Конспект совместной деятельности педагога и родителей с детьми старшей разновозрастной группы на тему: «Вечерние посиделки»
план-конспект занятия (старшая группа)

Совместная деятельность педагога с детьми и их родителями по ознакомлению с историей возникновения русской куклы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vechernie_posidelki.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленное структурное подразделение - дошкольные группы «Ромашка» при МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»

Конспект

совместной деятельности педагога  и родителей

с детьми старшей разновозрастной группы на тему:

«Вечерние посиделки»

Подготовила:

 Воронова Ирина Николаевна

   воспитатель первой категории

село Шемалаково .

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей  по формированию  у детей интереса к истории  и культуре русского народа посредством народной куклы.

Задачи:

 - Познакомить родителей и детей с историей возникновения народной куклы. Расширить знания о старинных обереговых, обрядовых, игровых куклах.   Привлечь  родителей  

по - полонению коллекции тряпичных кукол в группе, сделанных совместно с детьми и старшим  поколением. Закреплять умение  пользоваться технологическими картами и схемой при изготовлении кукол. Воспитывать интерес и любовь к культуре своей страны, ее народным песням, играм, хороводам,   к истокам русского народного творчества.  

Ход мероприятия: 

Воспитатель:

 Здравствуйте, гости дорогие!

Хорошему гостю хозяин всегда рад!  

Хозяюшка в дому, что оладушки в меду.

Много гостей – много и новостей.  

- Слава нашей стороне, слава русской старине!  И про эту старину я сегодня речь  начну,  Чтобы дети знать могли о делах родной земли.  В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни посуду из глины лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. То песню затянут, то шуткой перебросятся. А матери, у которых были дети малые и работали и колыбель качали, да колыбельные пели.  И наши мамы по сей день умеют рукодельничать.

Ребята, ответьте на вопрос: Ваши  мамы садится за машинку,  берут в руки нитку с иголкой?

   Дети: Да

- В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки да прибаутки; и у каждого работа в руках была: вязали, пряли, плели лапти. Такие вечера назывались посиделками. Маленькие детки играли рядом с мамами. А чтоб им не было скучно, для них мастерили игрушки. А вы любите играть в игрушки?  

Дети: Да.

- Какими игрушками вы любите больше всего играть?

 Дети: Машины, кубики, куклы.

- Где вы берете их?  

Дети: В магазине.

- Раньше родители делали их сами. В моем сундуке что-то есть. А что – отгадайте!

 Ей косички заплетаем и в колясочке катаем.  

Спать кладем и кормим в срок – про кого прочла стишок?

  Дети: Про куклу.

 Воспитатель достает из сундука тряпичную куклу – закрутку.

-Сегодня мы познакомимся с историей возникновения народной куклы, и одну из русских народных кукол научимся мастерить.  Посмотрите на экран (показывает слайды).

Кукла – самая древнейшая из всех игрушек. Появилась она одновременно с появлением человека и всегда была рядом с ним.  

А вы знаете, что кукол в старину  не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей и палочек, связывали из соломы, сматывали из нитей и пряжи. Детали, из которых делали «куколок», связывали и скручивали между собою. А так же «свивали», приматывали нитками, учитывая направление с востока на запад. В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Ещё интересно то, что ткани для изготовления оберегов брали «ношеные». И не какие–то любые, первые попавшиеся под руку ткани, а лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась

на праздники и моления. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй.  

Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.  

Обережных  кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. Если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.

Изготовлением кукол - «берегинь» занимались в основном долгими зимними вечерами или по большой необходимости. В праздники, в выходные и «работные» дни (то есть в страду), а так же в среду и пятницу заниматься рукоделием не разрешалось, и даже более того, считалось делом греховным. Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей.  Их делали “в один присест”, никогда не оставляя недоделки на потом.

Ну, сделать куколку за один раз, как говорится, не проблема. Работа эта по силам даже детям, главное знать приёмы и последовательность «сворачивания».  Об этом мы сегодня и поговорим. Каких народных кукол вы знаете?  

   Дети: Барыня, Пеленашка, Кувадка, Масленница, Зайка на пальчик…

- Были на Руси куклы и в помощь хозяйке дома.  Давайте на минутку окунемся в глубину веков и посмотрим, с помощью какой такой куклы черпали силы на нелегкий домашний труд женщины и девушки в славянских селеньях. Хочется, чтобы и дом был уютным, и муж сытым, и чтобы запасов до весны хватило. И когда все успеть? У женщины ведь не десять рук! Иногда просто так устаешь, что и делать на следующий день ничего не хочется…. Вот если бы помощницу иметь!  На помощь приходила кукла Десятиручка. На каждую руку куклы загадывали по желанию.  Незамужние девушки просили куклу Десятиручку помочь приготовить приданое на свадьбу, а замужние женщины просили помочь им в рукоделии – шитье, вязании, ткачестве и в различных хлопотах

по дому. С помощью куклы или без, но работа у наших прабабок спорилась всегда.  Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы молодая жена всё успевала сделать по дому, да всё бы у неё ладилось.  О куклах также слагали легенды. Я хочу вас познакомить с одной из них.  Давным-давно жила в одном селе женщина. Была она очень работящей – вставала до солнышка, спать ложилась со звездами. Весь день не покладала рук в трудах праведных, а работы меньше не становилось. Вот как-то села она вечером дома заплакала и запричитала: «Ох, горе горькое, нету заботам конца и края! Вот если б иметь мне еще пару рук – тогда бы я все успела». Узнала об ее слезах богиня Макошь, сжалилась над бедной женщиной и дала ей еще одну пару рук. Женщина работала весь следующий день в два раза лучше прежнего, а вечером села и снова в слезы.  Макошь очень удивилась и спросила: «Почему ты плачешь? Я ведь дала тебе то, что ты просила!» На что женщина отвечала: «Как бы я не работала, а рук все равно не хватает». Тогда Макошь дала женщине еще одну пару рук. Но женщине и это не помогло. И вот дошло дело до того, что стало у женщины целых десять рук, а она все плачет да причитает. Тогда рассердилась Макошь и забрала лишние руки. А взамен дала куклу с десятью руками и строго-настрого наказала: «Смотри, хорошо к ней относись! И тогда эта кукла поможет тебе во всех делах!» С той поры пришлось женщинам делать себе помощниц своими руками, без всякого волшебства. А богиню Макошь за такой подарок еще больше прославлять стали! А сейчас, на наших с вами посиделках, пришло время  потрудиться. Я вас приглашаю сесть за столы, и начнем вместе с мамами  работать.  

