календарно-тематическое планирование для средней группы
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Календарно-тематическое планирование на год для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетной деятельностью

по художественно - эстетическому развитию детей № 42 «Ярославна»

«Календарно-тематическое планирование на год в средней группе»

Составила воспитатель Воспитатель: 1 категории Наталья Николаевна Швайко

Календарное планирование средняя группа

Задача НОД

Познавательно - исследовательская деятельность: опыты, эксперименты, наблюдения, беседы, обсуждения проблемных ситуации и др.

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

сентябрь 1 неделя «Хочу всё знать»

1. Ознакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определённой последовательности: друг за другом. 2.Формировать речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). 

3.Отработка чёткости произношения звуков

4.Развивать у детей любознательность, речь, мышление.

1.Беседа на тему «Что такое школа?»

2. Беседа «Знайкина школа».

1.Чтение стихотворения С.Маршака «Лесная академия»

2.Рассказы детей о своих любимых книгах.

3. Чтение стихотворения В.Калинкиной «Первая книжка»

1.Артикуляционная гимнастика на звуки (Ш), (С).

2.Дид. игры «Скажи правильно», «Угадай эмоциональное состояние»

3.Дид. упражнение: «Вставь словечко».

4.Дыхательна гимнастика.

5.Проговаривание чистоговорок

2 неделя «Как я провёл лето?»

1. Учить детей импровизировать.

2. Закрепить знания детей о признаках лета.

3. Развивать у детей фонематический слух, умения чётко произносить существительные

4. Воспитывать у детей интерес к стихам.

1. Беседа: «Лето, лето какого оно цвета?»

2. Игра – задание: «Как называется стихотворение?»

3.Обыгрывание любимых стихотворений.

1.Рассказывание детьми знакомых стихотворений.

2. Разучить скороговорку «Поля поле поливает».

3.Чтение рассказа «Утренние лучи» К.Ушинского

1.Динамическая пауза «Утята»

2.Дид игра: «Угадай, что лишнее?».

3. Словесная игра «Путаница»

4.Пальчиковый игротренинг «Солнышко»

5.Игра – чистоговорка «Летний день»

6.Дыхательная гимнастика

3 неделя «Здравствуй, осень, в гости просим!»

1. Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление, понимать характеры сказочных героев. Расширять знания детей о признаках осени.

2. Активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определённой ситуации.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

1.Рассматривание репродукций с осенними пейзажами.

2. Загадывание детям загадок об осени.

3.Игра-путешествие «Мы пришли в осенний лес»

1.Разучить стихотворение О.Высоцкой «Осенние денёчки»

2.Чтение сказки Ю.Дмитриева «Что такое лес?»

3.Чтение сказки «Осень» Т.Домарёнок.

1. Игра – имитация «Кто к нам пожаловал?»

2.Пальчиковый игротренинг «Осень», «Листочки»

3. Дид. игра: «Чудесный мешочек»

4. Словесная игра «Где что можно делать?»

5.Пальчиковая гимнастика

4 неделя «Наш детский сад»

1.Продолжать занкомить дете с детским садом и его сотрудниками.

2. Расширить представления детей о словах. Знакомить детей с протяжённостью слов.

3.Развивать гибкость и подвижность определённых частей речевого аппарата при помощи артикуляционных упражнений,

пополнять словарный запас детей.

4.Работа над дыханием.

1.Обыгрывание ситуаций приветствия и прощания.

2.Игра – ситуация «Мы помощники в группе».

3.Экскурсия по детскому саду.

4.Беседа – рассказ «Мои любимые игры»

1.Чтение стихотворения Н.Найдёновой «Девочка новая в детском саду» 2.Чтение рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик»

3.Чтение отрывка из рассказа Е.Яниной «Я хожу в детский сад»

1.Речевая разминка «Угадай, чей голосок?»

