Познавательные сказки, как одна из форм формирования у детей 4-5 лет знаний об экологии
материал (средняя группа)

Митрофанова Екатерина Александровна

Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko_skazki.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81»

Познавательные сказки, как одна из форм формирования у детей 4-5 лет знаний об экологии

Воспитатель:        Митрофанова Е.А.

Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.

Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.

Цель экологических сказок:

  1. познавать окружающий мир;
  2. воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
  3. думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
  4. Задачи экологических сказок:
  5. Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
  6. Формировать систему экологических знаний.
  7. Развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
  8. Привлечение внимания детей к экологическим проблемам через эко. сказки.
  9. Воспитывать стремление беречь нашу Землю
  10. Осознание себя как части природы.
  11. Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.

Значение экологических сказок:

В детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Виды экологических сказок.

Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказки можно подразделить на следующие виды:

- сказки – «рассказки»

- сказки – «почемучки»

- сказки –«катастрофы»

В своей работе я использую следующие экологические сказки.

«Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Кот и лиса» ,«Теремок», «Кощей Бессмертный», «Лиса и Журавль», «Снегурочка», «Две Мышки»

Примеры авторских экологических сказок.

В. Бианки«Сова»«Хвосты»«Чьи это ноги?»«Чей нос лучше?»«Хитрый лис и умная уточка»«Как муравьишка домой спешил?».

Д. Мамин-Сибиряк«Серая шейка»«Лесная сказка». А.Н.Толстой«Сорока»«Мышка»«Козёл»«Ёж»«Лиса»«Заяц»«Кот Васька».

Н. Сладков«Синичка необыкновенная»«Лесные шорохи»

К.Паустовский «Кот ворюга»

Н. Рыжова«Жила-была река»«Чей дом лучше?»«Как медведь дом потерял?»«История одного пруда»«Травинка-путешественница».

Л.Тарасенко «Путешествие капельки», «Ласка и Звездочка», «Подсолнух», Фокус ящерица», «Гномик в муравейнике», Превращение гусеницы» , «Молодая яблонька», «Появление муравьишки»

Сказки – «рассказки».

В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.

«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)

«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)

Сказки – «почемучки»

Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.

«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)

«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)

«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)

«Почему у кита большой рот» (С.Сахарнов)

Сказки – «катастрофы»

В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)

«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)

  1. Содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
  2. в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;
  3. главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.

После чтения сказок или вовремя:

- Детям могут даваться задания:

придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.

Проходит обсуждение текста

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому образованию детей и может входить в другие:

  • экологические занятия,
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • беседы,
  • наблюдения,
  • театрализованная деятельность.

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены:

  • начальные формы осознанно правильного отношения к природе;
  • интерес к ее познанию;
  • сочувствие ко всему живому;
  • умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,
  • выражать свое эмоциональное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия и музыкотерапия как одна из форм формирования познавательного и эмоционального развития детей.

Определение, возможности арт-терапии,разновидности и арт- терапевтические методики:  изотерапия(рисуночная терапия),игровая терапия, сказкотерапия,музыкотерапия, песочная терапия....

Консультация «Арттерапия и музыкотерапия - как одна из форм формирования познавательного и эмоционального развития дошкольников»

Консультация «Арттерапия и музыкотерапия -  как одна из форм формирования познавательного и эмоционального развития дошкольников»...

«Благотворительная акция «Белый цветок» как одна из форм формирования моральных качеств у детей»

Создание условий для формированиясоциально-личностных представлений воспитанниковв рамках введения ФГОС дошкольного образования....

Презентация: «Организация проектной деятельности с детьми как одна из форм формирования творческих способностей детей»

В детстве очень важна развивающая среда, окружающая ребенка. Самообразование доступно ребенку, если он находится в естественных условиях.  Такими условиями можно считать жизнь в традиционной ...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...