ПРОЕКТ для подготовительной группы Тема: «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
проект (подготовительная группа)

Трещёва Мария Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №9

 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

                      

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

для подготовительной группы

Тема: «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

                                                                                                          

 

 

 

 

Воспитатели: Трещева М.А.

 

                                    Сроки проведения с 01.09.2019 по 31.12.2019г.

 

 

 

Санкт-Петербург

2019г.

Актуальность проекта

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность.

Задачи:

  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

Ожидаемые результаты проекта:

Дети

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Педагоги

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических  проектах и акциях.

Методы реализации проекта

Данный проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей воспитанников, и реализуется на базе ГБДОУ детский сад №9 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.

Сроки реализации проекта: с 1 октября 2019г. по 31 декабря 2019г.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.

Целевая группа: дети 6-7 лет.

Масштаб проекта: среднесрочный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologicheskoy_kultury_v_doshkolnom_detstve.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №9

 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

        

ПРОЕКТ

для подготовительной группы

Тема: «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

        

Воспитатели: Трещева М.А.

                                    Сроки проведения с 01.09.2019 по 31.12.2019г.

Санкт-Петербург

2019г.

Актуальность проекта

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность.

Задачи:

  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

Ожидаемые результаты проекта:

Дети

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Педагоги

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических  проектах и акциях.

Методы реализации проекта

Данный проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей воспитанников, и реализуется на базе ГБДОУ детский сад №9 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.

Сроки реализации проекта: с 1 октября 2019г. по 31 декабря 2019г.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.

Целевая группа: дети 6-7 лет.

Масштаб проекта: среднесрочный.

Описание проекта.

Содержание работы

Исполнитель

Результат

Самообразование по теме проекта: изучение литературы по экологии и детскому проектированию

Воспитатель

Разработка картотеки дидактических игр по экологии

Воспитатель

Наличие картотеки игр

Составление перспективного плана работы

Воспитатель

Наличие перспективного плана

Разработка диагностических материалов

Воспитатель

Наличие диагностических материалов.

Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей

Воспитатель

Анкета, анализ анкет

Разработка рекомендаций по оснащению уголка природы и созданию природной зоны в группе

Воспитатель

Разработанные рекомендации.

Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Лабораториум»

Воспитатель

Перспективное планирование

Познавательная экскурсия парк

Воспитатель

Конспект, фотоотчет.

Оформление результатов 

Воспитатель

Методические разработки

Презентация опыта работы на уровне детского сада

Воспитатель

Презентации

Формы и методы работы.

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки.

Работа с родителями

  • Ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания и т. д.);
  • Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта ( нприр медицинского) .
  • Ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);

Перспективное планирование.

Дата проведения

Формы работы с детьми

Цели

Сентябрь

 Экологические игры «Снаряжение туристов», «Живая и не живая природа»

Серия опытов с водой «Приключение Капельки»

Коллективная работа из природного материала «Живая и не живая природа»

Аппликация на тему: «Ели, сосны и сказочный лес».

Составление рассказов на тему: «Дары природы».

Д/и «Природа и человек», «Что было бы, если из леса исчезли…».

Изготовление из природного материала корзинки с дарами природы.

Составление гербария из лекарственных растений

Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара

Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков.

Рассматривание картины «Осень наступила».

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

 Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Октябрь

Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?»

Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая»

Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву».

Серия опытов с водой «Путешествие Капельки»

Прогулка совместно с родителями в осенний парк.

Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке.

Экологическая игра «Приключение берёзового листочка»

Составление букетов из осенних листьев.

С/Р игра «Овощной магазин».

НОД на тему: «Хлеб всему голова».

Д/и «Как хлеб на стол пришёл?»

Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина».

Рассматривание картины И.И.Левитан «Золотая осень»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования

представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Ноябрь

Экологическое занятие «Звери и птицы готовятся к зиме»

Серия опытов с водой «Путешествие Капельки»

Экологическая игра «Где живёт такое животное?»

Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»

«Царство орнитологии». Расскажи о домашних и диких животных.

Словесная игра «Что за животное?».

Д/и «Узнай животное по загадке», «Узнай по описанию», «Чей хвост»

Изготовление поделок «Животные из природного материала»

Создание коллажа «Животные разных стран»

С/Р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк»

Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек)

Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?»

Экологическая игра «Детки на ветке»

Лепка «Всем знакома эта птица», роспись птицы.

Посещение Зоологического музея (родители, дети , воспитатели)

Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных. 

Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому.

Декабрь

Беседа «Чем помочь природе зимой»

Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека».

Игры с цветными льдинками. «Укрась снежную дорожку цветными фонариками».

Нод на тему: «Подарки снежной королевы», «Шуба белая весь свет одела».

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

С/Р игра «В зимнем лесу»

Развлечение «Следы на снегу»

Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками.

Составление сказки и мини-книжки о зиме.

Рассматривание картины К. Коровина «Зима»

Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек»

Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней.

Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы.

Средствами ИКТ в детском саду являются: мультимедийный проектор, магнитофон, фотоаппарат, компьютер.

В своей работе по экологическому воспитанию детей, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

Звуковые материалы- это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флеш-накопителях - «Голоса и звуки диких животных России для детей»; CD-дисках- «У реки»-музыка и звуки живой природы, «Кто живет в лесу», «12 месяцев», «Динозавры и другие»

Экранные материалы –это слайды, серия отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки. Слайды -«Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля» и т. д.

Мультимедийные презентации помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Мультимедийные игры,-включены как в содержание нод, так и в свободную деятельность. Игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины. В рамках экологического воспитания использую интерактивные игры- «Разгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется эта группа животных», «Зимующие птицы», «Эко Ералаш», «Зима пришла», «Угадай птицу» и т. д.

Рекомендации.

Данный проект будет полезен педагогам дошкольных организаций по формированию начал экологической культуры.

В основе проекта лежат следующие принципы:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной

деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство».

Работая с детьми по формированию начал экологической культуры

целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе. Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов: проблемного обучения, моделирования.

Метод проблемного обучения (слайд с алгоритмом) помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет образовательную деятельность превратить в увлекательную игру, а в игре, как известно, ребёнок развивается. В использовании этого метода важна последовательность. Нужно соблюдать алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

постановка проблемы;

актуализация знаний;

выдвижение гипотез, предположений;

проверка решения;

введение в систему знаний.

сотрудничество с родителями

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка. Одной из задач эколого - педагогической деятельности воспитателя это просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

Эти рекомендации являются лишь началом долгого и вместе с тем интересного и полезного пути овладения экологической культуры.

Список использованной литературы

  1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
  3. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева   // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
  4. Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
  5. Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
  6. Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
  7. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
  8. Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
  9. Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
  10. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
  11. Николаева, С. Н.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
  12. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст]  /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
  13. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
  14. Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
  15. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
  16. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст]  /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
  17. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве

МДО АУ Детский сад «Солнышко» село Томское ,Серышевского района«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ"Воспитатель;  Чиркина Татьяна Викторовна2014годДетский сад является пе...

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...

Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №118» Сафоновой Анны Сергеевны. На тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».

Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ "Детский сад №118" Сафоновой Анны Сергеевны на тему: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельно...

Выступление на родительском собрании в старшей «Б» группе Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

повышение интереса родителей к экологическому образованиюдетей и к экологии в целом...

Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  Задачи:Выявить уровень  экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...