2.Пальчиковый игротренинг «Дружат в нашей группе»

3.Речевая артикуляционная разминка «Забрели к нам в детский сад» 4. Упражнения на дыхание.

5.Проговаривание чистоговорок: «Вот весёлая затея…»

Октябрь  1 неделя «Путешествие по мебельной стране»

1.Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов.

2.Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель).

3.Развивать интонационную выразительность речи, обогащение словаря.

1.Рассматривание иллюстраций с изображением предметов мебели.

2.Путешествие по сказке «Три медведя»

3.Социальная игра – ситуация «Что случится, если…»

4.Игра – путешествие в прошлое кресла.

1. Чтение детям рассказа «Откуда стол пришёл?»

1. Проговаривание чистоговорок.

2. Словесный игротренинг «Наши пальцы»

3.Дыхательная гимнастика.

4.Пальчиковая разминка

2 неделя «Что нам осень принесла?» (овощи, фрукты, ягоды)

1.Учить детей понимать и называть слова близкие по смыслу.

2.Закрепить родовые и видовые понятия (обобщения)

3.Развивать мелкую моторику, подвижность частей речевого аппарата.

1. Ассоциация «На что похож круг?»

2. Драматизация «Наш огород».

3.Игровая ситуация «Что перепутал художник?»

4.Инсценировка стихотворения «Что растёт на нашей грядке”

5.Обыгрвание стихотворения Ю.Тувима «Овощи»

1.Заучивание стихотворения «Здравствуй осень»

2.Чтение сказки Э.Мошковской «Чужая морковка»

3.Разучить скороговорки.

1.Динамическая пауза «На грядке и на ветке (звук а)»

2.Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту» 3.Артиауляционная гимнастика

4.Дид.игра «Назови одним словом»

3 неделя «Мир транспорта» (разные виды транспорта)

1.Учить детей понимать и подбирать слова противоположные по смыслу.

2.Учить детей регулировать речевое дыхание (правильное чередование вдоха и выдоха).

3. Развивать интерес к событиям, изображённым в произведении, обсуждение поведения героя.

1.Моделирование речевых ситуаций.

2. Беседа «Для чего нужен транспорт?»

3.Загадывание загадок о транспортных средствах

4.Ситуация «Подберём груз к машине»

5.Обыгрывание стихотворения З.Джаббарадзе «Поезд»

1.Чтение стихотворения «Торопышка»,

И.Ягликовой «Водитель»

2.Разучить стихотворение Е.Шипуновой «Паровоз»

1.Народная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

2. Дид.игры «Скажи наоборот», «Как об этом сказать?»

3.Речевая разминка на звук Ф

4.Упражнения на развитие речевого дыхания «Спущенная шина»

4 неделя «ОБЖ. Чистота - залог здоровья»

1. Учить детей самостоятельно отвечать на вопросы, решать противоречия.

2. Развивать умение выразительно читать стихи.

3.Воспитание аккуратности: замечать неполадки в своём внешнем виде.

1.Решение противоречий «Хорошо – плохо»

2.Обсуждение ситуации «Почему сердится Мойдодыр?»

3.Обыгрывание стихотворения З.Александровой «Мой мишка»

1.Чтение стихотворения Г.Остера «Никогда не мойте руки» из книги «Вредные советы».

2.Чтение детям И.Муравейко «Я сама».

1.Словесная и игра «Это я, это я…»

2.Пальчиковый игротренинг «Мышка мыла лапку»

3.Речевая разминка

4. Словесный игротренинг «Наши пальцы»

5.Дыхательное упражнение «Носом вдох и выдох ртом».

Ноябрь 1 неделя «Моя страна, символы России»

1.Воспитывать у детей любовь к своей Родине.

2.Упражнять детей в произношении звука Р (отдельно и в словах).

3. Продолжать учить детей правильно употреблять отдельные слоги, слова.

4.Формировать навыки правильного речевого дыхания.

1.Рассматривание книги В.Степанова «Наша Родина – Россия».

