Современные исследования диагностики диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Чупрова Кира Петровна

Для диагностики уровня развития диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как алалия, может быть использована методика разработанная В.И. Лалаевой. Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку [].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Современные исследования диагностики диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Вопросами исследования особенностей диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями речи занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.А. Чиркина, Р.И. Лалаева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова и другие.

В процессе организации диалогической речи этот факт  необходимо учитывать, особенно на начальном этапе. Для организации эффективного диалога необходимо вызвать желание у ребенка, т.е. потребность говорить. Для этого необходимо создать такие условия, при которых у ребенка появилось бы желание что-то сказать, выражать свои мысли, чувства, а не только воспроизводить  чужие идеи [2, c.77].

В рамках изучения особенностей диалогической речи должны выявляться следующие параметры:

- умение задавать вопросы,

- умение отвечать на вопросы,

- умение вступать во взаимодействие.

В основу исследования должно быть положение понимание о социальной детерминированности диалогической речи и ее значительной зависимости от контекста ситуации.

В реальном речевом общении ребенка с тяжелыми нарушениями речи, с алалией в старшем дошкольном возрасте могут обнаруживаться как полные формы диалогической речи, так и весьма специфические с точки зрения анализа существенно сокращенные элементы - реплики разного рода. Понятно, что эти реплики, часто не имеющие смысла вне контекста самого диалога, несут в реальном общении значительную семантическую нагрузку и составляют, таким образом, важнейшую социально-психологическую компоненту диалога [].

Для диагностики уровня развития диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как алалия, может быть использована методика разработанная В.И. Лалаевой. Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку [].

Детям предлагалась сюжетная картинка «В лесу» и следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи…». Далее могут задаваться вопросы по содержанию картинки типа:

1. Куда пришли дети?

2. Кого или что дети увидели в лесу?

3. Во что дети собирают землянику?

4. Какие цветы сорвали девочки? и т.д.

Ответы детей оцениваются по балльной системе по следующим критериям:

- соответствие ответа изображенной на картинке ситуации;

- характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).

5 баллов – ответ соответствует ситуации, дан предложением (например, «Дети увидели в лесу белку»;

4 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием (например, «увидели белку»);

3 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словом (например, «белку», «в лес»);

2 балла – в ответе неточное отражение изображенной на картинке ситуации, дается формой слова (например, «Куда пришли ребята? – на прогулку»);

1 балл – случайный ответ одним словом, содержание ответа не соответствует ситуации (например, «Во что дети собирают землянику? – кушать»).

Для изучения особенностей сформированности навыка ребенка отвечать на вопросы взрослого, можно использовать следующее задание.

Процедура: Детям предлагают развернуто ответить на задаваемые педагогом вопросы. Упражнение проводится индивидуально, педагог работает с ребенком один на один.

Инструкция: Сейчас мы поиграем с тобой в вопросы и ответы. Я буду тебя спрашивать, а ты будешь мне отвечать. Если ты не поймешь вопроса, ты можешь переспросить.

Оценка выполнения:

3 – справился с заданием;

2 – справился с помощью;

1 – не справился с заданием.

Общая оценка складывается из результатов по каждому вопросу. Максимальное количество баллов – 30, минимальное количество баллов – 10.

Вопросы:

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Чем ты любишь заниматься?

- Какие у тебя любимые игрушки?

- Во что любишь играть?

- У тебя есть друзья?

- Как зовут твоих родителей?

- Чем ты сегодня занимался?

- Что ты будешь делать  вечером?

Для изучения сформированности навыка ребенка задавать вопросы можно использовать следующее задание.

Инструкция: А теперь давай поиграем наоборот. Теперь ты будешь задавать мне вопросы, о чем хочешь, а я буду отвечать. Ты можешь задавать мне любые вопросы. Подумай, что тебе интересно узнать?

Оценка выполнения:

10 и более вопросов – 3 балла;

От 5 до 9 вопросов – 2 балла;

От 1 до 4 вопросов – 1 балл.

Если ребенок задавал вопросы, исходя из логики беседы для уточнения и развития диалога +3 балла, если ребенок задавал разрозненные вопросы, но в достаточном количестве +2 балла, если ребенок задавал разрозненные несвязные вопросы, не имеющие отношения к логике беседы +1 балл.

Максимальное число баллов – 6, минимальное число баллов – 2.

Для исследования особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, такими как алалия, часто пользуются методиками, которые были разработаны на основе рекомендаций авторов: Г. В. Чиркиной, А. Г. Рузской, М. И. Лисиной, Х. Т. Шерьяздановой, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. А. Г. Арушановой. [].

Можно выявить состояния диалога у детей с использованием беседы о игрушке, во время игры и т.д.

Задание 1. «Игра в парах» направлено на определение скорости ответной реакции и как отвечает ребенок словом или действием.

Инструкция по предъявлению ребенку: предлагаем ребенку настольную игру.

Задание 2. «Беседа об игрушке» направлено на оценку диалогических отношений.

Инструкция по предъявлению ребенку: предлагаем ребенку выбрать игрушку, с которой он бы хотел поиграть. Когда ребенок выбрал игрушку, задаются вопросы: «Почему ты выбрал именно эту? Чем понравилась тебе эта игрушка? Как ты с ней будешь играть?».

Задание 3. «Серия сюжетных картинок» направлено на вызов у ребенка инициативного высказывания.

Инструкция по предъявлению ребенку: предлагаем серию перепутанных сюжетных картинок, необходимо разложить в нужном порядке, что вначале темы, что следует затем. Педагог меняет начало и конец содержания картинок и наблюдает за реакцией ребенка.

Задание 4. «Бытовая ситуация» направлено на вызов у ребенка инициативного высказывания.

Инструкция по предъявлению ребенку: перед обедом ребенок и взрослый идут мыть руки. Педагог не помнит, в какой раковине мыть руки, руки моет хозяйственным мылом, руки не вытирает полотенцем и т.д.

Задание 5. «Выходной день» направлено на вызов у ребенка инициативного высказывания.

Инструкция по предъявлению ребенку: рассказываем ребенку о том, как провели выходные, тем самым побуждая ребенка рассказать, чем занимался он в выходные дни.

Трехбалльная система оценки.

Высший уровень - 3 балла.

Диалог у ребенка сформирован, он без стеснения и с легкостью вступает в контакт. Беседа c ребенком ведется в форме диалога, на этом уровне ответы детей имеют инициативный и реактивный характер. Отвечают сразу развернутой фразой, может иметь зачатки монолога, присутствует обсуждение и рассуждение, ребенок отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы.

Средний уровень - 2 балла.

Диалог на стадии формирования, ребенок испытывают смущение и зажатость при вступлении в контакт, но способен преодолевают его самостоятельно. Ответы на вопросы односложные, может переключаться и рассказывать о других более интересных для него событиях. Реплики несут мало информации, важные детали могут опускаться, чаще всего отвечает практическим действием. Диалог не возможен, у ребенка много личных инициаций. Рассказ ребенка незавершенный, с беспорядочным перечислением.

Низкий уровень – 1 балл.

Диалог на стадии зарождения, в полный контакт дошкольник входит долго, смущается, боится собеседника, скованный, напряженный, отводит глаза в сторону. На вопросы если и отвечает, то тихо и односложно («да» или «нет»). Чаще действуют молча, реже комментирует действия, впрямую ни к кому не обращаясь. Возможен отказ от диалога вообще. Если и вступает, то использует только простые предложения. Составление рассказа по сюжетной картинке происходит только при участии взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

«Формирование навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи с помощью комиксов»

Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Родители и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями...