Главные вкладки

    КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «Тряпичная кукла-оберег» для детей старшей группы (5 – 6 лет)
    план-конспект занятия (старшая группа)

    конспект НОД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx48.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 55»

    КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

     «Тряпичная кукла-оберег»

    для детей старшей группы (5 – 6 лет)

                                                     

    Составитель: Янкина Ольга Сергеевна

                                                                                                                  г. Владивосток

    2020г.

    Цель: Формирование представлений о разнообразии народного искусства.

    .

    Задачи приоритетной образовательной области художественно – эстетическое развитие: 

     

      1. Обучающие задачи:  

    • Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы-оберег «Колокольчик»
    • Приобщить детей к истокам народной культуры, закреплять знания детей о символичности вещей;

      2.Развивающие задачи:

    • Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
    • Развивать творческую активность в процессе  изготовления обереговой куклы в соответствии с образцами народной культуры.
    • Развивать умение представлять результат труда.  
    • Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками.

    3. Воспитательные задачи:

    • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
    • Способствовать проявлению положительных эмоций;
    • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать умение помогать друг другу.

    Задачи ОО в интеграции: 

    Образовательная область «Речевое развитие»

    • создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
    • совершенствовать умение отвечать на вопросы;

    Образовательная область «Физическое развитие»

    • воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
    • развивать мелкую моторику рук, внимание.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    • развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым;        
    • развитие самостоятельности, саморегуляции собственных действий;
    • формировать позитивное отношение к труду:
    • учить работать с тканью;
    • приучать прибирать за собой рабочее место.
    • формировать основы безопасного поведения при работе.

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    • познакомить детей со значением в жизни кукол оберегов.
    • содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной основе
    • содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности

     

    Предпосылки учебной деятельности: 

    • Психологические: у детей будет развиваться мышление, внимание, воображение, память, мелкая моторика,  дети будут находить самостоятельно решение задач.
    • Коммуникативные или психосоциальные: умение слушать и слышать, общение друг с другом.

    Предварительная работа: 

    • рассматривание народных игрушек;
    •  сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;
    • беседа о семье и семейных ценностях, знакомство с пословицами и поговорками, чтение сказок.
    • просмотр презентации  «Народные игрушки»
    • беседы «Быт русского народа», «Чем играли наши бабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы»;
    • чтение произведений М. А. Пожаровой «Тряпичная кукла», И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

    Словарная работа:

    Тряпичная кукла - оберег, колокольный звон,  рубаха. 

    Современные педагогические технологии:

    Личностно - ориентированные

    Здоровьесберегающие

    Информационно-коммуникативные

    Игровые

    Предполагаемый результат:

    • Дети будут иметь представление о народных куклах и их назначении.
    • У детей будет развиваться речь при  составлении описательных рассказов по игрушке, отражая её назначение.
    • Дети изготовят тряпичную куклу-оберег.
    • У детей появится   интерес к старинным  игрушкам.
    • Дети приобщились  к русскому народному творчеству.
    • Возникнет уважение к труду народных мастеров.  

    Материалы, оборудование

    • Наглядные – обереги, как образцы.
    •  Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева.
    • Музыкальные – весёлые русские народные песни (мелодии), запись игры-песни «У Маланьи, у старушки»
    • Оборудование –CD – проигрыватель.
    • Лоскуты (круги) ткани разных ярких расцветок диаметром 25см, 20см, 15см (на каждого).
    • Лоскут белой ткани 10х20см (на каждого).
    • Лоскут цветастой ткани (треугольник) для косынки (на каждого).
    • Нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого).
    • Колокольчики (на каждого).
    • Карточки-схемы изготовления куклы «Колокольчик»

    Ход НОД

    1 этап. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап). Организационный момент

    Основные этапы НОД

    Образовательные задачи

    Формы работы, приемы, методы

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Целевые ориентиры (характеристика) Предполагаемый результаты

    Вводная часть

    Организационный момент

    Способствовать проявлению положительных эмоций;

    Дать детям представление о народных куклах и их назначении

    Приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знания детей о символичности вещей;

    Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

    Обогащать словарь детей: оберег;

     

    Словесный:

    - беседа;

    Игровой:

    - тренинг «Подари улыбку!»

    Словесный:

    - чтение отрывка из р. н. сказки «Василиса Прекрасная» (отрывок об обереговой кукле);

    Беседа по содержанию прочитанного.

