Главные вкладки

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Здравствуйте, Планеты!»
    план-конспект занятия (средняя группа)

    Очкина Анна Николаевна

     

      

     

     

     

     

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

    в средней группе

    «Здравствуйте, Планеты!»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

    ОЧКИНА АННА НИКОЛАЕВНА

     

     

     

     

     

    Санкт-Петербург 2020г.

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности

    по формированию целостной картины мира в средней группе

    «Здравствуйте, Планеты!»

     

    Программные задачи:

    Образовательная область «Познание»

    •             Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе.

    •             Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.

    •             Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;

    Образовательная область «Коммуникация»

    •             Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

    Образовательная область «Социализация»

    •             Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

    Образовательная область «Здоровье»

    •             Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

    Предварительная работа: занятие «Освоение космоса», беседа «Голубая планета Земля, рассматривание иллюстраций на тему «Космос».

    Оборудование:

    •             Солнечная система с планетами.

    •             Презентация «планеты солнечной системы».

    •             Конверты с заданиями.

    •             Конверты с предметами, необходимыми в космосе, 1 конверт на двоих детей.

    •             Звезды – медальки.

     

    Ход занятия:

    Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Для этого нам необходимо построить ракету. (постройка ракеты из матов в спортивном зале).

    Дети ложатся на «имитированную» ракету.

     - Оденьте скафандры (дети имитируют движения), пристегните ремни. Внимание, внимание!!! Наш экипаж отправляется в полет.

    5- 4-3-2-1-Поехали! (презентация планет)

    - Вот мы и в космосе! Как здесь красиво!

    Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите в космосе?

    Но мы не просто путешествуем. Нам пора открыть послание из центра управления полетом.

    Видеозапись «инопланетянин»: «Юные космонавты! Приветствуем вас на космическом корабле! Случилась беда, все планеты разбежались. Мы очень надеемся на вашу помощь! Ваша задача найти все планеты и вернуть их на место»

    (Карта солнечной системы, где все планеты вырезаны)

    - Посмотрите, и правда все планеты исчезли. Ребята, поможем найти планеты?

    (Ответы детей)

    - Тогда отправляемся в путь! У меня есть карта нашего детского сада, на карте отмечен наш путь стрелками, а крестиком показано, возможное место планеты. (передвижение по стрелкам)

    Внимание! Мы приближаемся к первой планете.

    - Вы знаете, как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий.)

    Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту.

    Меркурий - самая маленькая и самая быстрая планета в Солнечной системе. Расположена она ближе всех к солнцу. На ней нет ни воды, ни воздуха, её поверхность покрыта пылью, камнями и кратерами. Днем на планете жарко, а ночью становится очень холодно.

    Воспитатель: На эту планету упало много метеоритов. Вы знаете, что такое метеорит? (Твёрдое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства). (Проецируется изображение метеорита). От столкновения с метеоритом на планете образуется кратер. Хотите посмотреть, как образуются кратеры?

    Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

    Воспитатель:

    - Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

    Молодцы, справились с заданием.

     Наше путешествие продолжается. Берем курс на следующую планету. Какая планета находится рядом с Меркурием? 

    Венера вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вокруг нее всегда много облаков. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.  Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

    Воспитатель:

    - А куда мы полетим дальше узнаем, когда сложим картинку. (Разрезная картинка с изображением Земли).

    Что вы знаете о нашей планете? (Земля единственная планета, на которой существует жизнь)

    Почему на Земле есть жизнь? (Есть вода, воздух, подходящая температура)

    Опыты для детей: мандариновая планета Земля

    1. Берем мандарин, он будет исполнять роль нашей планеты. По форме он даже немного похож на Землю, как бы сплюснутую у полюсов, то есть имеющую форму эллипса. Рисуем на кожице мандарина человечка. Он будет условно обозначать место, где находится ребенок.

    2. Выключаем свет и зажигаем свечу –  наше «Солнце». Ставим свечу на стол – устойчиво, желательно в подсвечнике или специальной подставке.

    3. Протыкаем длинной палочкой мандарин, стараясь не повредить дольки. Палочка – это воображаемая земная ось.

