Мастер-класс «Игротерапия»
методическая разработка

Балакшина Ольга Николаевна

Мастер-класс «Игротерапия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Мастер-класс «Игротерапия»

В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. Педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка - сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся деструктивные и негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия, распознавать эмоциональное воплощение своих сверстников, а так же владеть конструктивными способами взаимодействия.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий необходимо внедрять в практику метод арттерапии - один из современных направлений в оздоровлении, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека

Арттерапия способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Вы не задумывались о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежно-детском возрасте? Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается - это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг- Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей.

Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В ней формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Одно из направлений фольклорной арт-терапии, элементы которого возможно применить в качестве динамической паузы или самостоятельного режимного момента – это коррекционно-развивающая игротерапия, основанная на применении народных игр.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Основные задачи игровой терапии таковы:

- облегчение психологического страдания ребенка;

- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые»«ребенок - другие дети»;

- коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Испокон веков, в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей - их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игра «Змейка» развивает в детях внимание, быстроту реакции, ловкость.

Вставайте, поиграем.

Игра «Змейка»

Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.

Неожиданно он бросал на середину круга веревку-«змейку».

Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.

Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.

Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.

Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро. В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Народные игры вызывают интерес детей, приносят им чувство радости, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально - психологическое благополучие.

Чтобы преодолеть у детей мнимые страхи сказочных персонажей, мы играем в русскую народную игру «Баба – Яга». Вставайте в круг.

Игра «Баба – Яга»

Все стоят в кругу, в середине Баба – Яга. Стоящие в кругу проговаривают слова, Баба- Яга кружится на месте.

Бабка-Ёжка костяная ножка,

С печки упала – ногу сломала,

А потом говорит - у меня нога болит.

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар,

Вышла на лужайку – испугала зайку.

С окончанием слов Баба – Яга догоняет.

Игра «Жмурки» позволяет дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих и на ощупь его узнать, четко назвав имя.

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности, воображения, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно - ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три компонента: музыку, слово и импровизацию самих детей. В результате применения этой психотехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, общей психофизической коррекции детей. В игровой ситуации дети приучаются регулировать степень внимания, физические нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам, сочетать свое поведение с поведением других. С помощью игры ребенок учится определять расстояние (тренирует глазомер, развивает свои чувства.

Игра «Селезень»

Играющие стоят в кругу. Селезень с уткой за кругом. Утка бежит змейкой между стоящими игроками в кругу, селезень её догоняет.

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял.

Поди утица домой, поди серая домой.

У тя семеро детей,

А восьмой селезень.

Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.

Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей с ограниченными возможностями. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Большую роль в коррекционной работе с детьми играет то, что народная игра с правилами регулирует действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействует формированию воли. Эти игры - одно из звеньев этнопедагогики и имеют многовековую историю. Они дошли до нас из глубокой старины, вобрав в себя лучшие национальные традиции. Таким образом, народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.

Использование элементов фольклорной арт-терапии в работе с детьми эффективно способствует развитию интеллекта, психических процессов, эмоционально-волевой и познавательной сферы, а также позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они является.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Упражнение «Передача любви, тепла в круг». Участники встают в круг, соединяют руки, поднимая их к солнцу, делают глубокий вдох, опуская руки в круг – выдох.

- Мы сегодня очень хорошо поиграли, давайте похвалим сами себя. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите«Я – молодец!».

Рефлексия. В заключении я предлагаю вам выбрать воздушный шар, цвет которого соответствует вашему состоянию души. Встанем в круг и каждый из вас поделится своими впечатлениями (что интересного вы взяли для себя, что показалось трудным, ваши пожелания).

Мастер-класс «Цветовой игротренинг  в работе

психолого-логопедической службы ДОУ».

Цель: Обобщение и распространение опыта работы по использованию технологии цветотерапии в коррекционно – развивающей  деятельности ДОУ с целью повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о нетрадиционной технологии - цветотерапии

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению цветового игротренинга в коррекционной работе с детьми

3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах цветотерапии

Ход мастер-класса

I.Организационный момент

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе «Цветовой игротренинг  в работе психолого-логопедической службы»

 Нам очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом  со своими коллегами.

Педагог-психолог: Нашу встречу предлагаю  начать с приветствия.

Ритуал приветствия

  1. А начнем мы наше приветствие с квик-настройки Если   вы   хотите   нравиться   людям   - улыбайтесь!  

