«Народная культура и традиции на Руси»
проект (младшая группа)

Романова Татьяна Сергеевна

:   В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_narodnaya_kultura_i_traditsii_oktyabr.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект работы с детьми

в группе «Земляника»

«Народная культура и традиции на Руси»

Проект подготовила и провела

Воспитатель: Романова Т.С.

Паспорт творческого проекта

 «Народная культура и традиции на Руси»

Автор проекта: воспитатель Романова Т.С

Участники проекта:

  • воспитатель,
  • дети,
  • родители

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий.
  • По содержанию: обучающий.
  • По числу участников проекта: групповой (все желающие – до 16 человек).
  • По времени проведения: краткосрочный (1 неделя- с 14 по 18октября).
  • По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
  • По профилю знаний: многопредметный.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач)

  • групповая,
  • подгрупповая,
  • индивидуальное решение частной задачи.

Виды деятельности: 

  • предметная,
  •  двигательная,
  • восприятие смысла  сказок и стихов,
  • рассматривание картинок

Методы реализации проекта: 

  • игровой,
  • наглядный,
  • практический,
  •  использование художественного слова,

самостоятельная игра.

Актуальность проекта:   В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Проблема проекта: чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего народа.

Цель: через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Приобщить детей к традициям народа.

Задачи: расширить представление о народной игрушке(дымковская игрушка, матрешка и т.д.). Знакомить детей с народными промыслами. Продолжить знакомить с устным народным творчеством.Продолжать использовать фольклора при организации всех видов деятельности.

Сроки разработки и реализации проекта: краткосрочный

 Время проведения проекта с 14 по18 октября

Проект включает в себя 3 этапа:

  • подготовительный,
  • основной,
  • заключительный.

Этот проект значим для всех его участников:

  • Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
  • Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
  • Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей 
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности:

  • Художественная литература
  • Цветная бумага, клей-карандаш
  • Бумага для рисования
  • Раскраски
  • Цветные карандаши, краски, гуашь, кисточки
  • Дидактический и сенсорный материал
  • Игрушки или макеты народных инструментов
  • Элементы костюмов для драматизации сказок
  • Аппаратура для фото- и видеофиксации
  • Аппаратура для просмотра видео материалов – проектор, экран, ноутбук, колонки

Предполагаемый результат проекта:

Иметь представления о народных традициях и духовных ценностях русского народа. Познакомить детей с русскими народными сказками, игрушками, костюмами, инструментами, русской избой. Закрепить их названия.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта.

  1. Основнойэтап:
  2. Заключительный этап

Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - создание видео отчета за неделю для родителей, составление портфолио проекта.

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный:

данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Составлен план основного этапа проектирования.

Промежуточный отчет основного этапа проекта 

Данный этап реализовывался в течение 1 недели. Ежедневно в раздевалке группы организовывалась выставка игрушек цвета, соответствующего дню недели и выставка работ детей.

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта 

Оформление материала в родительском уголке. Составление портфолио проекта.

Реализация проекта «Народная культура и традиции на Руси»

Дни недели

Виды деятельности.

Цели.

Понедельник

14.10.2019

«Русские народные сказки» Цель: вспомнить с детьми знакомые им русские народные сказки  их героев и сюжет.

  • Д/и «Из какой сказки герой». Цель: закрепление знаний о сказках, развитие речи, мышления, памяти.
  • Д/И мягкиепазлы «Герои сказок» Цель: учить детей составлять целое из 2-х, 3-х частей. Развивать мелкую моторику
  • Сказка (театрализация) «Репка» Цель: знакомить с русскими народными сказками, воспитывать интерес, усидчивость
  • Чтение художественной литературы: сказка «Петушок и бобовое зернышко» - учить детей внимательно слушать сказку,отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  • С.р.и«Семья»«К бабушке на оладушки». Цель: развивать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; взаимодействовать в игре со взрослым как с равным игровым партнёром; вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры.
  • Хороводная игра«Ходит Васька серенький» Цель: познакомить детей с новой игрой. Учить детей водить хоровод; упражнять в приседании

Для закрепления материаларассмотреть с детьми выставку, определить название сказок по обложкам; развивать внимание, мышление; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ситуативное общение: «Мои любимые сказки».   Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.