    4. Подносим мандарин к свечке. Пламя освещает только одну половинку фрукта? Так и Солнце освещает одно полушарие. Можно слегка наклонить палочку – земная ось ведь тоже наклонена. На нарисованного человечка падает свет. А там, где темно, ночь.

    5. А теперь поворачиваем палочку с мандарином, чтобы другая половина осветилась пламенем. Так и Земля поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. А теперь пусть малыш, если захочет, повторит опыт с начала до конца самостоятельно.

    Объяснение эксперимента для детей

    Земля постоянно вертится вокруг своей оси (как мы поворачивали наш мандарин). Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет. Мандарин поворачивался вокруг своей «оси», и свет от пламени на него падал избирательно: сначала была освещена одна половинка, потом другая. Все, как в природе.

     

    Воспитатель:

    - Вот и четвёртая от Солнца красноватая планета – Марс.  На ней самые высокие горы. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. На Марсе очень мало кислорода.

    - Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим? (Проецируется таблица с забавными существами). Как вы думаете, кто это? Возможно, это жители планеты Марс – марсиане. Они решили с вами поиграть в игру. Видите, они живут в квадрате-домике. Некоторые из них спрятались. Давайте их найдём. Определите, какого марсианина не хватает в каждом ряду.

    -А сейчас мы полетим на самую большую планету Солнечной системы. 

    Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

    включается фонограмма спокойной музыки.

    Физкультминутка:

    - Какая чудесная музыка звучит, она спокойная, медленная, тихая. Так и хочется парить над Землёй, летать в космическом пространстве. В космосе невесомость и все движения плавные и медленные. Давайте представим, что мы находимся в космическом пространстве. (Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в невесомости).

    Воспитатель:

    - Шестая планета Сатурн.

    Стихотворение об этой планете нам подготовила ...

    «Сатурн»

    У каждой планеты есть что-то своё,

    Что ярче всего отличает её.

    Сатурн непременно узнаешь в лицо

    Его окружает большое кольцо.

    Оно не сплошное, из разных полос.

    Учёные вот как решили вопрос:

    Когда-то давно там замёрзла вода,

    И кольца Сатурна из снега и льда.           

      (Римма Алдонина)

     

    Воспитатель: Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.  Уран - это единственная планета, которая вращается, лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь и туман.

    Уран – лежебока, и встать ему лень, подняться планете невмочь, Сорокалетие длится там день, И сорокалетие – ночь.

    Найдите уран и поместите его на карту.

    Нептун ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

    Да, здесь очень холодно, намного холоднее, чем на Южном полюсе, ведь планете Нептун достаётся меньше всего солнечных лучей. Холодно вам? Покажите, как вам холодно. Давайте, пока мы не замёрзли, «добежим» до еще одной планеты.

    Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к взрослым планетам не пускают. (Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти).

    Воспитатель: Вот и закончилось наше виртуальное путешествие, пора возвращаться на нашу планету Земля.

    И в заключении мы расскажем стихотворение о Солнечной системе:

    По порядку все планеты

     Назовёт любой из нас:

     Раз … Меркурий,

     Два … Венера,

     Три … Земля,

     Четыре … Марс.

     Пять … Юпитер,

     Шесть … Сатурн,

     Семь … Уран,

     За ним … Нептун.

     Он восьмым идёт по счёту.

     А за ним уже, потом,

     И девятая планета

     Под названием Плутон.

    Воспитатель: Вам понравилось наше виртуальное путешествие? Что понравилось больше всего? Какая планета запомнилась? Почему? Вы бы хотели стать космонавтами? Что интересного в этой профессии? Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.

    И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.

    v  Сколько планет в солнечной системе?

    v  Как называется самая близкая к солнцу планета?

    v  Какая планета самая маленькая?

    v  Какая самая большая?

    v  Какую планету окружают кольца?

    v  Назовите обитаемую планету солнечной системы?

    Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательную карту, по которой можем отправиться в путешествие по космосу. А нам пришло новое послание из центра управления полетов.

    Аудиозапись: «Юные космонавты! Вы выполнили задание на отлично! Спасибо, что вернули все планеты! Сюрприз-вознаграждение будет вас ждать после полдника! До скорой встречи, дорогие друзья!»

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь аккуратно снимаем скафандр, отстегиваем ремни. Наше космическое путешествие закончилось!

