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы без единого гвоздя и с помощью одного топора.

Примечательно, что храмы именно рубились, так как дерево, отесанное топором, сохраняется лучше, чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось. Кровлю покрывали досками, а купола — дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их шло несколько десятков тысяч. Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась неслучайно, Она плотно облегала округлые поверхности куполов, кроме того, разбухая во время дождя, уплотнялась и не пропускала воду внутрь церкви. И еще одно ее важное свойство: осиновые дощечки по-разному выглядят в зависимости от освещения. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приобретает розоватый отсвет.

Слайд 30

Кижский архитектурный ансамбль — прекрасное творение рук человеческих. На острове Кижи в Карелии сохранилась легенда, согласно которой Преображенскую церковь построил один-единственный мастер. В основе композиции необыкновенно нарядной и затейливой Преображенской церкви — три восьмерика (восьмигранных бревенчатых сруба), «мал мала меньше», поставленные друг на друга. К нижнему из них пристроены четыре дополнительных сруба (прируба), перекрыты бочками (килевидной в разрезе кровлей), которые венчаются главами.

Слайд 31

Уникальность Преображенской церкви заключается в единой архитектурной идее — устремленности вверх всех элементов композиции (восьмериков, прирубов, бочек и главок) на высоту 37 м. Двадцать две главы — этот удивительный каскад, ниспадающий с вершины церкви, не случайно был назван И. Э. Грабарем «несравненной сказкой куполов».

Такой удивительной, ни на что не похожей церкви, пожалуй, не знает вся история русского зодчества.  

Слайд 32

Свято-Успенский Второафонский мужской монастырь был открыт в горах Пятигорска двумя монахами - выходцами из Старого Афона (древнегреческой обители). Это произошло в 1904 году, на Успение.

Через 24 года, при Советской власти, монастырь закрыли. Он стал постепенно разрушаться, и к концу 40-х годов от Второго Афона не осталось камня на камне.  

О монастыре забыли до начала 90-х. На пожертвования прихожан удалось восстановить Георгиевский храм и братский корпус. Вначале он был рассчитан на 10 человек. Сегодня здесь живет 20 братьев, и места на всех не хватает.

В 2004-м году монастырь отметил вековой юбилей.

Слайд 33

Спасский собор, построенный на пожертвования жителей России, находился на северном углу ул. Соборной и пр. Кирова. Его проект был составлен архитектором А. Я. Андреевым по велению Николая I.  31 мая 1869 г. состоялось его торжественное освящение, которое совершил епископ Кавказский Феофилакт. Высокий пятиглавый кубовидный собор из машукского камня был построен в русско-византийском стиле. В плане храм имел форму креста – главного символа христианской веры.

 В 1936 году собор был взорван. Весной 1991 г. инициативная группа из местных жителей предложила возродить Спасский собор.  Уже готов проект собора, полностью учитывающий все сохранившиеся архивные материалы. Очищен и исследуется чудом уцелевший фундамент. В ходе раскопок в 2005 году на месте Спасского собора в городе Пятигорске найдены памятная плита и мраморный крест, установленные здесь еще в 1847 году при закладке храма.

Слайд 34

Ныне южную часть соборного сквера занимает новая  церковь Всех Скорбящих Радости. Церковь с подобным названием была построена вначале деревянная в 1828 году, затем после перестроек и достроек был освящен Храм, разрушенный в 40-х годах ХХ века.

1 августа 1992 года было начато восстановление церкви. Сегодня церковь восстановлена.

Слайд 35

Храм святого праведного Лазаря Четверодневного (Лазаревская церковь). Первоначальный план сооружения храма относится к 1828 г., когда в торжественной обстановке был заложен первый камень в основание будущей кладбищенской церкви. Проект храма был составлен известными итальянскими зодчими братьями Бернардарцци.  Храм был закончен в 1856 г. Землятресение 1880-х гг. разрушило эту церковь и на новом месте, у входа на кладбище было выбрано место для строительства нового кладбищенского храма. Для его укладки использовался белый камень с горы Машук. Храм сооружен в 1902 г. и освящен 17 октября 1903 г.

Слайд 36

По своей архитектуре храм представляет собой образец древнерусского классицизма. Крестообразное в плане здание имеет большой шатровый купол на высоком восьмигранном световом барабане. Высокие окна барабана обрамлены наличниками с колонками. Над входом надстроена двухъярусная шестигранная колокольня с меньшим шатровым куполом. Оба купола храма венчаются позолоченными луковичными главками с крестами на высоких узорчатых шейках. Фасад храма обильно украшен килевидными закомарами и кокошниками. Строгий лицевой фасад разделен тягами на два уровня. Ризалит фасада, выделенный рустом и лопатками, содержит массивный входной портал с широкой лестницей и пару больших полуциркульных окон.

Слайд 37

 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является единственным памятником церковно-казачьей старины в г. Пятигорске.   По преданию, казаки, переселяясь с реки Волги в район крепости Александровской, взяли с собой церковь. В 1825 году, когда из станицы Александровской переселялись 385 семей казаков на Кавказские Минеральные Воды, то эта церковь была перевезена в район Кислых Вод, т.е. Кисловодска, где была поселена часть казаков, положивших основание Кисловодской казачьей станицы. Церковь была установлена в центре станицы. На следующий год вокруг храма была сооружена каменная стена с бойницами. В Пятигорск, в поселок Свободы, она была привезена на рубеже XIX и XX веков и была вновь здесь собрана.

  Простота, скромность архитектурного облика Покровской церкви, характерная черта станичных храмов юга России. Располагаясь на возвышенности, господствующей над поселком, церковь видна с любых участков не только поселка, но и города Пятигорска.

Слайд 38

«Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа», — писал И. Э. Грабарь в «Истории русского искусства».

 Слайд39

 Слайд 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Комплексное занятие с детьми подготовительной (логопедической) к школе группы "Храмовая архитектура" (познавательная и творческая деятельность)

Это занятие приуроченно к проведению Рождественнских встреч: "От просвящения к нравственности". ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020г.г Храмовой Лидии Николаевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13»

Задачи:1. Создание условий для реализации ФГОС.2. Внедрение (изучение, применение использование, апробирование) современных технологий речевого развития дошкольников (метода проектов, игровых технолог...

Воспитание уважения у старших дошкольников к традициям и наследию русского народа через знакомство с деревянным зодчеством

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной ...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Посещение выставки деревянного зодчества"

Организация образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ во время экскурсии на выставку деревянного зодчества при детской районойй библиотеке....

Презентация "Храмовая архитектура"

Знакомство детей с храмовой архитектурой. Изучение храмов Ступинского района, через историю создания....

Презентация Визитная карточка воспитателя Храмовой Елены Витальевны

Презентация раскрывает методическую и практическую основы педагогического опыта на тему организации дополнительного образования по развитию художественно-твореских способностей детей дошкольного возра...