В чём секреты улыбки?

  • Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
  • Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
  • Секрет 3. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
  • Секрет 4. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
  • Секрет 5. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.
  • Улыбка,  солнечный    лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  • Мы подобно золотой монете: чем дольше работаем, тем дороже  нас ценят.
  • Любимая работа: стареть не дает.
  • Трудности закаляют  нас на пути к счастью.
  1. Формирование фокус-группы:

- игровое упражнение «Отгадай цвет»: уважаемые, коллеги  предлагаем немного поиграть в игру «Отгадай цвет»

 Всех быков он возмущает

 Ехать дальше запрещает

 Вместе с кровью в нас течет

 Щеки всем врунам печет        

(Красный - активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы).

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.

(Зелёный - цвет гармонии и равновесия, это целительный цвет, он успокаивает, повышает защитные силы организма).

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.         

(Оранжевый - цвет радости, позитива и веселья. Помогает преодолеть плохое настроение).

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.  

(Желтый -  вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия).  

Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,

 И на ящике почтовом.

(Синий - стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит).

Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.

(Голубой - оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении, помогает восстановить силы).

Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.   (
Фиолетовый - помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения).

  1. Ритуал знакомства

Инструкция: «Давайте встанем в круг. Вокруг нашего «Чудо-парашюта» У меня в руках клубок. Этот клубочек поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок расскажет нам о себе (как зовут, из какого учреждения, и говорит пожелание, на сегодняшний день (всем участникам семинара) Оно должно быть коротким, желательно в одно слово, например, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.)».

Психолог:
- Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».
И вы сегодня в этом убедитесь.

  1. Упражнение «Настроение»

А сейчас уважаемые коллеги нам хотелось бы узнать  

- Какое у вас сейчас настроение?

Каждый сектор – разное настроение.  Каждое настроение имеет свой цвет. Выберите  и встаньте  на тот сектор, который соответствует вашему настроению.

Обозначение цветов.

красный     –  веселое, бодрое, возбужденное, активное настроение, хочется радоваться всем; веселиться.

зеленый     – спокойное настроение,  немного уставшее; хочется спокойно поиграть, послушать.

желтый -  теплое,  доброжелательное, готовы к сотрудничеству.

синий      -    грустное, печальное.

Встаньте н а тот сектор, который соответствует вашему настроению.

Встаем в круг.

Игра «Пожелание»

Прошу поднять правую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. Попрошу поднять правую руку и положить ее на левое плечо тех, кто пришёл получить новые знания. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем, друг другу творческих успехов, удачи!  (руки открыты)

Беремся за руки. Передаем друг другу  хорошее  настроение. И на этой позитивной ноте  продолжаем нашу встречу.

Присаживайтесь

II. Теоретическая часть.

Цель нашей встречи: показать практическую значимость применения цвета в коррекционной работе с детьми

С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна — зелена, лето — красное, осень — золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. У каждого из нас есть свои цветовые предпочтения, и есть любимые и нелюбимые цвета. Когда мы надеваем одежду любимого цвета, мы чувствуем себя комфортно и уверенно, что несёт нам спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, чтобы избежать, как нам кажется, неблагоприятное воздействие.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.

Наука, изучающая свойства цвета, восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета, называется – ЦВЕТОТЕРАПИЯ.

Цветотерапия  помогает решать проблемы ребенка с ОВЗ (речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески. Используя в своей работе данный метод, мы создаем условия для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, для преодоления речевых нарушений, для профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной, волевой, познавательной сфере, для развития полноценной психической деятельности.

Где можно использовать цветотерапию?

Метод цветотерапии используется в работе логопеда, психолога, дефектолога для речевого развития  и психоэмоционального состояния  ребенка.

Коррекционные занятия  с применением цветотерапии помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью таких занятий педагогам удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой.

III. Практическая часть

  1. Двигательная сказкотерапия. 

Тема: Путешествие на остров Радости

Задачи:

  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
  • Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с ситуацией, учить выражать эмоции в мимике.

Ход

Дети, хотите сегодня оказаться в сказке? (Дети стоят вокруг  парашюта)

Ну, тогда слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели радоваться, улыбаться, быть добрыми, вежливыми. Королева Радости вселяла в души людей чувство прекрасного и доброго.

Покажите, как вы умеете радоваться, улыбаться, веселиться.

