Проект "Тайны снежинки"
проект

"Педагогическое кафе" Герасимовой Марины Сергеевны

Мир природы удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и внимательным. И поэтому мы решила провести исследование, чтобы узнать, как появляются снежинки и какие тайны они хранят. Так появилась идея создания проекта «Тайны снежинки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_snezhinki.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

«Тайны снежинки»

Снежинки пуховые,

                            Весёлые, живые!

                            Вы кружитесь, мерцаете

                            В молчании лесном

                            И землю устилаете

                            Блестящим серебром.

                                                     А. Липецкий.

Авторы проекта: Мошева Л.Е., Герасимова М.С.

Место проведения: г. В - Салда, МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино».

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, декабрь.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.

Актуальность темы: 

Ребята в нашей группе любят зиму. Вы, наверное, хотите знать почему? Вот что ответили дети:

- Зимой можно кататься на санках, играть в снежки, на снегу делать ангелочков, кататься с горки на ледянках. Можно строить крепости из снега, лепить снежную бабу, в зимнее время года много развлечений.

А еще зимой можно любоваться на белоснежные хлопья – снежинки.

Интересно, почему снежинки падают только зимой, и почему снег нельзя есть? И почему под ногами скрипит снег? Можно ли найти две одинаковые снежинки?

Дети дошкольного возраста - исследователи, им все интересно в окружающем мире. Они постоянно стремятся узнать что-то новое, неизведанное для них. И наша задача помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для саморазвития.  Ребенок, который познает мир, учится быть решительнее. Знания, которые получают дети во время исследования и проведения опытов и экспериментов, запоминаются им надолго. У ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается что-то новое - новый продукт.

В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость сравнения и классификации, обобщения, расширяется кругозор ребенка. А так же, развивается речь ребенка, потому что ему необходимо давать ответы, делать выводы о проделанной работе.

         Проект «Тайны снежинки» позволяет обогатить, расширить знания детей о таком явлении неживой природы как снежинка, познакомиться с тем как она рождается.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей знаний о снеге и его свойствах посредством исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • учить детей видеть новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;
  • развивать познавательную активность, интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей;
  • формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • развивать способность детей видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать навыки общения и речь, творческие способности, воображение, мышление, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес;
  • расширять и закреплять знания об окружающем мире, на основе которых обогащается словарь детей, совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предметов в форме игровых действие, приемов.

Задачи работы с родителями:

  • организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности;
  • формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка;
  • активизация любознательности и творческой самостоятельности детей;
  • развитие конструктивных изобразительных умений;
  • дальнейшее развитие связной речи, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;
  • формирование устойчивых знаний и  интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Для родителей:

оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для педагогов: 

повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

Продукт проекта:

  • Развлечение: «Снежинка белая, такая чистая, такая смелая».
  • Выставка семейных творческих работ «Снежинок хоровод».
  • Презентация проекта в рамках внутри-садиковского месячника педагогического мастерства.

Этапы реализации проекта

I этап Подготовительный.

  • Постановка цели и задач проект.
  • Составление плана мероприятий проекта.
  • Подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций.
  • Подготовка материалов для художественного творчества.
  • Создание соответствующей развивающей среды (оборудование для экспериментирования в мини-лаборатории).
  • Привлечение родителей к участию в проекте «Тайны снежинки».

2 этап. Реализация проекта.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие:

Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снеговик», «Холодно», «Снежный пирог»

Речевые упражнения:

  • «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!»
  • «Придумай слово»

 Беседы: 

  • «Почему хрустит снег?»,
  •  «Многообразие форм снежинок»
  • «Откуда прилетели снежинки».
  • «Для чего нужен снег»

Рассматривание иллюстраций книг, сюжетных картинок, открыток, фотографий зимних пейзажей.

