Проект «Времена года» по познавательному развитию вторая младшая группа
проект

Проект "Времена года" по познавательному развитию вторая младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda_2.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно - практикоориентированный  проект

«Времена года».

Автор проекта:

Доценко Т. А.-воспитатель МБДОУ № 8 «Зоряночка».

Целевая группа:

Проект предназначен для детей от 3 до 4 лет.

В работе по проекту  участвуют:

- дети от 3 до 4 лет;

- воспитатели;

- родители (законные представители) воспитанников.

Цель: Формирование у дошкольников начальных представлений о временах года.

Задачи:

1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

Актуальность проекта: В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Масштаб: группа детей от 3 до 4 лет (43 воспитанника).

Длительность проекта: Долгосрочный проект с июня 2019г. по май 2020 г.

Этапы реализации:

1 этап –организационно – диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

3 этап-обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.

Условия необходимые для реализации проекта :

1. Психолого – педагогические условия: Владею знаниями программного содержания и хода деятельности. В работе учитываю психологию детей дошкольного возраста, их возможности. Соблюдаю технику безопасности и гигиенические требования в образовательной деятельности. Учитываю целесообразность размещения материала и эстетику оформления наглядных пособий.

2. Предметно-развивающая среда: Групповое помещение подразделено: «Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».

3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  •  занятия;
  • рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
  • выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • творческая речевая деятельность;
  • утренники, развлечения;
  • конкурсы;
  • театрализованная деятельность;
  • сочинение рассказов и сказок о природе;
  • видеопросмотры.

Формы работы с родителями:

  • Наглядная пропаганда;
  • беседы и консультации;
  • дни открытых дверей;
  • круглый стол;
  • конкурсы.

Методы и приёмы:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

 метод сравнения.

элементарный анализ

метод эксперимента

метод моделирования и конструирования.

метод проектной деятельности.

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: 

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют

желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

 

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном.

Предполагаемые результаты:

1. Сформированы начальные представления о природном мире.

2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.

3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми

4. Владение связной речью, как средством общения.

Ожидаемый результат:

1. Лучше научить замечать красоту родной природы.

2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.

3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.

4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.

5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят

полученные знания на практике.

План работы по проекту

 «Осень разноцветная»: сентябрь – ноябрь.

Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей

с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Сентябрь

Рисование (нетрадиционная техника) «Разноцветный осенний листик».

Чтение художественной литературы:  И. Бунин «Листопад»,

Беседа: «Осень в гости к нам пришла».

 Аппликация: «Осеннее дерево».

 Д/игра: «Что нам осень принесла».

П/ игра: «Листья»

Разучивание стихотворений об осени.

Консультация

«Витамины с грядки».

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских  работ «Дары осени».

Октябрь

Экскурсия в осенний парк.

Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик».

Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».

Аппликация: «Дождик

дождик – кап, кап, кап».

П/игра: «Солнышко и дождик».

Сбор гербария

Фото выставка

«Осень золотая».

Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень».

Ноябрь

Животные

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картины: «Зайчиха с зайчатами».

Раскрашивание:  «Морковка для зайчика».

 П/игра: «Зайка беленький….».

Совместное ухаживание за домашними животными дома.

Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе».

Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью».

«Волшебница – зима»: декабрь – февраль.

Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

 

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Декабрь

Пришла зима

Беседа на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Рисование: «Падает, падает снег».

Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица».

Д/и: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

П/и: «Два Мороза», «Мороз красный нос».

Работа детско- родительская на тему: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».

Итоговое мероприятие:  Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник.

Январь

Зимующие птицы

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

Чтение худ. литературы: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег».

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

П\И: «Зайка беленький», «Птички в гнездышке».

Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек.

Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»

Итоговое мероприятие: открытое занятие для педагогов ДОУ «Зоряночка» № 8.

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

Февраль

Зимние забавы

Беседа: «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».

Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент с водой:

«Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает».

П/И: «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки», «Игра в снежки».

Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница - зима».

Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?».

Итоговое мероприятие: Спортивное  развлечение в зале.

«Весна-красна»: март– апрель.

 Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Март

Весна пришла

Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; за птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины.

Чтение худ. литературы:

 В. Берестов «Март». Рисование: «Вот какие у нас сосульки».

Словесно-речевые игры: «Вот пришла весна», «Какие сосульки? ».

П/И: «В гости к нам весна пришла».

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд».

«Чем же занять ребенка на прогулке весной?».

Итоговое мероприятие: утренник, посвящённый 8 марта.

Апрель

Прилёт птиц

Словесно-речевые игра: «Что весной бывает».

Пальчиковая игра: «Возвращение птиц».

Д/игра: «Перелётные птицы. П/игра: «Птички, раз! Птички, два! ».

Изготовление скворечника с ребёнком дома.

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!».

Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы весной».

Май

В мире животных и растений

Беседа: «Хорошо у нас в лесу».

Аппликация: «Весенний букет».

Д/игра: «Чудесный мешочек», «Времена года».

Экспериментирование:

«Соберём водичку», «Тень».

Презентация: «Звери весной».

П/И: «Скворечники», «У медведя во бору», «Через ручеёк».

Чтение художественной литературы о весне.

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе».

Итоговое мероприятие: Праздник «Времена года».

«Ах, лето»: июнь – август.

Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Июнь

«Здравствуй, Лето»

Дидактическая игра: «Что бывает летом?». Словесно-Речевая игра: «Лето к нам пришло».

Рисование: «Божья коровка».

Потешка: «Травка муравка».

Труд: полив цветов.

П/и: «Солнышко и дождик».

Экскурсия в летний лес.

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».

Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!".

Июль

«Расцвело цветами

лето»

Беседа: «Цветы – краса земли».

Д/игра: «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). 

Хороводная игра: «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу».

Труд: полив цветов.

Раскрашивание раскрасок: «Цветы». Опыт: «Нужна ли цветам вода».

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Консультация «О летнем отдыхе детей».

Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.

Август

«Насекомые»

Д/игра: «Кто летает, а кто ползает». Чтение худ. литературы: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха».

Лепка: «Бабочка».

Наблюдение: «Стрекоза, стрекозка».

П/игра: «Пчелки и медведи».

Рассматривание насекомых.

Консультация «Если ребенка ужалила пчела».

Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето».

Литература:

1.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

2.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

4.  Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

 5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Статьи из журналов

1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

4. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию вторая младшая группа "Мои помощники - руки"

Тема.  Мои помощники – руки. Задачи. 1.Продолжать  формировать представления о том, что руки – важная часть человеческого тела.2. Совершенствовать координацию движений рук.3. Закр...

«В гости к нам пришла матрешка» НОД Музыкально-познавательное развитие вторая младшая группа.

Цель: Развитие музыкальных способностей, ритмического, динамического слуха.Развитие танцевально-игрового творчества Знакомство с русской народной игрушкой "Матрешкой".Воспитание  эстетическо...

«Подарки осени» (организованная образовательная деятельность «Познавательное развитие»; вторая младшая группа)

Программное содержание:·        Закреплять знания детей о том, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде.·        ...

Конспект НОД по познавательному развитию вторая младшая группа

       Конспект НОД по познавтельному развитиюТема: «Дары осени»...

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группа Тема: «Незнайка в большом городе»

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группаТема: «Незнайка в большом городе»Задачи:-обогащение опыта де...

Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие».Вторая младшая группа.

Планирование занятий по формированию математических представлений на год....

Долгосрочный проект на тему: "Времена года" (сентябрь-май) во второй младшей группе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник познания, творчества. Дети о...