2.Рассмотреть символы России – флаг, герб.

1.Чтение стихотворения «Россия», «Мой флажок»

2.Разучить чистоговорку «Вырезал флажок упорно»

1.Дид игра «Скажи, как я»

2.Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

3.Пальчиковый игротренинг «Про букву Р»

4.Словнсная игра «Угадай, какой звук я не произнесла?»

5.Упражнения на дыхание «Работа моторов», «Флажок»

2 неделя «Дом, дом, он ни низок, ни высок» (русская изба, предметы быта и мебели)

1.Закреплять знания детей о назначении мебели, предметах быта, материале, из которого сделаны.

2.Учить детей согласовывать слова по родам, числам.

3.Развивать речь, воображение.

4.Продолжать работать над дыханием.

1.Рассматривание альбома «Народные промыслы»

2.Загадки – складки.

3.Игровая ситуация «Угадай, из какой сказки?»

1.Чтение рассказа С. Я. Маршака «Откуда стол пришёл?»

1.Речевая разминка «Кто в теремочке живёт?»

2.Динамическая разминка «Новоселье»

3.Пальчиковая разминка «Дом на горе»

4.Речевое упражнение «Что это?»

5.Дыхательное упражнение

3 неделя «Обо всём на свете» (виды посуды, продукты питания)

1.Учить детей подбирать прилагательные к существительным.

2.Понимать смысл загадок.

3.Продолжать учить детей использовать в речи слова обобщения.

4.Развивать артикуляционный аппарат.

1.Игровая ситуация «Где это можно купить?», «Поможем бабушке Федоре»

2.Загадывание детям загадок по теме.

1.Чтение детям сказки «Горшок каши»

1.Дид. игра на развитие логики «Превращение предмета».

2.Игра – упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри».

3.Игра «Доскажи словечко».

4.Артикуляционная гимнастика.

5.Словесный игротренинг

4 неделя «Мама, как солнце лишь одна бывает» (посвящённая Дню матери)

1.Работа над интонацией, силой голоса.

2.Продолжать развивать умения детей подбирать прилагательные к существительным.

3.Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

4.Воспитывать любовь и заботливое отношение к маме.

1.Беседа «Чем можно порадовать маму?»

2.Импровизация «Порадуем своих родных»

3.Инсценировка «Вот как мы сегодня маме помогаем».

1.Разучить стихотворение Е.Благининой «Мамин день»

2.Чтение стихотворения «Улыбка мамы»

1.Словесная игра «Громко – тихо»

2.Пальчиковый игротренинг «Гномы» (звук У)

3.Речевая разминка

4. Словесный игротренинг на звук У.

5.Дид.игра «Скажи ласково»

Декабрь 1 неделя «Пришла зима, отворяй ворота» (изменения в природе, приметы народного календаря)

1.Развивать у детей логическое мышление, умение замечать последовательность в суждениях.

2.Учить детей слушать описания природы в стихах и прозе и соотносить его с определённым временем года.

3.Развивать подвижность речевого аппарата.

4.Развиват интонационную выразительность при произношении скороговорок.

1.Игровая ситуация «Кто узнает?»

«Как бы ты поступил?»

3.Инсценировка стихотворения С.Маршака «Дремота и зевота».

1.Разучить скороговорку «Снег, снег кружится».

2.Чтение стихотворения А.Барто «Две снежинки»

1.Словесная игра «Так бывает или нет?»

2.Динамическая игра «Ветер дует нам в лицо»

3.Речевая разминка «Почему»

4.Проговаривание чистоговорок на звук О.

5. Упражнения на развитие речевого дыхания «Снежинка»

6.Артикуляционная разминка со звуком Н.

2 неделя «Животный мир Таймыра»

1.Учить различать и называть животных Севера, знакомить с их внешним видом, характерными особенностями.

2.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

3.Побуждать детей к активному высказыванию.

1.Рассмотривание предметных картинок с изображением животных Таймыра.