    Спасибо за участие в полёте.

     

     

     

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

    в средней группе

    «Здравствуйте, Планеты!»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

    ОЧКИНА АННА НИКОЛАЕВНА

     

     

     

     

     

    Санкт-Петербург 2020г.

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности

    по формированию целостной картины мира в средней группе

    «Здравствуйте, Планеты!»

     

    Программные задачи:

    Образовательная область «Познание»

    •             Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе.

    •             Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.

    •             Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;

    Образовательная область «Коммуникация»

    •             Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

    Образовательная область «Социализация»

    •             Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

    Образовательная область «Здоровье»

    •             Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

    Предварительная работа: занятие «Освоение космоса», беседа «Голубая планета Земля, рассматривание иллюстраций на тему «Космос».

    Оборудование:

    •             Солнечная система с планетами.

    •             Презентация «планеты солнечной системы».

    •             Конверты с заданиями.

    •             Конверты с предметами, необходимыми в космосе, 1 конверт на двоих детей.

    •             Звезды – медальки.

     

    Ход занятия:

    Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Для этого нам необходимо построить ракету. (постройка ракеты из матов в спортивном зале).

    Дети ложатся на «имитированную» ракету.

     - Оденьте скафандры (дети имитируют движения), пристегните ремни. Внимание, внимание!!! Наш экипаж отправляется в полет.

    5- 4-3-2-1-Поехали! (презентация планет)

    - Вот мы и в космосе! Как здесь красиво!

    Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите в космосе?

    Но мы не просто путешествуем. Нам пора открыть послание из центра управления полетом.

    Видеозапись «инопланетянин»: «Юные космонавты! Приветствуем вас на космическом корабле! Случилась беда, все планеты разбежались. Мы очень надеемся на вашу помощь! Ваша задача найти все планеты и вернуть их на место»

    (Карта солнечной системы, где все планеты вырезаны)

    - Посмотрите, и правда все планеты исчезли. Ребята, поможем найти планеты?

    (Ответы детей)

    - Тогда отправляемся в путь! У меня есть карта нашего детского сада, на карте отмечен наш путь стрелками, а крестиком показано, возможное место планеты. (передвижение по стрелкам)

    Внимание! Мы приближаемся к первой планете.

    - Вы знаете, как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий.)

    Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту.

    Меркурий - самая маленькая и самая быстрая планета в Солнечной системе. Расположена она ближе всех к солнцу. На ней нет ни воды, ни воздуха, её поверхность покрыта пылью, камнями и кратерами. Днем на планете жарко, а ночью становится очень холодно.

    Воспитатель: На эту планету упало много метеоритов. Вы знаете, что такое метеорит? (Твёрдое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства). (Проецируется изображение метеорита). От столкновения с метеоритом на планете образуется кратер. Хотите посмотреть, как образуются кратеры?

    Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

    Воспитатель:

    - Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

    Молодцы, справились с заданием.

     Наше путешествие продолжается. Берем курс на следующую планету. Какая планета находится рядом с Меркурием? 

    Венера вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вокруг нее всегда много облаков. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.  Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

    Воспитатель:

    - А куда мы полетим дальше узнаем, когда сложим картинку. (Разрезная картинка с изображением Земли).

    Что вы знаете о нашей планете? (Земля единственная планета, на которой существует жизнь)

    Почему на Земле есть жизнь? (Есть вода, воздух, подходящая температура)

    Опыты для детей: мандариновая планета Земля

    1. Берем мандарин, он будет исполнять роль нашей планеты. По форме он даже немного похож на Землю, как бы сплюснутую у полюсов, то есть имеющую форму эллипса. Рисуем на кожице мандарина человечка. Он будет условно обозначать место, где находится ребенок.

    2. Выключаем свет и зажигаем свечу –  наше «Солнце». Ставим свечу на стол – устойчиво, желательно в подсвечнике или специальной подставке.

    3. Протыкаем длинной палочкой мандарин, стараясь не повредить дольки. Палочка – это воображаемая земная ось.

    4. Подносим мандарин к свечке. Пламя освещает только одну половинку фрукта? Так и Солнце освещает одно полушарие. Можно слегка наклонить палочку – земная ось ведь тоже наклонена. На нарисованного человечка падает свет. А там, где темно, ночь.