Но однажды случилась беда. Дети, попробуйте изобразить тревогу с помощью движений рук, глаз («Изображение тревоги» волнообразные движения руками, держа парашют в руках. Темп сначала медленный, потом нарастает. Покажите волнение, тревогу, как вы это чувствуете).

Злая волшебница « Грусть» заколдовала страну. И задумала она самое страшное: отнять людей  радость. Волшебница ликовала: вот теперь-то скука и злость придут в это царство-государство, все перестанут улыбаться и будут все время ссориться! Что же делать? Необходимо срочно отправляться в  путешествие - радость искать. Готовы? Тогда в путь?

Дети поворачиваются  друг за другом  и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога они проходят тропинки разного цвета.

«Перед нами зеленая тропинка. (проходим зеленый сектор)  Идем по тропинке…Представьте себе, что вы попали на зеленую лужайку в лесу ... Вот  сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке(дети изображают, как они  идут по мягкой травке)... Глубоко вдохните, выдохните. Слушаем, как поют птицы... шелестит трава... журчит ручей... Почувствуем аромат спелой земляники. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную, ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники...

Очень ярко светит солнце, давайте пройдем солнечной дорожке  (проходим желтый  сектора).  С нами решил поиграть солнечный зайчик.

Психогимнастика "Солнечный зайчик". Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками по лбу, по носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай  нежно, чтобы не спугнуть. Он побежал по голове, шее, животику, по рукам и ногам. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, и ты погладь его и подружись с ним. 

Ребята вот мы и подружились с солнечным зайчиком. Идем дальше.

Но вот показался ручеек

  Идем дальше. Вдруг  на тропинке появился ручеек. Водичка в нем теплая (проходим синий сектор). Снова спокойно идем по тропинке…  

Психолог:

Чтобы попасть в страну радости мы должны вспомнить, какое бывают настроения у людей

Упражнение «Мы умеем…»

Мы умеем обижаться. Мы умеем злиться. Мы умеем грустить. Удивляться. Мы умеем улыбаться и быть радостными.  (Дети показывают).

Наконец мы подошли к тропинке радости.

И вот  перед нами  тропика радости, доброты давайте пройдем  по ней (проходим красный  сектор). Кто проходит по этой дорожке  становится веселым, добрым. И вы в этом сейчас убедитесь. В стране радости есть волшебная палочка. Когда к нему подходит добрый, веселый человек, палочка начинает светиться и передает часть своей волшебной силы.

Вот мы с вами и попали в «Страну радости, доброты и вежливости». Я вижу в ваших  добрых глазах ласку, доброту, внимание, заботу, любовь – все эти прекрасные качества нам очень понадобятся в путешествии.

 Ну, а теперь я предлагаю   все  нам  отправиться волшебную страну «Игралочка»  ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНЫЙ МИР   игр

  1. Дидактические игры с большим парашютом:
  • Игра « Круг, с фитбол мячами»

Цель: развитие умения сотрудничать, взаимопонимание и доверие между детьми, сплоченности, развитие пространственных представлений.

Психолог:  Возьмитесь за ручки парашюта, натяните ровный круг. Круг – это символ единства,  силы, дружбы. Во время проведения игр  дети находятся в кругу, поскольку пособие состоит из секторов разного цвета в виде круга, что создаёт возможность открытого общения, ощущение целостности, завершённости, облегчает взаимодействие.

Сейчас я предлагаю выполнить   задание, которое нужно выполнить одновременно и чтобы целостность круга была не нарушена. Педагог  бросает большой фитбол (мяч), а дети должны его поймать и удержать так, чтоб он не упал на пол. Усложнение: на парашюте два фитбола.

Вопросы: От кого и от чего зависел результат при выполнении заданий?

А мы продолжаем наше  путешествие

  • Игра «Закончи предложение»

Цель: Развитие логического мышления, внимание и наблюдательности. Развитие слухового и зрительного восприятия. Воспитание  доброжелательного отношения к окружающим.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я часто использую такие задания для развития логического мышления у детей

Мы с вами  будем играть  в игру «Закончи  предложение», но отвечать будем  не словесно, а движениями. Каждый ответ имеет свой цвет. (На каждый ответ вы должны пройти на определенный  цвет)

  • Ромашка белая, а василек…(синий)
  • Огурец зеленый, а помидор… (красный)
  • Трава зеленая, а солнце…(желтое)
  • Осенью листья желтые, а летом… (зеленые)
  • Яблоко красное, а лимон… (желтый)
  • Заяц серый,   а лягушка… (зеленая)
  • Чайка белая, а море…(синее)
  • Елка зеленая, а звезда… (красная)

Присаживайтесь за столы

  1. Работа   за столами
  • Упражнение «Цветик - семицветик» (на дыхание.)

