Консультация "Игры на прогулках"
консультация

Селезнёва Наталья Викторовна

Игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитательное значение игры трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_progulke.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Игры на прогулках».

     

    Игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитательное значение игры трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки и оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности и, что очень важно, игры сближают воспитателя с детьми. С точки зрения физического воспитания игра является средством развития и укрепления двигательных навыков, знаний. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

     Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.

     Подвижными  называются такие игры, в основу которых кладется движение. Эти игры требуют наличие определенного пространства и определенной затраты не только психической, но и мышечной энергии.

     По форме построения игры бывают трех типов:

Игры круговые, в которых играющие располагаются по кругу.

Игры линейные, когда играющие делятся на группы, построенные шеренгами одна против другой.

Игры врассыпную, в которых дети расходятся или разбегаются в любом направлении по площадке.

     По видам движения игры делятся на игры с элементами построения, на игры с наличием общеразвивающих упражнений, игры с бегом и прыжками, с элементами равновесия, метания, лазания и т.д.

  1. В играх, основным элементом которых является построение, дети  упражняются в ориентировке пространства, в согласовании своих действий с действиями других.
  2. Игры с наличием общеразвивающих упражнений способствуют, главным образом,  развитию и укреплению всего тела, развивают координацию движений.
  3. Игры с бегом активизируют весь организм ребенка, поднимают процесс дыхания, кровообращения, обмена, развивают ловкость, быстроту.
  4. Игры с прыжками развивают координацию движений, точность двигательной реакции и такое качество как решимость. Эти игры, как и игры с бегом, поднимают деятельность всех жизненных процессов организма.
  5. Игры, основным элементом которых является лазание, укрепляют и развивают все мышечные группы, а главным образом  укрепляют плечевой пояс, развивают координацию движений. Для таких игр площадка должна быть оборудована снарядами.
  6. Игры с элементами метания укрепляют и развивают плечевой пояс, координацию движений, ручную умелость, глазомер, меткость и точность двигательной реакции.
  7. Игры, проводимые в зимних условиях на воздухе. Это такие игры, которые вне зимних условий не могут быть проведены, т.к. нужен снег, ледяные дорожки.

     Если при проведении игры педагог должен следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру и участвовали в ней активно, то при проведении игр в зимних условиях на эту сторону должно быть обращено особое внимание, т.к. игры имеют не только воспитательное и оздоровительное значение, но они являются хорошим согревающим средством.

     В зимних играх должны быть соблюдены следующие условия:

а) В игре должна принимать участие вся или большая часть группы, а не двое, как, например, в игре «Пустое место».

б) Не надо давать игр с продолжительным бегом или с бегом на большое расстояние. Такие игры вызывают сильную испарину, а наступающее затем резкое охлаждение может привести к заболеванию.  Обычно для бега в зимних условиях ограничивают пространство, т.е. проводят границы, приблизительно на расстоянии 15-20 шагов одна от другой. Не следует включать игры с такими движениями, которые трудно выполнять в условиях зимней одежды, например прыжки в высоту ч/з веревочку и др. препятствия, прыжки в длину, элементы гимнастических упражнений, требующих большой амплитуды движений. Игры со снегом лучше всего проводить в теплую погоду, когда снег бывает мягкий и хорошо липнет.

     Для игр со снегом рекомендуются шерстяные перчатки или варежки, обшитые клеенкой. Игры должны проводиться на утрамбованной площадке, очищенной от рыхлого снега.

     Летом своя специфика игровых упражнений – это игры с мячом, скакалкой. Летом в жару нельзя давать игр с большой нагрузкой, потому, что дети от жары быстро устают. В летних условиях игры лучше проводить во вторую половину дня, когда спадает жара. Если приходится проводить игры в первую половину дня, то надо проводить их в тени.

     Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Допустимую двигательную нагрузку в играх необходимо регулировать: изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей. В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления.  Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно четкое выполнение заданий, и главное, отсутствие жалоб в чем-либо. В том случае, если движения детей нечетки, неуверенны (сильное покраснение или наоборот, чрезмерная бледность лица, жалобы на усталость, проявление излишнего возбуждения, отказ от участия в игре), то необходимы срочные меры для снижения двигательной нагрузки. При подборе игр воспитатель учитывает особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность.

     У детей младшей группы кругозор еще не велик, мышление не конкретно, внимание не устойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом: например птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются по сигналу. Движения, которые входят в игры детей младшей группы, просты и разнообразны – это преимущественно основные, жизненно необходимые движения: ходьба, бег, подлезание. При этом все дети выполняют одни и те же движения. В играх малышей отсутствует элемент соревнования. Правила игры должны быть просты, игры сопровождаются словами, они являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил.