    5. А теперь поворачиваем палочку с мандарином, чтобы другая половина осветилась пламенем. Так и Земля поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. А теперь пусть малыш, если захочет, повторит опыт с начала до конца самостоятельно.

    Объяснение эксперимента для детей

    Земля постоянно вертится вокруг своей оси (как мы поворачивали наш мандарин). Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет. Мандарин поворачивался вокруг своей «оси», и свет от пламени на него падал избирательно: сначала была освещена одна половинка, потом другая. Все, как в природе.

     

    Воспитатель:

    - Вот и четвёртая от Солнца красноватая планета – Марс.  На ней самые высокие горы. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. На Марсе очень мало кислорода.

    - Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим? (Проецируется таблица с забавными существами). Как вы думаете, кто это? Возможно, это жители планеты Марс – марсиане. Они решили с вами поиграть в игру. Видите, они живут в квадрате-домике. Некоторые из них спрятались. Давайте их найдём. Определите, какого марсианина не хватает в каждом ряду.

    -А сейчас мы полетим на самую большую планету Солнечной системы. 

    Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

    включается фонограмма спокойной музыки.

    Физкультминутка:

    - Какая чудесная музыка звучит, она спокойная, медленная, тихая. Так и хочется парить над Землёй, летать в космическом пространстве. В космосе невесомость и все движения плавные и медленные. Давайте представим, что мы находимся в космическом пространстве. (Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в невесомости).

    Воспитатель:

    - Шестая планета Сатурн.

    Стихотворение об этой планете нам подготовила ...

    «Сатурн»

    У каждой планеты есть что-то своё,

    Что ярче всего отличает её.

    Сатурн непременно узнаешь в лицо

    Его окружает большое кольцо.

    Оно не сплошное, из разных полос.

    Учёные вот как решили вопрос:

    Когда-то давно там замёрзла вода,

    И кольца Сатурна из снега и льда.           

      (Римма Алдонина)

     

    Воспитатель: Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.  Уран - это единственная планета, которая вращается, лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь и туман.

    Уран – лежебока, и встать ему лень, подняться планете невмочь, Сорокалетие длится там день, И сорокалетие – ночь.

    Найдите уран и поместите его на карту.

    Нептун ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

    Да, здесь очень холодно, намного холоднее, чем на Южном полюсе, ведь планете Нептун достаётся меньше всего солнечных лучей. Холодно вам? Покажите, как вам холодно. Давайте, пока мы не замёрзли, «добежим» до еще одной планеты.

    Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к взрослым планетам не пускают. (Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти).

    Воспитатель: Вот и закончилось наше виртуальное путешествие, пора возвращаться на нашу планету Земля.

    И в заключении мы расскажем стихотворение о Солнечной системе:

    По порядку все планеты

     Назовёт любой из нас:

     Раз … Меркурий,

     Два … Венера,

     Три … Земля,

     Четыре … Марс.

     Пять … Юпитер,

     Шесть … Сатурн,

     Семь … Уран,

     За ним … Нептун.

     Он восьмым идёт по счёту.

     А за ним уже, потом,

     И девятая планета

     Под названием Плутон.

    Воспитатель: Вам понравилось наше виртуальное путешествие? Что понравилось больше всего? Какая планета запомнилась? Почему? Вы бы хотели стать космонавтами? Что интересного в этой профессии? Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.

    И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.

    1. Сколько планет в солнечной системе?
    2. Как называется самая близкая к солнцу планета?
    3. Какая планета самая маленькая?
    4. Какая самая большая?
    5. Какую планету окружают кольца?
    6. Назовите обитаемую планету солнечной системы?

    Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательную карту, по которой можем отправиться в путешествие по космосу. А нам пришло новое послание из центра управления полетов.

    Аудиозапись: «Юные космонавты! Вы выполнили задание на отлично! Спасибо, что вернули все планеты! Сюрприз-вознаграждение будет вас ждать после полдника! До скорой встречи, дорогие друзья!»

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь аккуратно снимаем скафандр, отстегиваем ремни. Наше космическое путешествие закончилось!

    Спасибо за участие в полёте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdravstvuyteplanety.docx21.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

    в средней группе

    «Здравствуйте, Планеты!»

    ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

    ОЧКИНА АННА НИКОЛАЕВНА

    Санкт-Петербург 2020г.

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности

    по формированию целостной картины мира в средней группе

    «Здравствуйте, Планеты!»

    Программные задачи:

    Образовательная область «Познание»

    •        Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе.

    •        Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.

    •        Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;

    Образовательная область «Коммуникация»

    •        Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

    Образовательная область «Социализация»

    •        Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

    Образовательная область «Здоровье»

    •        Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

    Предварительная работа: занятие «Освоение космоса», беседа «Голубая планета Земля, рассматривание иллюстраций на тему «Космос».

    Оборудование:

    •        Солнечная система с планетами.

    •        Презентация «планеты солнечной системы».

    •        Конверты с заданиями.

    •        Конверты с предметами, необходимыми в космосе, 1 конверт на двоих детей.

    •        Звезды – медальки.

    Ход занятия:

    Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Для этого нам необходимо построить ракету. (постройка ракеты из матов в спортивном зале).

    Дети ложатся на «имитированную» ракету.

     - Оденьте скафандры (дети имитируют движения), пристегните ремни. Внимание, внимание!!! Наш экипаж отправляется в полет.

    5- 4-3-2-1-Поехали! (презентация планет)

    - Вот мы и в космосе! Как здесь красиво!

    Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите в космосе?

    Но мы не просто путешествуем. Нам пора открыть послание из центра управления полетом.

    Видеозапись «инопланетянин»: «Юные космонавты! Приветствуем вас на космическом корабле! Случилась беда, все планеты разбежались. Мы очень надеемся на вашу помощь! Ваша задача найти все планеты и вернуть их на место»

    (Карта солнечной системы, где все планеты вырезаны)

    - Посмотрите, и правда все планеты исчезли. Ребята, поможем найти планеты?

    (Ответы детей)

    - Тогда отправляемся в путь! У меня есть карта нашего детского сада, на карте отмечен наш путь стрелками, а крестиком показано, возможное место планеты. (передвижение по стрелкам)

    Внимание! Мы приближаемся к первой планете.

    - Вы знаете, как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий.)

    Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту.

    Меркурий - самая маленькая и самая быстрая планета в Солнечной системе. Расположена она ближе всех к солнцу. На ней нет ни воды, ни воздуха, её поверхность покрыта пылью, камнями и кратерами. Днем на планете жарко, а ночью становится очень холодно.

    Воспитатель: На эту планету упало много метеоритов. Вы знаете, что такое метеорит? (Твёрдое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства). (Проецируется изображение метеорита). От столкновения с метеоритом на планете образуется кратер. Хотите посмотреть, как образуются кратеры?

    Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

    Воспитатель:

    - Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

    Молодцы, справились с заданием.

     Наше путешествие продолжается. Берем курс на следующую планету. Какая планета находится рядом с Меркурием?  

    Венера вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вокруг нее всегда много облаков. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.  Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

    Воспитатель:

    - А куда мы полетим дальше узнаем, когда сложим картинку. (Разрезная картинка с изображением Земли).

    Что вы знаете о нашей планете? (Земля единственная планета, на которой существует жизнь)

    Почему на Земле есть жизнь? (Есть вода, воздух, подходящая температура)

    Опыты для детей: мандариновая планета Земля

    1. Берем мандарин, он будет исполнять роль нашей планеты. По форме он даже немного похож на Землю, как бы сплюснутую у полюсов, то есть имеющую форму эллипса. Рисуем на кожице мандарина человечка. Он будет условно обозначать место, где находится ребенок.

    2. Выключаем свет и зажигаем свечу –  наше «Солнце». Ставим свечу на стол – устойчиво, желательно в подсвечнике или специальной подставке.

    3. Протыкаем длинной палочкой мандарин, стараясь не повредить дольки. Палочка – это воображаемая земная ось.

    4. Подносим мандарин к свечке. Пламя освещает только одну половинку фрукта? Так и Солнце освещает одно полушарие. Можно слегка наклонить палочку – земная ось ведь тоже наклонена. На нарисованного человечка падает свет. А там, где темно, ночь.

