Программа дополнительного образования "Конструирование для детей дошкольного возраста 3-4 лет "
рабочая программа (младшая группа)

Алибаева Амина Надировна

Детское конструирование отвечает интересам и потребностям детей младшего дошкольного возраста, потому что им всегда хочется что-то создавать (они сооружают постройки, делают игрушки и используют их в своих играх). Одновременно оно обладает широкими возможностями для умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания малышей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konstruirovaniya_kruzhka.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования "Конструирование для детей дошкольного возраста 3-4 лет "

В современных условиях перехода на ФГОС перед нами педагогами стоит задача поиска наиболее оптимальных форм работы, призванных решать задачи, поставленные ФГОС:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.
Целью
 вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Именно поэтому в настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса в нашем ДОУ – это кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям. : кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр..
Кружки ( дополнительная часть )в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
При этом основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым, основанное на принципе игры как ведущего вида деятельности и выстраивании содержания дополнительного образования детей именно на ее основе.

Пояснительная записка

Детское конструирование отвечает интересам и потребностям детей младшего дошкольного возраста, потому что им всегда хочется что-то создавать (они сооружают постройки, делают игрушки и используют их в своих играх). Одновременно оно обладает широкими возможностями для умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания малышей. В конструировании успешно и гармонично интегрируются разные области развития ребенка (социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие).

Цель программы–научить ребенка  работать по образцу, по объяснению взрослого, по совместному действию, по условиям, по собственному замыслу.

В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка решаются следующие задачи:

Образовательные: обогащение представлений детей об архитектуре своего родного края (городской, сельской, сказочной и реальной), формирование обобщенных представлений о постройках, умения анализировать: выделять части и детали построек, определять их пространственные расположения, использовать детали с учетом их конструктивных свойств;

Развивающие: поддержка интереса к созданию конструктивных вариантов одного и того же объекта (домики, мосты, пароходы, вертолеты, сани, транспорт, мебель), развитие осмысленного самостоятельного преобразования их величины и размера, с учетом конструктивных и игровых задач;

Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, развитие способности к преобразованию и созиданию.

Значимые характеристики для реализации программы

Программа предназначена для реализации во второй младшей группе детского сада.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Периодичность занятий - 2 раза в неделю с октября по май. Количество занятий в год - 38. Продолжительность занятий - 15 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».

Материально-техническое обеспечение программы:

- техноград;

- различные конструкторы.

Место программы в режиме дня

Содержание рабочей программы реализуется во второй         половине  дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Конструирование».

На одной неделе в понедельник: 15:45-16-00 часов, а на следующей неделе во вторник: 15:45-16-00.

Планируемые результаты освоения программы

 В результате организации детского конструирования у детей к четырем годам могут появиться следующие предметные умения: различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, призмы трехгранные, кирпичики, пластины, цилиндры), умение в размещении кирпичиков горизонтально, вертикально, на узкую, короткую и длинную стороны, располагать строительный материал, путем накладывания, представления и прикладывания, изменяя постройки двумя способами: надстраивая постройки в длину, высоту, ширину.

        В этой возрастной группе внедряется современные виды конструкторов, такие как «Тико», «Квадро» и работа с бумагой, полукартоном, используя ножницы. Так закрепляется опыт создания построек из строительного, природного, бытового материалов, из «Лего» и мягких модулей.

        Организованная образовательная деятельность с использованием интерактивной доски – 2 раза в месяц. На первом занятии знакомимся с темой и деталями конструкторов. А на втором занятии – при помощи интерактивной доски, закрепляем ранее полученные знания.  Занятия организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания. Это позволяет достичь наибольшего эффекта и формирует у дошкольников дополнительную мотивацию. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Тем самым у них повышается  интерес к конструированию.

Календарно-тематический план реализации рабочей программы

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

“Грузовая машина” (строительный дере-вянный конструк-тор) «Гаражи для машин» (деревянный конструктор)

“Как узкая дорожка стала широкой

(строительный дере-вянный конструк-тор)

 «Дом для подружек матрешек (настоль-ный строи-тельный деревян-ный материал)

 «Мост». (деревянный конструктор)

«Как дорож-ка превра-тилась в лабиринт» (поролоновые губки и деревянный полукуб)

Как в лесу возле доржки выросли грибы

(разные материалы для конструирования)

«Я встречаю гостей» (конструктор пластмассо-вый)

«Как корот-кий забор-чик стал длинным

(конструирование из кирпичиков деревянного строительного материала)

«Как заборчик превратился в загородку(конструирование из кирпичиков деревянного строительного материала)

«Снеговик»

(Лего-мозаика

«Вот какие разные у нас елочки»(плоскостное конструирование)

 

«Горка»

(строительный деревянный конструктор) «До-машние птицы»

(лего-конструктор)

Как шишки превратились в птичек и рыбок

(природные материалы)

 «Лодка»

(природный материал)

«Парус-ная лодка»

(строи-тель-ный деревянный конструктор) «Как лодка превратилась в кораблик» (строительный дере-вянный конструктор)

«Как лодка превратилась в ракету»

(из разных материалов)

 «Подарок маме Амира» (лего)

 «Мебель для кукол» (пласстмасовый конструктор)

«Вот какие красивые домики у нас в деревне»

(строительный деревянный конструктор)

«Вот какие разные у нас машинки»

(строительный деревянный конструктор)

 «Воробей»

(лего)

Сарай для домашних животных»(деревянный строительный конструктор)

«Наше село росло, росло и выросло»

(строительный деревянный конструктор)

“Вот какие красивые у нас клумбы” (строительный деревянный конструктор)

«Как мы запускаем праздничный салют»

(конструирование из бытовых материалов)

«Курай»

(строительный деревянный конструктор)

Конструирование по замыслу(по выбору детей)

Способы и направления поддержки детской инициативы:

-персональные выставки детского творчества;

-совместная творческая деятельность родителей с детьми.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

-наглядная информация для родителей по конструированию;

-выступления на собраниях, мероприятиях для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"

программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...