2.Беседа «Кто живёт на Севере?»

1.Чтение рассказа И.Сосновского «Белый медведь»

1.Психогимнастика «Жадный пёс»

2.Пальчиковый игротренинг «Цок, цок» (звук Ц) 3. Пальчиковая гимнастика «Олени»

4.Словесная игра «Олень и зайчик»

3 неделя «Во что мы играем зимой?»

1. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

2.Расширять активный словарь детей.

3.Развивать мелкую моторику детей.

4.Формировать умения и навыки правильного речевого дыхания.

1.Беседа на тему: «В какие игры мы играем зимой?»

2.Игровая ситуация «Опиши, во что играют дети?»

3.Игра – ситуация «А если…»

1.Разучить стихотворения «Вот зима, кругом бело»

2.Чтение рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

3.Чтение стихотворения С.Маршака «Белые стихи»

1.Пальчиковый игротренинг «Снежинки» (звуки с-з, ш-ж)

2.Дыхательная гимнастика «Озябшие ручки

3.Упражнения для развития мимики.

4. Пальчиковая игра «Лыжник»

4 неделя «Новый год шагает по планете»

1.Помочь понять содержание стихотворений.

2.Отработать чёткое произношение звука Ч при помощи скороговорок, речевой разминки.

3.Продолжать развивать артикуляционный аппарат закреплять правильное произношение гласных звуков

4.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

1.Ситуация «Готовимся встречать Новый год»

2.Беседа «Что такое Новый год?»

1.Разучить стихотворение С.Дрожжина «Улицей гуляет…»

2.Чтение стихотворений В.Кудрявцевой «Новый год» и А.Барто «Дело было в январе»

1.Пальчиковый игротренинг «Чок, чок каблучок» (звук Ч)

2.Речевая разминка «Веселей и дружней…»

3. Словесный игротренинг «Ёлка»

4.Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку»

5.Игра – этюд «Погода изменилась»

январь 1 неделя « Что такое хорошо, что такое плохо»

1. Помочь детям понять содержание стихотворения, оценить поступки героев.

2. Учить детей произносить фразы с разными интонациями, в разном темпе. Формировать речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). 

3.Отработка чёткости произношения звука Х при помощи чистоговорок.

1.Беседа – диалог «Тон высказывания»

 2.Беседа по содержанию рассказов В.Осеевой «Просто старушка».

3.Обсуждение проблемной ситуации «Подумай, как нужно было поступить?»

4.Анализ речевой ситуации: «Поведение в автобусе»

1.Чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

2. Разучить стихотворение А.Кузнецова «Поссорились»

3.Чтение стихотворения В.Солодухина «Здравствуйте»

1. Дыхательное упражнение «Свеча»

2.Лексическое упражнение: «Скажи по- другому»

3.Игра – пантомима «Как мы живём?»

4.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

5.Проговаривание чистоговорок на звук Х

6.Психогимнастика «Злюка»

2 неделя «Птицы зимой»

1. Продолжать формировать представления детей о жизни птиц зимой.

2.Развивать у детей фонематический слух, умения чётко произносить существительные.

3.Воспитывать заботливое отношение к птицам.

1. Беседа о том, как надо заботиться о птицах.

2. Загадывание детям загадок о птицах.

3.Обсуждение ситуации: «Как мы можем помочь птицам?»

4.Рассматривание картин «Зимующие птицы»

5.Речевая логическая задача: “Птичья столовая»

1.Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» А.Яшин

2. Разучить стихотворение «Холодно воробушке» 3.Разучить стихотворение «Я, ребята, птиц люблю»

1.Пальчиковая гимнастика: «Скворечкики»

2.Дид игра: «Угадай, что зверь или птица?» (по модели)

3. Словесная игра «Путаница»

4. Пальчиковый игротренинг «Десять птичек стайка»

5.Игра – чистоговорка «Воробей»

6.Словесная игра «Угадай звук» 

3 неделя «ОБЖ.  Как мы устроены»

1. Дать элементарные представления о строении человеческого тела. 2.Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление.