Домашнее задание: принести, если есть дома, народные игрушки или изображения русских народных игрушек

Вторник

15.10.2019

«Русские народные игрушки» Цель: познакомить детей с русскими народными игрушками (матрешка, неваляшка, стучалка, кукла-крупеничка)

  • Беседа - рассказ воспитателя «Народные игрушки». Цель: расширять представления об игрушках (матрешка, неваляшка, петрушка, стучалка, кукла-крупеничка), их использовании и материалах, используемых при их изготовлении.
  • Рассматривание иллюстраций с русскими народными игрушкамиЦель: создать условия для обогащения знаний детей о народных игрушках. Формирование коммуникативных навыков и умений детей.
  • Д/И: «Матрешка» познакомить детей с Матрешкой, учить выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт.
  • Д/И «Одень матрешку» Цель:учить детей подбирать русские наряды для матрешки.
  • П/И «Мы — матрёшки, мы — матрёшкизашагали по дорожке» - выполнять движения по тексту.
  • Чтение художественной литературы: «Хаврошечка» Цель: познакомить детей с новой сказкой. Побеседовать по содержанию

Для закрепления материаларассмотреть с детьми выставкурусских народных игрушек, дать детям в них поиграть, закрепить их название; воспитывать интерес к русской народной игрушке

Домашнее задание: принести, если есть дома, иллюстрации или книги с русским народным костюмом, возможно есть какие-то вещи

Среда

16.10.2019

«Русский народный костюм» Цель: познакомить детей с мужской и женской одеждой на Руси для праздников и на каждый день.

  • Беседа-рассказ «В чем раньше ходили на Руси». Цель: познакомить детей с одеждой мужчин, женщин, детей в будни и праздники.Чем она отличается от нашей.
  • Д/И«Украсим платье матрёшки» - закрепить геометрические фигуры.Составление рассказа об игрушке.
  • Д/и: «Шнуровка», «Собери бусы» - развивать мелкую моторику
  • Рассматривание иллюстраций «Одежда»Цель: рассмотреть с детьми одежду русской национальности, обратить внимание детей на узоры.
  • Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Рукавичка». Цель: научить детей слушать сказку, отвечать на вопросы.
  • С.Р.И.: «Уложим куклу спать» - познакомиться с предметами одежды, закрепить последовательность одевания и раздевания куклы; воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим, формировать словарь, прививать культуру общения.Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Разучивание колыбельной «Баю бай, баю бай, ты собачка не лай»
  • Игры в уголке ряжения.

Для закрепления материаларассмотреть с детьми иллюстрации с русскими народными костюмами. Цель: развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление.

Домашнее задание: принести, если есть дома, русские народные музыкальные инструменты или их изображения.

Четверг

17.10.2019

«Русские народные инструменты» Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами (балалайка, дудочка, ложки, трещотки).

  • Рассматривание иллюстраций, беседы:«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
  • Д/И «Угадай по звуку» Цель: закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
  • Д/И «Сыграй на инструменте» Цель: закрепить названия музыкальных инструментов.Вызвать желание извлекать звук. Осваивать элементарные приёмы игры на ложках, развивать чувство ритма.
  • Д/И «Позови» - развивать умение менять силу голоса, называть по имени.
  • Чтение художественной литературы: «Бычок – черный бочок, белые копытца». Цель: научить детей слушать сказку, отвечать на вопросы.

  • Д\И «Где матрешка?» Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Пятница

18.10.2019

«Знакомство с русской избой» Цель: дать детям представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

  • Беседа «Знакомство с русской избой» Цель: дать детям представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
  • Д/И  «Собери самовар из частей». Цель: учить собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу
  • Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» Цель: познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения.

Учить интонационно точно повторять песенки из сказки, закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развитие речи, внимания, памяти, мышления

Работа с родителями

1.Оформление папки-передвижки

«Как знакомить детей с народными праздниками и традициями».

2. В родительском уголке  помещение  статья  «Народная мудрость гласит» (пословицы).

3. Оформление информации для родителей:

 «Праздники народного календаря»

4.  Привлечь к изготовлению масок для драматизации сказок.

5. Привлечь к совместному заучиванию потешек.

 Ожидаемые результаты: Дети узнают больше о  народной культуре и традиции».
 Расширить знание о русской традиционной игрушке (матрешка). Обучение элементарным правилам игры на ложках.

Список используемой литературы:

  1. Примерная программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
  2. «Изобразительная деятельность в детском саду».  Т.С. Комарова.
  3.  «Утренняя гимнастика в детском саду». Т.Е. Хорченко.
  4. Русские народные сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная культура и традиции на Руси. 2 младшая группа

Проект "Знакомство с народной культурой и традициями на Руси" для детей 2 младшей группе. Проек расчитан на неделю, с видами деятельности и целью....

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)

Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...