Я предлагаю вам сегодня научиться мастерить старинную тряпичную  куклу - помощницу  «Десятиручку».   

По показу воспитателя и при помощи схемы дети с родителями изготавливают куклу.

- Сначала делаем тельце: сворачиваем или скручиваем рулончиком кусочек ткани для головы. Кладем его чуть ниже середины прямоугольника для туловища. Загибаем края с двух сторон и складываем пополам. Перевязываем голову.  

Затем складываем ручки: загибаем края, чтоб не лохматились ладошки, и сворачиваем верхний и нижний края рулончиком. Перевязываем ниточкой концы. И так все пять заготовок.

Ручки кладем между половинками заготовки туловища. Располагаем руки крест на крест. Перевязываем нитью. Нить идет вокруг шеи, сзади перекрещивается, спереди завязывается на поясе. Теперь оденем нашей кукле красивый поясок и расправим платье. Кукла Десятиручка готова.

По желанию можно одеть куклу в платье, сделать ей волосы, украсить бусами.

Во время изготовления куклы воспитатель включает тихую русскую народную музыку. Воспитатель читает стихотворение:

Для домашних дел  в помощь сотворим помощницу...

По работе каждой ручке поручим мы  Многоручке!

Чтобы спорилась работа, уходили все заботы,

В доме лад был и порядок. Хозяйка - счастлива и свежа.

Ручка эта - пусть стирает, а другая - убирает.

Третья ручка - пусть готовит. А четвертая - печет.

Пятая - пусть все погладит. А шестая - все подладит,

Все починит и исправит. А седьмая - пусть сошьет.

А восьмая - вышивает, обереги-куклы справит.

А десятая рука - управляет всем пока.

Чтобы ручки все справлялись, чтобы силы оставались

На любовь и развлеченье, на учебу и кормленье,

Воспитание и пенье, изученье языков...

Если в вашем доме появилась такая кукла – неважно сделали вы ее сами или вам подарили, также загадайте на каждую ручку желание и подвесьте на самое видное место в комнате. Когда домашние заботы совсем одолеют, посмотрите на куклу, возьмите ее в руки и сил прибавится! Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из лоскутков с помощью нехитрых приемов. В каждой местности были свои способы ее изготовления. Некоторые такую куклу делали из соломы, некоторые из лыка, а некоторые как мы, из ткани. Но в любой самодельной кукле отразились лучшие черты русских людей: простота, жизнелюбие, доброта. А сейчас мне хочется спросить, что нового вы узнали?

  Дети и родители высказывают свое мнение.

- Как вы думаете, зачем нам, современным людям, знать о куклах русской старины?  Выслушиваются рассуждения родителей и детей. 

- Как вы думаете, все ли сегодня справились с работой? У кого что-то не получалось? Родители и дети делятся своими впечатлениями. Покажите друг другу своих кукол, полюбуйтесь на них.

 Уважаемые, родители! Вы, вместе с детьми, создали  замечательные игрушки. Пусть этот опыт не пропадет даром. Дома смастерите с детьми еще несколько таких куколок и понаблюдайте за играми Вашего ребенка, Поистине вы получите огромное удовольствие и станете со своим ребенком чуточку ближе.  И в заключении нашего занятия прошу вас ответить на анкету:

Как мы играем с ребенком.
(Анкета для родителей)
 

Ф. И.О._____________________________________________________

Состав семьи ______________________________________________________________________________________________________________________
 

Есть ли друзья у Вашего ребенка?__________________________________

Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?

Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?___________________

В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?______________________________________________________________________________________________________________

С кем он играет дома?____________________________________________

Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?___________________

Как часто Вы покупаете игрушки?__________________________________

Что делаете, если игрушка сломалась?_______________________________

Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)._________________________________________________

В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, кубики, пазлы..)

Спасибо за помощь! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с родителями и детьми «Пасхальные посиделки».

Цель: познакомить детей и родителей с традициями русского народного праздниками «Пасха»,  формировать интерес к православной культуре нашей Родины; воспитание любви к культуре своего ...

Конспект совместной деятельности - интегрированного досуга с детьми второй младшей группы на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить знания детей о правильном пользовании предметами гигиены и культурно-гигиенические навыки.Формировать у детей понятие о том, что такое здоровье,...

Конспект образовательной деятельности по математике с детьми старшей логопедической группы по теме: «Путешествие на математический остров»

Занятие по математике увлекательное, живое, организовано в виде морского путешествия. Использованы наглядные материалы. Дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, решают  разного рода лог...

Совместная с родителями и детьми старшей разновозрастной группы квест-игра «Поиграй со мной мама»

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:установить партнерские отношения с семьей ка...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ с родителями и детьми старшей логопедической группы КАФЕ «ФРУКТОВЫЙ МИР»

В данном конспекте описывается совместное мероприятие с родителями и детьми кафе "Фрктовый мир", где мы закрепляем с детьми лексическую тему фрукты....