3.Активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определённой ситуации.

 4.Упражнять в умении подбирать глаголы к существительным.

1.Беседа «Почему у нас болят зубы»

2.Обсуждение ситуации «Зачем заботиться о своём теле?»

3.Рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Я – человек».

1.Чтение стихотворения: О. Дриз «Правая и левая»

2.Разучить стихотворение Э.Мошковской «Уши»

3.Этюды на различные эмоциональные состояния и позы человека.

1.Дид.игра «Слова для обозначения действий»

2. Игра на внимание «Ухо – нос»

 3. Дид. игра: «Какое слово потерялось»

4.Игра – пантомима «Как мы делаем зарядку?»

5.Артикуляционная гимнастика «Зубная щётка».

6.Пальчиковая разминка: «Моем руки»

4 неделя «На земле есть места, где всегда зима»

 1.Учить понимать и использовать некоторые компоненты рассуждения.

2.Развивать гибкость и подвижность определённых частей речевого аппарата при помощи артикуляционных упражнений.

3.Работа над дыханием.

4. Продолжать работу по образованию звукоподражательных глаголов

1. Рассматривание картин природы зимних пейзажей.

2.Беседа «Кто живёт на Севере?»

3.Проблемная ситуация «Поможем белому медвежонку»

4.Речевая ситуация: «Мы на Севере».

5. Выявление причинной связи: "Мне нравится зима, потому что..."

1.Чтение стихотворения «Север» Г.Залеской.

2.Разучить стихотворение «Подаренное солнце» Л.Залеская.

1.Речевая разминка «Угадай, чей голосок?»

2.Пальчиковый игротренинг «Пальчики играют», «Дружат в нашей группе»

3.Дид. игра «Наоборот»

4.Дыхательная гимнастика: «Утро».

5.Проговаривание чистоговорки: «Снег ложится белый, белый…».

6.Словесное речевое творчество: «Забавные стихи» 

февраль  1 неделя «Животные севера»

1. Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах.

2.Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

3.Развивать интонационную выразительность речи, обогащение словаря.

4.Формировать умения и навыки правильного речевого дыхания.

5.Учить детей подбирать рифму к словам.

6. Учить понимать смысл загадок.

1.Рассматривание иллюстраций с изображением животных севера.

2.Просморт мультфильма «Умка»

3.Социальная игра – ситуация «Что случится, если…»

4.Загадывание загадок по теме.

5.Рассматривание альбома «Растения Таймыра»

1. Чтение рассказа И.Сосновского «Белый медведь»,

 «Отчего у белого медведя нос чёрный?»

2.Разучить стихотворение «Северный полюс»

3.Чтение детям Н.Сладков «В тундре», О.Аксёнова «Приезжайте в

тундру к нам».

4.Разучить считалку «Бежит зайка по дороге»

1. Проговаривание чистоговорок на звуки М, Б.

2. Артикуляционная разминка: «Пахнет хвоей и смолой»

3. Дыхательная гимнастика.

4.Пальчиковая гимнастика «Песец»

5.Словесная игра: «Звери заблудились»

6.Психогимнастика: «Удивление»

2 неделя «Путешествие в прошлое одежды (элементы русского костюма)

1.Продолжать упражнять детей в понимании и назывании слов близких по смыслу.

2.Закрепить родовые и видовые понятия (обобщения)

3.Развивать мелкую моторику, подвижность частей речевого аппарата.

4. Учить детей  образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных

1.Рассуждение ассоциации «На что похож круг?»

2.Игровая ситуация «Что перепутал художник?»

3.Рассматривание одежды русской народной куклы.

4.Сочинение детьми «Знакомые герои в новых историях».