Чтение художественной литературы:

  • Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…»;
  •  «Снегурочка», «Морозко» - сказки;
  • Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
  • Проза: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Познавательное развитие:

НОД: 

 «Легкая, пушистая…», «Зимняя красавица», «Снежинки», «Зимнее волшебство» , «Музыка зимы»

Исследовательская деятельность: 

  • изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу, замер глубины       снежного покрова.
  • Проведение опытов со снегом и водой
  • Снежинка из кристаллов соли.

Презентация «Рождение снежинки».

Цель. Дать детям представление о том, откуда берутся снежинки, какой формы они бывают. Развивать интерес к различным явлениям неживой природы. Расширять кругозор.

Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

Социально- коммуникативное развитие:

«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).

На участке: окучивание деревьев, кустарников снегом.

  • Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки», «Лишняя снежинка», «Математические снежинки», «Найди пару снежинке», «Узнай по описанию», «Составь снежинку по образцу»

Физическое развитие:

  • Дыхательная гимнастика : «Снежинки летят»
  • Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка, «Снежный домик».
  • Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки», «Снежная баба».
  • Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту», ходьба по снежному валу, игра в снежки.

Изготовление альбома с загадками, стихами и снежинками, вырезанными из бумаги.

Презентация по проекту.

Художественно- эстетическое:

  • Творческая лаборатория «Зимняя сказка» /изготовление с детьми снежинок в разной технике.
  • Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Такие разные снежинки».
  • Рисование: «Летят снежинки», «Весёлый снеговик», «Волшебные снежинки». Рисование снежных узоров на манке (индивидуальная работа).
  • Ручной труд: изготовление цветных льдинок.
  • Лепка: «Снеговик», «Разноцветные снежинки».
  • Аппликация: «Послушные ножницы» (вырезывание снежинок)

III этап Завершающий

Результат работы проекта:

  • Сформировались устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности
  • Дети научились  самостоятельно анализировать проблему и реализовывать решение, экспериментировать.
  • Освоение детьми  социального опыта совместной деятельности
  • Продолжилось укрепление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Выводы:

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снежинках. Самым занимательным и увлекательным было изучение снежинок под лупой и выращивание снежинок из кристаллов соли .

Информационные ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.     Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3.     Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

4.     И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

7.     Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

8.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.

9.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 

11. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

12. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-304с.

13. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребёнка. Опыты, эксперименты, игры. / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- дидактическая игра "Заколдованный домик" "Снежинка- веселинка, снежинка- грустинка"

Музыкально - дидактические игры предназначены для старшего дошкольного возраста. Игра "Заколдованный домик" используется при слушании музыки, игра "Снежинка- веселинка и снежинка- грустинка" применяет...

"Снежинка,снежинка - белая пушинка"

КОНСПЕКТ  интегрированной   образовательной  деятельности  по познавательно-речевому развитию в первой младшей группе.Тема: «Снежинка, снежинка – белая пушинка»...

"Осенние снежинки" (листочки-снежинки)

Добрый день коллеги! Наверняка Вы все в интернете видели листочки, вырезанные в форме снежинок. Мне тоже очень понравилась эта идея. Все уже привыкли вырезать снежинки, ведь они такие разнообразные. А...

Положение о проведении смотра «Волшебная снежинка» Презентация "Волшебная снежинка" - 2015

Основная цель: Развивать и стимулировать познавательную и творческую активность детей и взрослых.Задачи смотра: -Создание праздничной атмосферы внутри ДО.-Развитие и стимулирование творческой, по...

Проект "Кружатся снежинки " и итоговое мероприятие "Снежинка"

Если начинать в детском саду показывать ребёнку не только внесюжетные, но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, научить его «видеть музыку», «слышать ж...

Конспект НОД по лепке в средней группе "Снежинка" (техника -налеп).Тема-лепка "Снежинка)

Тема : Лепка "Снежинка" (техника -налеп).Цель: Научить детей приёму налепа изображать снежинку.Задачи: Продолжать учить детей делить пластелин на части,скатывать колбаски и конструировать из...