Цель: развитие длительного плавного вылоха.

Перед детьми «Цветик - семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.

- Помогите ветру унести ваше желание, подуйте на лепесток длительно и плавно.

- Вдох делаем носом, а выдох - ртом.

  • Пальчиковая гимнастика  (можно платочки, можно цветные салфетки)
  • Упражнение «Бабочки»

Цель: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.

Выполнение: 

1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.

2. Педагог произносит слова и показывает действие:

Пальцы весело шагали

И платочек собирали -

Превратился в тряпочку

Похожую на бабочку.

Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка».

  • Игра «Сминание  платочка»

На  ладонь кладут салфетку  и  просят ребенка  при помощи только  пальцев  одной руки смять бумагу  в  кулачок... А потом двумя руками

«Паучок»

Задача: учить поочерёдному присоединению пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец.) к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок»; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2. Пальцы раздвинуты.

3. Кисть руки ставится в угол платка на кончики пальцев.

4.На слова педагога:

  • Что задумал паучок?
  • Я хочу собрать пучок.

Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.

То же самое делают другой рукой.

Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.

  • Игра «Цветные слова»

Цель: развитие памяти, внимания.

Предъявляются 7 – 8 цветных шарфов

Красный -  огонь                          Зеленый -  дерево                                           Оранжевый  -  закат                     Желтый -   солнце

Синий  –  дождь                            Коричневый  -  дорога                        

Белый  –  зима                     Голубой - небо

Ведущий поднимает шарф определенного цвета и называет слово, остальные запоминают.

  • Игры на ориентировку «Бабочка и цветы»

Цель: развивать ориентировку на плоскости и в пространстве

- разложите цветы так, чтобы:

1 стол – так, чтобы … цветок был посередине, остальные по желанию.

2 стол – так, чтобы … цветок был слева, остальные по желанию.

3 стол – так, чтобы … цветок был справа, остальные по желанию.

-посадите бабочку:

1. на цветок

2. под цветок

3. между цветами

4. перед цветком

5. за цветком

6. справа или слева от цветка

  • Игры с пособием «Солнышко»

Цель: развивать ориентировку на листе бумаги.

  1. Игра на «Ориентировку в пространстве»

-3 вверх (цыпленок)

-3 влево (мухомор)

-4 вниз и 2 вправо (ведро)

-2 вниз и влево (кукла)

-2 вверх и 6 вправо (ракета)

-1 вверх и 2 влево (солнышко)

Цель: формирование языкового анализа и синтеза, умение выделять звук на фоне слова.

     2. Игра  «Спрячь картинку» (закрываем по 2 картинки на звук)

- синие камешки – звук Р

- желтые камешки – звук Ш

- зеленые камешки – звук Ж

- оранжевые камешки – звук Л

***Работа с залом

Игры на внимание с цветными флажками. Например, ведущий поднимает Белый флажок – подняли руки и похлопали

Голубой флажок – потопали ножками

Красный флажок – покричали «ХА-ХА-ХА»

      4.  Игровое пособие «Маленький чудо-парашют» (приготовить)

Цель: учить согласовывать слова существительные с прилагательным, согласование числительных с существительным и прилагательным

  • Игра «Картинки-контуры»
  • Игра «Определи звук, найди картинку»

 

IV. Подведение итогов.

Рефлексия

Ну и в заключение, уважаемые педагоги, мы предлагаем  вам высказать своё мнение о сегодняшнем мастер - классе и оценить  нашу работу по следующим критериям:

1. Красный цвет – понравилось, буду использовать материал в работе;

2. Синий – понравилось, уже использую материал в работе;

3. Желтый – понравилось, узнала новые приемы.

4. Зеленый – было интересно, но в работе использовать не буду.

«Прощание»

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам мысленно - положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мы поблагодарим вас за внимание, а участников за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Песочная игротерапия"

Мастер-класс «Песочная игротерапия»Цели занятия:1. Развитие мелкой и крупной моторики рук2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.3. Гармонизация психоэмоционального ...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Мастер - класс "Игротерапия дома и в детском саду"

Выступление на родительском собрании....

мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

МАСТЕР- КЛАСС: «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...