     С детьми средней группы проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. Вносятся элементы соревнования, сначала индивидуального, а затем и коллективного. Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости. В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость, в игры включается метание («Охотник и зайцы»), прыжки через препятствия. Правила в играх усложняются: вводятся ограничение действий – убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону. Предъявляются требования к более точному выполнению правил. В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми.

     В старших группах увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т.д. Игры детей этого возраста также построены на основных движениях – беге, прыжках, метании, лазании. Но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Правила в старших группах усложняются. Прежде чем проводить игру с детьми, руководитель должен сам хорошо ее усвоить. Педагог должен продумать организацию среды, организацию самой игры  и все детали ее проведения: как расположить детей, как разделить на группы, в каких выражениях объяснить игру и как ее закончить. Иногда, перед тем как начать игру, воспитатель может провести коротенькую беседу. Эта беседа поможет настроить детей на данную тему (желательно, чтобы игры, по возможности, увязывались с текущей работой и темами, прорабатываемыми в данный отрезок времени), направить их внимание на игру. Например, весною, в связи с прилетом птиц, детям была прочитана книжка про перелет птиц. Перед игрой «Перелет птиц» воспитатель может напомнить содержание книги в виде вопросов. Игре также может предшествовать коротенький рассказ или пение, данные с той же целью – подвести ребят к игре. При объяснении игры, педагог ставит или усаживает детей в кружок, сам становится или садится среди детей в кругу, а не в середине круга, чтобы все видели его лицо, его мимику, его движения. Тон руководителя и его мимика имеют огромное значение, - живая, веселая, образная передача способствует настроенности ребят и поднятию интереса к игре. Имеется ряд игр, которые требуют от педагога не только словесного объяснения, но и личного показа, например: «Запрещенное движение», «Ровным кругом», и др. Руководитель должен показывать движения правильно, четко, красиво. Концовка игры имеет большое педагогическое значение. Иногда беседа, рассказ, пение хором или индивидуальное пение воспитателя может послужить завершением игры. Однако не всегда игра должна заканчиваться таким образом. Хорошо если педагог, окончив игру, скажет детям о достижениях в этой игре всей группы или определенных детей или о тех ошибках, которые были допущены в игре и которых нужно избегать.

     Роль руководителя в играх с малышами сводится к непременному активному участию его в игре как рядового члена детского коллектива. С малышами воспитатель –  и организатор, и наблюдатель, и непосредственный участник игры.

     В средней группе роль руководителя как непосредственного участника несколько снижается, временами он может не быть непосредственным участником игры, а брать на себя роль организатора и наблюдателя.

     В старшей группе руководитель стремиться всю инициативу и организацию в проведении игры передать детям. Он следит за ходом игры, за выполнением правил и принимает активное участие, если того требует нарушение хода игры, возникновение конфликта. Инициатива детей, индивидуальное творчество не должны подавляться в игре, наоборот все детские предложения и замечания должны учитываться и поощряться. Усложнить игру можно путем введения  в нее новых правил, новых элементов движения, путем увеличения общей физической нагрузки.

(например «Пятнашки»)

     Игра продолжается около 5-7 минут в младшей группе, 7-10 в средней, 10-15 в старшей. Ребята часто переоценивают свои силы, не замечают усталости. Игра, проведенная лишние 1-2 раза, доводит ребенка до утомления. Лучше недогрузить игрой ребенка, чем перегрузить. В ряде игр необходимо бывает выбрать водящих из состава детей. Под словом «водить» подразумевается особая роль играющих, по большей части очень заманчивая, к которой все дети стремятся. Выбор водящих можно провести разнообразными способами. Здесь могут быть применены разного рода считалки, водящий может быть выделен всей группой или прежним водящим, водящий может быть назначен руководителем. Однако каждый из вышеуказанных способов имеет свою слабую сторону. Учитывая все это, не следует прибегать к одному какому-нибудь способу, а лучше пользоваться попеременно всеми. Иногда в игры вводятся фанты. «Фантом» называется задание, которое должен выполнить проигравший ребенок.

     Игра во всех возрастных группах проводится на прогулке ежедневно. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки в зависимости от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков ее общий план. Собрать детей на игру можно различными приемами, Еще до выхода на участок, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовет, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определенном месте площадки. О том какая игра будет проведена, необязательно сообщать детям заранее. В старшей группе можно воспользоваться другим приемом – перед выходом на прогулку разделить детей на несколько колонн. По сигналу все собираются в условленном месте, и отмечается, какая колонна собралась первой. В старших группах можно иногда поручить нескольким детям собрать своих товарищей на игру, распределив заранее, кто кого позовет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...