    5. А теперь поворачиваем палочку с мандарином, чтобы другая половина осветилась пламенем. Так и Земля поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. А теперь пусть малыш, если захочет, повторит опыт с начала до конца самостоятельно.

    Объяснение эксперимента для детей

    Земля постоянно вертится вокруг своей оси (как мы поворачивали наш мандарин). Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет. Мандарин поворачивался вокруг своей «оси», и свет от пламени на него падал избирательно: сначала была освещена одна половинка, потом другая. Все, как в природе.

    Воспитатель:

    - Вот и четвёртая от Солнца красноватая планета – Марс.  На ней самые высокие горы. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. На Марсе очень мало кислорода.

    - Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим? (Проецируется таблица с забавными существами). Как вы думаете, кто это? Возможно, это жители планеты Марс – марсиане. Они решили с вами поиграть в игру. Видите, они живут в квадрате-домике. Некоторые из них спрятались. Давайте их найдём. Определите, какого марсианина не хватает в каждом ряду.

    -А сейчас мы полетим на самую большую планету Солнечной системы.  

    Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

    включается фонограмма спокойной музыки.

    Физкультминутка:

    - Какая чудесная музыка звучит, она спокойная, медленная, тихая. Так и хочется парить над Землёй, летать в космическом пространстве. В космосе невесомость и все движения плавные и медленные. Давайте представим, что мы находимся в космическом пространстве. (Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в невесомости).

    Воспитатель:

    - Шестая планета Сатурн.

    Стихотворение об этой планете нам подготовила ...

    «Сатурн»

    У каждой планеты есть что-то своё,

    Что ярче всего отличает её.

    Сатурн непременно узнаешь в лицо

    Его окружает большое кольцо.

    Оно не сплошное, из разных полос.

    Учёные вот как решили вопрос:

    Когда-то давно там замёрзла вода,

    И кольца Сатурна из снега и льда.            

      (Римма Алдонина)

    Воспитатель: Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.  Уран - это единственная планета, которая вращается, лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь и туман.

    Уран – лежебока, и встать ему лень, подняться планете невмочь, Сорокалетие длится там день, И сорокалетие – ночь.

    Найдите уран и поместите его на карту.

    Нептун ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

    Да, здесь очень холодно, намного холоднее, чем на Южном полюсе, ведь планете Нептун достаётся меньше всего солнечных лучей. Холодно вам? Покажите, как вам холодно. Давайте, пока мы не замёрзли, «добежим» до еще одной планеты.

    Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к взрослым планетам не пускают. (Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти).

    Воспитатель: Вот и закончилось наше виртуальное путешествие, пора возвращаться на нашу планету Земля.

    И в заключении мы расскажем стихотворение о Солнечной системе:

    По порядку все планеты

     Назовёт любой из нас:

     Раз … Меркурий,

     Два … Венера,

     Три … Земля,

     Четыре … Марс.

     Пять … Юпитер,

     Шесть … Сатурн,

     Семь … Уран,

     За ним … Нептун.

     Он восьмым идёт по счёту.

     А за ним уже, потом,

     И девятая планета

     Под названием Плутон.

    Воспитатель: Вам понравилось наше виртуальное путешествие? Что понравилось больше всего? Какая планета запомнилась? Почему? Вы бы хотели стать космонавтами? Что интересного в этой профессии? Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.

    И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.

    • Сколько планет в солнечной системе?
    • Как называется самая близкая к солнцу планета?
    • Какая планета самая маленькая?
    • Какая самая большая?
    • Какую планету окружают кольца?
    • Назовите обитаемую планету солнечной системы?

    Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательную карту, по которой можем отправиться в путешествие по космосу. А нам пришло новое послание из центра управления полетов.

    Аудиозапись: «Юные космонавты! Вы выполнили задание на отлично! Спасибо, что вернули все планеты! Сюрприз-вознаграждение будет вас ждать после полдника! До скорой встречи, дорогие друзья!»

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь аккуратно снимаем скафандр, отстегиваем ремни. Наше космическое путешествие закончилось!.

    Спасибо за участие в полёте.

               

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

    Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в средней группе с использованием интерактивной доски "Зимние забавы"

       Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности по  Формированию  целостной  картины  мира   в  средней  групп...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Цель: уточнить и расшири...