5.Обыгрывание считалки «Перчатки»

1.Разучить чистоговорку: «Шила шубку, сшила юбку»

2. Заучивание потешек, закличек.

4.Обыгрывание русской народной песенки «Домовой за печкой жил…»

5. Заучивание стихотворения С.Маршак «Сами вещи не растут».

1.Проговаривание чистоговорки: «Сапожник»

2.Артиауляционная гимнастика «Слушай сказочный народ…» (звуки С, З)

3.Дид. игры «Что бывает широкое, узкое, высокое…», «Сундочок»

4.Психогимнастика: «Шалтай-Болтай»

5.Словесная игра: «Клубочек»

3 неделя «Мы поздравляем наших пап»

1.Учить детей понимать и подбирать слова противоположные по смыслу.

2.Учить детей регулировать речевое дыхание (правильное чередование вдоха и выдоха).

3. Продолжать учить детей подбирать рифмы, прилагательные к словам.

4.Продолжать развивать интерес к слову.

1. Пословицы и поговорки о доблестных защитниках, о смелости и мужестве.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск, военной техники «Ездим, плаваем, летаем»

3.Игра-ситуация: «Что нужно военному?».

4.Беседа: «Папина работа»

1. Стихотворения С.Маршака «Пограничники».

2. Чтение детям: «Шёл по улице солдат» С.Баруздин

1.Народная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

2. Дид.игры «Скажи наоборот», «Придумай рифму».

3.Артикуляционная разминка: «Песня-песенка»

4.Словесные игры: «Сели с братом в самолёт», «Какой мой папа?»

4 неделя «Широкая масленица»

1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками, используя приметы, загадки.

2. Учить детей самостоятельно отвечать на вопросы, решать противоречия.

3. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

4.Развивать образность и выразительность речи.

1.Решение противоречий «Хорошо – плохо»

2.Рассматривание иллюстраций по данной теме.

3. Инсценировка русской народной песенки «Тень-тень, потетень»

1.Разучить закличку: «Солнышко появись»

2.Чтение стихотворения: «Весёлое настроение»

3. Разучить украинскую народную песенку «Веснянка»

4.Инсценировка: «Как на масляной неделе»

1.Артикуляционная разминка: «Вся семья за чашкой чая»», «Блинчики», «Пироги»

2.Пальчиковый игротренинг «Ой, лю-ли, та,ра,ра»

3.Словесная игра: «Грачи летят»

4.Дид.игра «Весёлая рифма»

5.Упражнения для развития артикуляции звук Ч

Март 1 неделя «Мамин день»

1.Воспитывать почтительное отношение к маме.

2.Упражнять детей в произношении звука М.

3.Продолжать учить детей правильно подбирать существительные, прилагательные.

4.Формировать навыки правильного речевого дыхания.

5. Обучать детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении.

1. Беседа «Чем можно порадовать маму?»

2.Импровизация «Порадуем своих родных»

3.Инсценировка «Вот как мы сегодня маме помогаем».

4.Рассматривание книг Е.Благининой.

5.Беседа: «Мамина работа»

1. Чтение стихотворения «Улыбка мамы».

2.Разучить стихотворение Г.Демынина «Мама».

3.Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Моя мама самая красивая»

1.Дид игры «Скажи, как я», «Подбери слова»

2.Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

3.Упражнения на развитие дыхания.

4.Словесная игра «Угадай, какой звук я не произнесла?»

5.Артикуляционная разминка на звук М.

2 неделя «Весенние деньки (изменения в природе, приметы народного календаря)

1.Запоминание слов - определений к словам: солнце, проталины, снег, ветер.

2.Учить самостоятельно, подбирать слова – определения.

3.Учить находить в стихах приметы весны.

4.Активизировать в речи детей эмоционально-оценочную лексику.

5.Развивать образность речи, творческое воображение.

1. Рассматривание картин с весенними пейзажами, с изображением различных явлений природы.

2.Загадки – складки.