    Наглядный, словесный метод:

    показ  обереговой куклы. Информация о ней.

    Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных образцов, стимулирует интерес детей.  

    Воспитатель приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.  

    -Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.

    Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

    Ребята, сегодня мы с вами научимся делать народную тряпичную куклу-оберег «Колокольчик»

    Такими куклами играли ваши бабушки. Еѐ можно покачать, спеть ей колыбельную, а

    можно рассказать и сказку

    -Хотите, я вам тоже сказку расскажу?

     Читает отрывок из сказки

    «Василиса прекрасная».

     -Дети, скажите, что оставила мать для Василисы?

    -Вот такую куклу, как у меня в руках,  называли кукла - оберег,  она передавалась от матери к дочери.

    Скажите, дети, из чего она сделана?

    А чем она отличается от наших современных кукол?

    -Безликой  куклу  делали  потому,  что  боялись  уподобить  её человеку, так как в старину считали, что кукла с лицом обретала душу и

    могла повредить ребёнку.

    Куклу клали в колыбельку маленькому  ребёнку  и  считали,  что  она  его  оберегает,  отсюда  и  пошло название: кукла - оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно, они передавались из поколения в поколение.

    Дети настроены на общение

    Проявляют интерес к предстоящей деятельности

    Дети берут друг друга за руки

    Дети садятся за столы.

    Думают, высказывают свои предположения  

    Слушают, узнают  об  оберегах рассуждают.

    - Куклу

    Отвечают на вопросы, рассматривают куклу.  

    -Из ткани, тряпочек, лоскутков.

    - У куклы нет лица.

    Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

    Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).

    Дети познакомятся со значением в жизни людей оберегов.

    2 этап.   Основная часть (содержательный, деятельный этап)

    Основные этапы НОД

    Образовательные задачи

    Формы работы, приемы, методы

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Целевые ориентиры (характеристика) Предполагаемый результаты

    Динамическая пауза

    Продуктивная часть

    Развивать мелкую моторику рук, внимание. Согласовывать движения со словами игры.

    Познакомить с куклой –оберегом «Колокольчик», процессом изготовления тряпичной куклы-оберег

    Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками.

    Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать умение помогать друг другу.

    Физкультминутка

    подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

    Наглядный, словесный метод

    Объяснение и показ изготовления куклы

    Закрепление изготовления куклы по карточкам -схемам

    Практический метод:  изготовление куклы

    Организация самостоятельной деятельности

    Индивидуальная работа

    Хоровод с куколками

    Приглашает детей к совместной динамической деятельности

    Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть?

    Вставайте в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».

    У Маланьи,  у старушки

    Жили в маленькой избушке

    Семь сыновей

    Все без бровей,

    Вот с такими ушами,

    Вот с такими носами,

    Вот с такими усами,

    Вот с такой головой,

    Вот с такой бородой,

    Ничего не ели

    На неё глядели,

    И все делали вот так…  (показывает любое движение)

    -Отдохнули? Повеселились?

    -А теперь от скуки берём дело в руки!

    Давайте мы с вами изготовим куклу «Колокольчик».  Показ куклы.

    Это будет оберег для дома. Такая куколка незаменимая помощница, если что-то не ладится. Собираясь в дорогу – позвони в колокольчик. Начиная новое дело, для удачи – позвони в колокольчик. Загрустил или опечалился – позвони в колокольчик. Эта кукла весёлая, задорная, приносит в дом радость, свет и веселье.

    Звук от колокола идёт, словно круги по воде, поэтому и юбки у куклы круглые. Кукла «Колокольчик» похожа на колокольчик и сверху напоминает солнышко, а колокольчик напоминает силуэт женщины.

    Колокольный звон – один из самых сильных оберегов. Поверьте, своей кукле «Колокольчику» и она станет вашим оберегом.

    -Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы.

    -А сейчас я покажу вам, как  сделать куклу-оберег «Колокольчик»

     

    Берем синтепон (вату или ветошь) и скатываем в шарик.

    Привязываем к шарику колокольчик на ниточке. Этот шарик из ваты кладем в центр большого круга и обвязываем его.

    Получилась первая (самая нижняя) юбочка. А внутри

    звонкий колокольчик.

    Теперь берем круг поменьше, находим середину,  также ровно надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбочка получилась.

    В ход идет самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.

    Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

    Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты - нитками примерно 1см от края.

    Теперь повязываем косынку под руками.

    Игра «Расставь по порядку»

    -У нас есть карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались.

    -Давайте расставим все по порядку, чтобы  было понятно, как же сделать куклу «Колокольчик».

    Самостоятельная работа

    Звучит мелодия «Колокольчик».

    Мотивирует к проявлению творчества  

    Вовлекает детей в творческую деятельность, способствует индивидуальной  работе детей,

    Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

    Приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.

    - Да.

    Дети становятся в круг

    Дети хлопают в ладоши.

    Присесть, сложить руки домиком.

    Семь пальцев.

    Очертить брови пальцем.

    Растопырить ладони, поднести к ушам.

    Показать нос двумя растопыренными руками

    Нарисовать пальцем усы развести руки в стороны.

    Очертить большую голову.

    Показать руками с наклоном вниз.

    Поднести ко рту одну руку - чашку, другую – ложку.

    Держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами.

    Любое движение.

    - Да.

    Выражают положительные эмоции

    Дети рассматривают куклу.

    Слушают рассказ о ней

    Дети рассматривают раздаточный материал.

    Дети знакомятся  с процессом изготовления куклы

    Дети на доске выкладывают карточки-схемы и рассказывают о процессе изготовления куклы

    Дети самостоятельно изготавливают куклу-оберег

     выбирают способ взаимодействия при выполнении своей работы, самостоятельно или с помощью взрослого выбирает материалы, которые можно применить для  творческой деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу

    Дети становятся в хоровод со своими куклами и танцуют под русскую народную музыку

    Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

    Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

    Познакомятся с процессом изготовления тряпичной куклы-оберегом «Колокольчик»

    Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. 

    У детей будет воспитываться интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.  

    Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

    У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.

    Ребёнок открыт новому, то есть проявляет стремления к получению новых знаний.

    Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

    3 этап.  Заключительная часть (рефлексивный этап). Подведение итогов.

    Основные этапы НОД

    Образовательные задачи

    Формы работы, приемы, методы

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Целевые ориентиры (характеристика) Предполагаемый результаты

    Заключительная часть

    Подведение итогов.

    Умение оценивать результат своей деятельности.   Умение выражать чувства.  

    Умение делать выводы.

     Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность

    Рефлексивный этап

    Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

    - Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?

    -Какую куклу вы изготовили?

    - А что вам понравилось больше всего?

    - Что нового вы узнали?

    - А что было очень трудным?

    Где вам это может пригодиться?

    Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

    Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку.

    Спасибо за работу вашу, за старание.

    Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

    -Тряпичную куклу Колокольчик

    -Понравилось изготовление куклы.

    -Узнали, что такое –

    оберег. Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

    - Куклу быстро и легко готовить, но трудно завязывать узелки.

    -Я сделаю такую куклу для моей младшей сестренки.

    -На Масленицу можно будет изготовить тряпичную куклу.

    Ребёнок способен распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать

    У детей будет развиваться  интерес к старинным  игрушкам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Досуг: " Международный День Птиц" для старшей группы.

    Музыкально-познавательный досуг с песнями, развивающими, подвижными играми. Продуктивная деятельность-оригами....

    Конспект ООД Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «В гостях у бабушки Матрёны» старшая группа

    Совершенствовать умения детей самостоятельно определять элементы дымковской росписи, сочетать цвета и применять полученные знания на практике....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе ДОУ по теме: «Вьюга в лесу»»

    ·        Развитие у детей эстетическое восприятие, самостоятельное придумывание  темы для рисования зимнего леса, цвета снега (зимний день, вечер), изображения ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе

    Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов  и приемов рисования различными изобразительными ма...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие (рисование) с детьми с задержкой психического развития старшая группа «Зимний пейзаж».

    Ход занятияОрганизация детей перед занятиемДеятельность воспитателяПредполагаемая деятельность детейДети под спокойную, тихую музыку входят в зал. Педагог здоровается с  детьми.  Предл...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Посуда» для детей старшей группы

    Структура НОД:1.Вводная часть:Организационный момент: приветствие гостей, сюрпризный момент2.Основная часть: беседа по сказке «Федорино горе», выполнение заданий, физминутка, экспери...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию из бумаги "Сказочная птица" для детей старшей группы.

    Формирование представления  детей о птицах при помощи конструктивной деятельности....