Выступление в АРТ ЛОГОС 01.03.2019 г. Семинар.
учебно-методический материал

Алахвердиева Елена Михайловна

Выступление содержит Теоретическую и Практическу. части арт-терапевтической направленности. На мастер-классе создается театральная кукла на тростях из подсобного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alahverdieva_logos.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

III Практико-ориентированный семинар

«Перспективы АРТ-ТЕРАПИИ в образовании»

1 марта 2019 года

При поддержке Воронежского Института Развития Образования, Областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченными способностями «Парус надежды», Специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина

Алахвердиева Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 138»

Контактный телефон: 8-951-564-38-45

Сказки – это кладезь народной мудрости.

Тема выступления: Технология изготовления тростевой театральной куклы с целью использования в сказко-терапевтической деятельности с детьми дошкольного возраста

Цель: познакомить участников мастер-класса с приёмами сказко-терапевтической деятельности и технологией изготовления театральной куклы.

Задачи:

  1. Дать теоретический анализ сказко-терапевтической деятельности с детьми дошкольного возраста.
  2. Овладеть практическими навыками изготовления тростевой театральной куклы.
  3. Представить личную модель реализации данного вида деятельности.

Ход выступления

Часть 1. Теоретическая.

Сказки – это волшебные истории, которые чудесным образом могут кардинально изменить настрой ребёнка. Есть в Арт-терапии направление – сказко-терапия. В наше время это направление пользуется большой популярностью. Сказко-терапию с удовольствием используют психо-терапевты, воспитатели, родители. Сказко-терапия мягко и главное не заметно для ребёнка донесёт до его сознания нужную на данный момент информацию.

В детстве, человек особенно открыт к восприятию  сказочных историй, он живёт ими. Ребёнок постоянно олицетворяет себя с тем или иным персонажем и этим фактором не грех воспользоваться взрослому человеку.

Целью метода воздействия на ребёнка сказко-терапией могут стать диагностика – получение информации уже от самого ребёнка, о его психо-физическом состоянии. Сказко-терапия прогнозирует дальнейшее развитие ситуации, в которую попал ребёнок, какие решения он примет и как все это повлияет на его характер и судьбу.

Сказко-терапия поможет взрослому реализовать коррекцию поведенческих проявлений ребёнка, или группы детей, поможет справиться с детскими фобиями. Через сказку ребёнок с лёгкостью усвоит материал познавательного характера, запомнит стихотворение или объёмный текст.

Разыгрывая сказку народную, авторскую, специально созданную психологами, или собственного сочинения, ребёнок учится правильно и эмоционально ярко говорить, строить монологи и диалоги у него развивается фонематический слух.

В сказко-терапии уместно использовать элементы кукло-терапии и кукло-творчества. Разыгрывание сказки с куклами собственного изготовления для ребёнка имеет особый смысл. Кукла в таком случае не просто объект для игры, и даже не частичка души ребёнка, а это продолжения его «Я» - это он сам. Все что происходит с куклой, происходит с ним.

Сказко-терапия помогает снять с детей состояние тревожности, эмоциональное и мышечное напряжение, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Прочтение или сочинение сказки на насущную тематику, создание куклы, оживление куклы через театрализацию  - все это поможет взрослому создать психологически благоприятные условия для жизни каждого ребёнка в ДОУ. Поможет развить   творческий потенциал детей с учётом индивидуальных особенностей развития и решить следующие задачи:

  • Совершенствование высших психических функций. (Осмысленное и структурное восприятие; произвольное внимание, логическая память; словесное и абстрактное мышление);
  • Развитие коммуникативной компетентности и социализации (Уровень социализации личности ребёнка показывают уже усвоенные коммуникативные навыки);
  • Формирование основ эмоционального интеллекта (Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта);
  • Решение актуальных психологических проблем через драматизацию;
  • Реализация самостоятельной проектно-творческой деятельности детей.

Чтобы решить психологическую проблему прибегая к арт-терапевтическому методу, через сказку,  куклу, театрализацию, по усмотрению взрослого, разыгрывается сказка индивидуально с ребёнком или группой детей. 

Пример использования симбиоза сказко-терапии и кукло-терапиии на рядовом занятии по лепке.

В группе есть очень тревожный ребёнок, подверженный различным фобическим расстройствам. Из дня в день, на своих занятиях я наблюдала его безучастное отношение ко всему происходящему. Казалось бы, что никакая сила не способна его замотивировать к познавательной активности. Но однажды, произошла такая ситуация. На занятии по лепке, посвящённом изготовлению тростевой куклы, я объясняла методику изготовления самой куклы с использованием пластилина и бросового материала. Кирилл стоял в стороне от детей с комком пластилина и что-то бубнил себе под нос. Дети внимательно слушали этапы изготовления куклы.  Кирилл стоял спиной к детям и не принимал участие в общем диалоге. На заключительном этапе занятия дети с гордостью начали демонстрировать свои хорошенькие модели тростевых кукол -  лисичек, волков, поросят, котят. Кто-то уже торопился отнести своё творчество на выставку, а кто-то стал разыгрывать свой спектакль. Дети собирались в микрогруппы, начинали вместе сочинять свои сказочные ситуации с вылепленными персонажами.

- Ой, что это?» - крикнул кто-то из детей указав на его неоформленный комок пластилина. - У меня – Кирилл повернул свою поделку группе, У меня Балабок !

Кто-кто девочек захихикал.

- Да, Балобок – знакомьтесь! И живет он на планете Выдумляндия.

Дети замерли. Проскользнул интерес и участие.