3.Обсуждение: «Приметы весны»

 4.Моделирование стихотворения В.Волиной «Солнечные зайчики».

1.Разучивание заклички «Весна – весняночка, где ты зимовала?» 2.Чтение стихотворения Б.Асаналиева «Весна»

1.Речевая разминка «Закончи предложение»

2.Динамическая разминка

«Прорастает растение»

3.Пальчиковая разминка «Весна», «Солнечные лучи» (звук С)

4.Речевое упражнение «Что это?»

5.Дыхательное упражнение «Дует лёгкий ветерок».

3 неделя «Растения нашей группы (комнатные растения)

1.Расширять представления детей о комнатных растениях

2.Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным, использовать слова обобщения.

4.Развивать артикуляционный аппарат.

5.Упражнять в умении правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе.

1.Игровая ситуация «Жалобы растений»

2.Загадывание детям загадок по теме.

3.Беседа «Как ухаживать за комнатными растениями».

4.Импровизация: «Мы цветочки посадили».

1.Чтение детям сказки «Горшок каши»

2.Разучить считалку: «Начинай считать от точки…»

3.Выучить стихотворение «Наши нежные цветки»

1.Игра – пантомима «Мы цветочки посадили»

2.Пальчиковая гимнастика «Цветок»  

3.Игра «Доскажи словечко».

4.Артикуляционная гимнастика.

5.Дид.игра «Вправо (влево) посмотри, что там видишь – назови».

6.Словесная игра «Подбери словечко»

4 неделя «Что такое театр»

1.Работа над интонацией, силой голоса.

2.Продолжать развивать умения детей подбирать прилагательные к существительным.

3.Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

4.Развитие элементов интонационной выразительности, слухового внимания.

1.Драматизация сказки: «Теремок».

2.Инсценировка русской народной песни: «Как у наших у ворот» 3. Создание книги сказок.

4.Импровизация: «Играем в кукольный театр».

5.Моделирование речевой ситуации «В театре»

1.Разучить стихотворение Ю. Тувим «Чудеса»

2.Разучить прибаутку: «Заяц бегал по болоту».

3.Чтение стихотворения-шутки: «Масленичный цирк»

4.Чтение детям Г.Сапгир «Небылицы в лицах»

1.Словесная игра «Громко – тихо»

2.Речевая разминка «Поехали на лошадке»

3. Словесный игротренинг: «Шепталки, кричалки, молчалки»

4.Дид. игра «Бессмыслица»

5.Психогимнастика «Маска»

Апрель  1 неделя «Книги – наши лучшие друзья»

1.Развивать у детей логическое мышление, умение замечать последовательность в суждениях.

2.Воспитывать бережное отношение к книге

3.Развивать подвижность речевого аппарата.

4.Развивать интонационную выразительность при произношении скороговорок.

5.Развивать образность речи, творческое воображение.

1.Решение ситуации: «Как бы ты поступил?»

2.Инсценировка стихотворения С.Маршака «Дремота и зевота».

3.Беседа – ситуация: «Для чего нужны книги»

4.Сочинение детьми «Знакомые герои в новых историях».

5.Рассказы детей о своих любимых книгах.

1.Разучить скороговорку «Купили книжку Гришке».

2.Чтение стихотворений С.Маршака «Как печатали вашу книжку», В.Калинкиной «Первая книжка»

3. Отгадывание загадок «По страницам детских сказок»

1.Словесная игра «Так бывает или нет?»

2. «Игра – фантазия»

3.Речевая разминка «Почему»

4.Проговаривание чистоговорок, скороговорок на звук Н.

5. Упражнения на развитие речевого дыхания.

6.Артикуляционная разминка со звуком Н.

7.Дид.игра: «Весёлая рифма»

2 неделя «Космические просторы»

1.Упражнять в выразительности мимики, жестов.

 2.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

3.Побуждать детей к активному высказыванию.

4.Обагащать словарный запас детей антонимами.

