Консультация "Виды проектов и их использование в разновозрастных группах"
статья

Дрозд Анжелика Александровна

Данная консультация предназначена для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №117 Невского района

Консультация для педагогов на тему:

 «Виды проектов и их использование в разновозрастных группах»

                                                                                                Подготовила: воспитатель         Дрозд А.А.

                                           Санкт – Петербург, 2020 год

Виды проектов и их использование

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце, дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения:  вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее.

   Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно – эстетического цикла – с образами домашних животных в произведении писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно – прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.

   Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования т.д.;
  • комплексные блочно – тематические занятия;
  • интеграция:

- частичная интеграция;

- полная интеграция;

  • метод проектов:

       - форма организации образовательного пространства;

      - метод развития творческого познавательного мышления;

Основные этапы метода проектов

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Выполнение проекта – практическая часть.
  3. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»);

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево – игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т.д.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Секреты бабушкино сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

      По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (Например, «Творчество Пушкина» – на  учебный год).

      Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

      Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

 

   Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

   

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать интерес к совместно поисковой деятельности, экспериментированию.

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Тематика проектов в дошкольном воспитании

Тематика блока

Название проекта

Продукт детской деятельности

« Наследие»

«Эхо столетий»

«Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор иллюстрированного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)

«Защитники Отечества»

Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)

Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)

«Здравствуй, Пушкин!»

Создание альбомов «По Пушкинским местам»

Дидактические игры «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам

Театрализованное представление «Сказки Пушкина»

«Я в мире людей»

Проекты

  1. «Мои друзья»
  2.  «У нас в Нескучном саду»
  3. «День защиты детей»
  4. «Сказки о любви»
  5. «Весёлый этикет» альбомы (инд.) (рисунки +весёлые истории)

Проект «Детский сад будущего»

Выпуск стенгазеты

Изготовление «Валентинок»

«Мир вокруг нас»

«Четыре стихии»

«Времена года»

«Мир животных и птиц»

Составление коллажей

Детская книга «Эта опасная стихия»

Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность

«Весёлая астрономия»

«Жалобная книга рекордов»

«В стране чисел и фигур»

«Полезные вещи»

«От кареты до ракеты»

«Путешествие на луну»

Сочинение «Звёздных сказок»

«Лесная газета»

Выпуск журнала «Экологический светофор города»

Коллажи. Геометрический вернисаж

Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности

Детские проспекты по видам техники (транспорт)

«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов)

«Ты и твоё здоровье»

«Я и моё тело»

«Окошки в мир. Органы чувств»

«Твоё питание и здоровье»

«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)

«Про витамины и здоровье»

«Как мы дышим»

«Польза и вред» (проекты по органам чувств)

Мини проекты «Для чего нужна пища?»

«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»

Планшет «Вред-польза»

«За чистый воздух» (плакат)

Детская книга закаливания


Речь и речевое общение

Творческое рассказывание детей по темам

«Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Летом на даче», «Наше путешествие», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей)

Здоровье и физическое развитие

Составление режима дня для  каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе»

Межсемейные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мир, в котором мы живём

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания)

Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город»

Природа

Коллажи «Домашние любимцы»

Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что живёт у нас на даче»

Начало грамоты

Математика «Рост и возраст членов семьи», составление словарики имён членов семьи «Что означают имена»

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

     Художественная литература

Пословицы и поговорки о семье

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкая сказка «Кукушка».

Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Заучивание Е. Благинина «Посидим в тишине»

ИЗО и дизайн

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мама на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру» изготовление поделок из природного материала



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Птицам голодно зимой» в разновозрастной группе.

Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатель группыПродолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели).Вид проекта: информационно-творческий....

Мини проект «День Победы» в младшей разновозрастной группе.

В настоящее время взрослые в разговорах со своими детьми редко касаются темы Великой Отечественной войны, либо вообще ее не затрагивают. В итоге дети дошкольного возраста почти ничего не знают о ВОВ, ...

Проект "Зимушка-зима" в старшей разновозрастной группе

Краткосрочный проект "Зимушка-зима"...

Проект «Посади свой лес» в разновозрастной группе (3-5 лет)

Проект «Посади свой лес»в разновозрастной группе(3-5 лет)...

Проект "Будь здоров!"в средней разновозрастной группе

Повысить уровень знаний детей о здоровом образе жизни....

Проект «Огород на окне» (старшая разновозрастная группа)

Актуальность:  Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Информационно-творческий проект. тема ."Основы безопасности" средняя разновозрастная группа.

информационно творческий проект для средней разновозрастнй группы (3-5 лет) т. "Основы безопастности"...