- Ему 115 лет. Он любит солёных карасей и много балуется.

- А это что у него?

- А это у него к чему?

- А это зачем?

- А как он умеет разговаривать?

Вопросы посыпались со всех сторон. С лица Кирилла не сходила счастливая улыбка. Он сел в центр за стол и начал выдумывать. Так продолжалось, еще какое то количество времени. Я позволила Кириллу отнести свою поделку на выставку лучших работ детского сада и подписала этикетку с вымышленным именем автора. С тех пор у Кирилла  родился неугасаемый интерес к моим занятиям. Он сидел, слушал внимательно. Помогал другим детям с творческим процессом работы с разными пластическими материалами. На других занятиях, со слов воспитателей, Кирилла стали хвалить.  Так я своими глазами увидела рождение познавательного интереса у дошкольника, благодаря, использованию интегрированных методов сказко-терапии и кукло-терапии.

Таким образом, методы кукло-терапии и сказко-терапии, позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и решить большинство психологических проблем. Кукла в данном методе выступает посредником между ребёнком и корректирующим взрослым. Использование кукол в общении с ребёнком – путь творческий и непредсказуемый. Все будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

Симбиоз кукло-терапии и сказко-терапии помогает создать детям свой кукольный театр, в котором они и режиссёры, и артисты и кукловоды, и благодарные зрители, и конечно же мастера по куклам.

Необходимо знать, что методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует взрослый.

Например, куклы-марионетки. Они сделаны из нескольких частей, их можно подвесить на ниточки. Марионетки умеют шевелить руками и ногами. Они мобильны, поэтому при их помощи можно показать много событий и эмоций.

Перчаточные куклы надеваются на руку ребёнка и тем самым становятся частью кукловода.

Пальчиковые куклы. Самые простые куклы. Их можно изготовлять из глины, пластилина, фольги, солёного теста, картона.

Экспресс-куклы. Это шарик от пинг-понга с нарисованным лицом с мимикой. Желательно иметь целый ассортимент  кукол с разными выражениями лица – для любого настроения.

Плоскостные куклы просты в исполнении, но востребованы детьми в игре со сказкой.

Теневые куклы. Они сложны в управлении, но зато создают особую атмосферу доверительности и интимности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.

Детям необходимо напомнить, что кукла не должна быть красивой, качественной. Любой результат будет прекрасен. Эта кукла для ребёнка по любому будет единственной и неповторимой. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов.

Часть 2. Практическая.

1. Создание куклы театральной на тростях.

Это верховая кукла. Через эту куклу можно передать мимику, присущую конкретному персонажу. Она мобильна. Интересно манипулирует руками, вертит головой. Кукла легка в исполнении детьми.

  • Чтобы создать эту куклу необходимо из любого пластического материала (пластилин цветной) вылепить головку персонажа.
  • На длинную шашлычную палочку надеть платок, проткнув его посередине и крепко его закрепить со стороны острого конца палочки на высоте 2 см банковской резинкой.
  • Сложить платок уголком.
  • К двум противоположным уголкам прикрепить шашлычные палочки банковскими резинками.
  • Надеть на острый конец.

2. Обучение управлению куклой.

3. Самый сложный этап. Правильная беседа с куклой, её «оживление»

4. Создание спектакля или просто сценки с участием созданной игрушки.

        Часть 3. Заключительная.

Сказко-терапия с участием кукол, пластична, наглядна, близка и понятна каждому взрослому и ребёнку.

        Арт-терапевтическое направление в работе с детьми я реализую с 2005 года. Формы организации данной деятельности в ходе времени претерпевали трансформацию, но суть деятельности оставалась прежней. По образованию я психолог, работаю педагогом дополнительного образования. На протяжении всего времени обучаюсь в различных творческих студиях и мастерских, осваиваю инновационные образовательные технологии.

        Сейчас, в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется инновационная образовательная модель «Детский сад – Игропарк». В данной образовательной модели я организовала работу арт-терапевтической студии «Кукольных дел мастера», которая интегрируется со студией театрализованной деятельности «Сказка».

        Показателем эффективности работы для меня является количество и стабильность посещаемости  моей студии детьми. Каждое занятие является «завершённой» историей, то есть любой ребёнок может войти в работу студии с любого занятия. Данная студия на сегодняшний день явилась «точкой» активного входа родителей не только в реализацию образовательной программы, но и для решения ряда родительско-детских проблем, с использованием на базе работы творческой студии элементов арт-терапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое выступление об опыте работы в КРВ на Курском областном семинаре ОКУ ЦППМСП 14.07.2019 г.

      14 июня 2019 года комитетом образования и науки Курской области был проведен семинар-совещание в ОКУ "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и...

Выступление в АРТ ЛОГОС 01.03.2019 г. презентация

Презентация к семинару по арт-терапии 01.03.2019 г. 2 части....

Выступление на районном семинаре по инновационным технологиям (октябрь 2019)

Уважаемые коллеги, на протяжении нескольких лет мы знакомились с вами с современными образовательными технологиями, учились друг у друга, у коллег других образовательных учреждений применять современн...

Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)

С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...

Презентация выступления специалистов ГБОУ Школа №305 г. Москвы на семинаре-практикуме для педагогов "Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы"

Ежегодно специалисты дошкольного отделения ГБОУ Школа №305 освещают вопросы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В 2021 учебном году состоялся семинар-практикум для воспитателей. ...

Семинар по экологии. Выступление: "Экологическое воспитание детей" (31.01.2019)

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начина...

Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)

Цель поликультурного воспитания -  формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...