Современные исследования диагностики диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Для диагностики уровня развития диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как алалия, может быть использована методика разработанная В.И. Лалаевой. Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку [].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные исследования диагностики диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Вопросами исследования особенностей диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями речи занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.А. Чиркина, Р.И. Лалаева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова и другие.
В процессе организации диалогической речи этот факт необходимо учитывать, особенно на начальном этапе. Для организации эффективного диалога необходимо вызвать желание у ребенка, т.е. потребность говорить. Для этого необходимо создать такие условия, при которых у ребенка появилось бы желание что-то сказать, выражать свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие идеи [2, c.77].
В рамках изучения особенностей диалогической речи должны выявляться следующие параметры:
- умение задавать вопросы,
- умение отвечать на вопросы,
- умение вступать во взаимодействие.
В основу исследования должно быть положение понимание о социальной детерминированности диалогической речи и ее значительной зависимости от контекста ситуации.
В реальном речевом общении ребенка с тяжелыми нарушениями речи, с алалией в старшем дошкольном возрасте могут обнаруживаться как полные формы диалогической речи, так и весьма специфические с точки зрения анализа существенно сокращенные элементы - реплики разного рода. Понятно, что эти реплики, часто не имеющие смысла вне контекста самого диалога, несут в реальном общении значительную семантическую нагрузку и составляют, таким образом, важнейшую социально-психологическую компоненту диалога [].
Для диагностики уровня развития диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как алалия, может быть использована методика разработанная В.И. Лалаевой. Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку [].
Детям предлагалась сюжетная картинка «В лесу» и следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи…». Далее могут задаваться вопросы по содержанию картинки типа:
1. Куда пришли дети?
2. Кого или что дети увидели в лесу?
3. Во что дети собирают землянику?
4. Какие цветы сорвали девочки? и т.д.
Ответы детей оцениваются по балльной системе по следующим критериям:
- соответствие ответа изображенной на картинке ситуации;
- характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).
5 баллов – ответ соответствует ситуации, дан предложением (например, «Дети увидели в лесу белку»;
4 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием (например, «увидели белку»);
3 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словом (например, «белку», «в лес»);
2 балла – в ответе неточное отражение изображенной на картинке ситуации, дается формой слова (например, «Куда пришли ребята? – на прогулку»);
1 балл – случайный ответ одним словом, содержание ответа не соответствует ситуации (например, «Во что дети собирают землянику? – кушать»).
Для изучения особенностей сформированности навыка ребенка отвечать на вопросы взрослого, можно использовать следующее задание.
Процедура: Детям предлагают развернуто ответить на задаваемые педагогом вопросы. Упражнение проводится индивидуально, педагог работает с ребенком один на один.
Инструкция: Сейчас мы поиграем с тобой в вопросы и ответы. Я буду тебя спрашивать, а ты будешь мне отвечать. Если ты не поймешь вопроса, ты можешь переспросить.
Оценка выполнения:
3 – справился с заданием;
2 – справился с помощью;
1 – не справился с заданием.
Общая оценка складывается из результатов по каждому вопросу. Максимальное количество баллов – 30, минимальное количество баллов – 10.
Вопросы:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты любишь заниматься?
- Какие у тебя любимые игрушки?
- Во что любишь играть?
- У тебя есть друзья?
- Как зовут твоих родителей?
- Чем ты сегодня занимался?
- Что ты будешь делать вечером?
Для изучения сформированности навыка ребенка задавать вопросы можно использовать следующее задание.
Инструкция: А теперь давай поиграем наоборот. Теперь ты будешь задавать мне вопросы, о чем хочешь, а я буду отвечать. Ты можешь задавать мне любые вопросы. Подумай, что тебе интересно узнать?
Оценка выполнения:
10 и более вопросов – 3 балла;
От 5 до 9 вопросов – 2 балла;
От 1 до 4 вопросов – 1 балл.
Если ребенок задавал вопросы, исходя из логики беседы для уточнения и развития диалога +3 балла, если ребенок задавал разрозненные вопросы, но в достаточном количестве +2 балла, если ребенок задавал разрозненные несвязные вопросы, не имеющие отношения к логике беседы +1 балл.
Максимальное число баллов – 6, минимальное число баллов – 2.
Для исследования особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, такими как алалия, часто пользуются методиками, которые были разработаны на основе рекомендаций авторов: Г. В. Чиркиной, А. Г. Рузской, М. И. Лисиной, Х. Т. Шерьяздановой, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. А. Г. Арушановой. [].
Можно выявить состояния диалога у детей с использованием беседы о игрушке, во время игры и т.д.
Задание 1. «Игра в парах» направлено на определение скорости ответной реакции и как отвечает ребенок словом или действием.
Инструкция по предъявлению ребенку: предлагаем ребенку настольную игру.
Задание 2. «Беседа об игрушке» направлено на оценку диалогических отношений.
Инструкция по предъявлению ребенку: предлагаем ребенку выбрать игрушку, с которой он бы хотел поиграть. Когда ребенок выбрал игрушку, задаются вопросы: «Почему ты выбрал именно эту? Чем понравилась тебе эта игрушка? Как ты с ней будешь играть?».
Задание 3. «Серия сюжетных картинок» направлено на вызов у ребенка инициативного высказывания.
Инструкция по предъявлению ребенку: предлагаем серию перепутанных сюжетных картинок, необходимо разложить в нужном порядке, что вначале темы, что следует затем. Педагог меняет начало и конец содержания картинок и наблюдает за реакцией ребенка.
Задание 4. «Бытовая ситуация» направлено на вызов у ребенка инициативного высказывания.
Инструкция по предъявлению ребенку: перед обедом ребенок и взрослый идут мыть руки. Педагог не помнит, в какой раковине мыть руки, руки моет хозяйственным мылом, руки не вытирает полотенцем и т.д.
Задание 5. «Выходной день» направлено на вызов у ребенка инициативного высказывания.
Инструкция по предъявлению ребенку: рассказываем ребенку о том, как провели выходные, тем самым побуждая ребенка рассказать, чем занимался он в выходные дни.
Трехбалльная система оценки.
Высший уровень - 3 балла.
Диалог у ребенка сформирован, он без стеснения и с легкостью вступает в контакт. Беседа c ребенком ведется в форме диалога, на этом уровне ответы детей имеют инициативный и реактивный характер. Отвечают сразу развернутой фразой, может иметь зачатки монолога, присутствует обсуждение и рассуждение, ребенок отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы.
Средний уровень - 2 балла.
Диалог на стадии формирования, ребенок испытывают смущение и зажатость при вступлении в контакт, но способен преодолевают его самостоятельно. Ответы на вопросы односложные, может переключаться и рассказывать о других более интересных для него событиях. Реплики несут мало информации, важные детали могут опускаться, чаще всего отвечает практическим действием. Диалог не возможен, у ребенка много личных инициаций. Рассказ ребенка незавершенный, с беспорядочным перечислением.
Низкий уровень – 1 балл.
Диалог на стадии зарождения, в полный контакт дошкольник входит долго, смущается, боится собеседника, скованный, напряженный, отводит глаза в сторону. На вопросы если и отвечает, то тихо и односложно («да» или «нет»). Чаще действуют молча, реже комментирует действия, впрямую ни к кому не обращаясь. Возможен отказ от диалога вообще. Если и вступает, то использует только простые предложения. Составление рассказа по сюжетной картинке происходит только при участии взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...
"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)
презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Игры по развитию диалогической речи детей...
Тема: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при взаимодействии с учителем – логопедом »
Итоговый практико-значимый проект....
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
«Формирование навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи с помощью комиксов»
Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Родители и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями...