статья
статья

Королева Татьяна Николаевна

В статье описывается значение сенсорного развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Дидактические игры.»

Подготовила и опубликовала

Воспитатель     Королева Т.Н  

ГБДОУ д/с №6 Выборгского р-на

 Санкт-Петербурга

Если спросить у родителей, много ли времени они уделяют сенсорному воспитанию своего ребенка, то большинство из них признаются, что нет. Многие родители даже не знают про понятия «сенсорное воспитание» и «сенсорное развитие» ребенка.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Ощущение цвета, формы, размера предметов, ощущение пространства и времени – все это относится к чувственному (сенсорному) восприятию. Сенсорное восприятие запускает процесс познания мира. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Остальные методы познания являются результатом того, какой объем информации ребенок получил об окружающем мире, как он смог обработать все эти данные и как научился взаимодействовать с внешней средой. Хорошо развитое сенсорное восприятие благоприятно влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Ребенка окружает природа со всеми её сенсорными признаками: многоцветием, запахами, шумами. Он сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов; знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Сенсорное развитие определяет, насколько успешным будет обучение ребенка в более позднем возрасте, оно является залогом успешного осуществления разных видов деятельности ребенка. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка. Если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, сенсорное развитие нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

С помощью сенсорного воспитания происходит последовательное и планомерное ознакомление с сенсорной культурой. Для успешного умственного развития ребенку необходимо полноценно изучать свойства и характер окружающих его предметов, уметь описывать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольный период, она отвечает особенностям психики ребенка в данный период времени. Игры детей отличаются большим разнообразием, они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению. С помощью игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы, развиваются творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни.

Детские игры делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами.

  1. Творческие игры

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления и понимание окружающего и отношение к нему.

Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества прививает ребенку чувство прекрасного с самого раннего возраста. У ребенка развивается фантазия и воображение. Для продуктивного развития занятий творчеством необходимо постоянно разговаривать с ребенком, просить его рассказывать о том, что он делает. Например, если ребенок рисует дом, нужно расспросить малыша, что это за дом, кто в нем живет. Надо подробно обсудить сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как части и цвета расположены по отношению друг к другу.

  1. Игры с правилами

Они создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся при неудачном результате. 

Разновидностью игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей, являются дидактические игры. Они способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считаются основным средством сенсорного воспитания. С помощью них формируется сенсорика ребенка, развивается мелкая моторика.

 Дидактическая игра в развитии сенсорного восприятия играет положительную роль при условии, что педагог может вызвать у ребенка определенные сильные эмоции: удивление, восторг открытия и поиска, радость, удовольствие, веселье.

В дошкольном возрасте дети обычно играют в следующие дидактические игры:

а) игры для сенсорного развития;

Эти игры, как правило, побуждают детей работать с большим различным массивом предметов, имеющих разные характеристики. В качестве дополнительных материалов используются большое количество разных карточек, картинок, игрушек. Необходимо отыскать все предметы определенной формы или рассортировать картинки по цветам. Чаще всего через эти игры дети учатся различать формы, цвета и величины.

б) игры с предметами;

Эти игры подразумевают работу с какими-то конкретными предметами: собрать матрешку, построить пирамиду, сделать из конструктора дом или вылепить что-то из пластилина. Взаимодействуя с предметами, дети неосознанно знакомятся с их формой, размером, цветом. Это позволяет им организовывать различные предметы между собой, тем самым творя что-то новое.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание осуществляется как через предметную, так и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В семье необходимо создать предметно-развивающее пространство.

Можно использовать следующие игрушки:

- в которых используются разные принципы извлечения звука;

- различные виды мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Самым доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал. Игры с песком и водой – это не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представления о понятиях «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий», начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. Развитие игр с природным и строительным материалами не может осуществляться одинаковыми установленными приемами и способами, однообразными дидактическими играми, не продуманной развивающей средой. Развивающие занятия проводятся с учетом игровой мотивации и индивидуальным развитием каждого ребенка.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. У детей есть все, чтобы в будущем стать успешным человеком. Необходимо только научиться правильно направлять этот процесс и лучшее решение этой задачи – обучать детей через дидактические игры. Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...