1. Рассказ воспитателя «Этот загадочный космос».

2.Выставка книг, энциклопедий о космосе.

3. Решение проблемных ситуаций «Путешествие на луну».

3.Игра – фантазия «Мы полетим на луну»

1. Чтение стихотворения Г.Бойко «Мы собираемся в полёт»

2.Чтение «Малышам о звёздах и планетах» Е.П.Левитан.

1.Психогимнастика «Космонавты»

2.Пальчиковый игротренинг «Полёт на самолёте»,

«Самолёты»

4.Словесная игра «Космическое путешествие»

5.Дид. игры «Какой звук потерялся?», «Скажи наоборот»

6.Словесный игротренинг

3 неделя «Краса не наглядная (знакомство с народно-прикладным искусством)»

1. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний.

2.Расширять активный словарь детей.

3.Развивать мелкую моторику детей.

4.Формировать умения и навыки правильного речевого дыхания.

1. Беседы «Золотая хохлома», «Дымка»,

2.Рассматривание альбома: «Русские народные промыслы», «Народное творчество»

3.Игра – ситуация «А если…»

1.Чтение стихотворения «Лепка» М. 2. Чтение «Легенда о золотой хохломе»

3. Чтение стихов «Народные промыслы»

1.Пальчиковый игротренинг «Клубочек» (звуки с-з)

2.Дыхательная гимнастика

3.Упражнения для развития мимики.

4. Словесная игра: «Подбери пару»

5.Дид. игра: «Стихотворная разминка».

4 неделя «Все работы хороши, выбирай на вкус »

1.Помочь понять содержание стихотворений.

2.Отработать чёткое произношение звука Ш при помощи скороговорок, речевой разминки.

3.Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

4.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

1.Чтение и объяснения смысла пословиц и поговорок о труде.

2. Игра - викторина «Есть много профессий важных и нужных»

3. Отгадывание загадок о профессиях, орудиях труда.

4.Беседа  «Все профессии нужны -  все профессии важны»5.Игра – этюд «Профессии»

1.Чтение стихотворения «Чем пахнут ремёсла?» Д. Родари

2.Чтение отрывков из стихотворения «Кем быть?» В.Маяковского.

1.Дид. игра: «Кому что нужно для работы»

2.Речевая разминка «Веселей и дружней…»

3. Словесный игротренинг «Продолжи фразу»

4.Дыхательная гимнастика.

5.Словесная игра: «Кто чем занимается»

Используемая литература:

  • Смирнова О.Д Метод проектирования в детском саду М.:изд. «Скрипторий» 2011 .
  • Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера , 2005.
  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7лет.изд.Мозайка – синтез. Москва 2010 г.
  • .Ельцова О.М Риторика для дошкольников «Детство – пресс» 2009.
  • Чейпи Джеральдина  Готовность к школе: как родители  могут подготовить детей к успешному обучению в школе.
  • «Детский сад от А до Я» научно-методический журнал №5 2009 год.
  • Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по комплексному развитию»
  • О.Горбатенко «Комплексные занятия»
  • Дошкольное воспитание 2009 №5
  • Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»
  • В.Волина «Занимательное азбуковедение»
  • Т.А.Фалькович «Развитие речи»
  • О.С.Ушакова  «Методика развития речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план на апрель средняя группа

методическая разработка календарно-тематического плана...

календарно тематическое планированирование права ребенка средняя группа

планы на неделю права ребенка в сказках средняя группа...

Календарно тематическая неделя на май средняя группа

Календарно-тематическое планирование в средней группе...

Календарно тематическая неделя на май средняя группа

Тема «Мониторинг»Выявит  уровень достижения  планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУДата проведения итогового мероприятия: Итогово...

Календарно-тематический план для детей средней группы на 2021 - 2022 учебный год.

     Ежегодный календарно-тематический план составляется перед началом учебного года каждым педагогом. Тематическое планирование - это перспективный план...