Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Россия - Родина моя!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Костыгова Екатерина Александровна

Название  «Россия - Родина моя!»

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о России.  

Задачи:

1.Образовательные:

Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины. Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн), о символическом значении цветов государственного флага России; познакомить детей с государственным гимном России.  Закрепить названия крупных российских городов, народов населяющих РФ.

2.Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

3. Развивающие

Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками. Развивать конструктивно – творческие способности. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Россия - Родина моя!»41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное                                                            учреждение   детский сад № 24

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области познавательное развитие

для детей подготовительного возраста

Тема: «Россия - Родина моя!»

Воспитатель:

                                                                                                    Костыгова Е. А.

Используемые технологии:

-Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

-Технология деятельностного подхода;

-Игровые технологии;

Санкт-Петербург

2019 год

Название  «Россия - Родина моя!»

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о России.  

Задачи:

1.Образовательные:

Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины. Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн), о символическом значении цветов государственного флага России; познакомить детей с государственным гимном России.  Закрепить названия крупных российских городов, народов населяющих РФ.

2.Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

3. Развивающие

Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками. Развивать конструктивно – творческие способности. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике, чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине, выборочное заучивание. Дидактические игры: «Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Собери в одно целое». Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России, значением цветов флага; беседы о дружбе разных народов; чтение художественной и исторической литературы о России. Рассматривание иллюстраций: костюмов народов, крупных городов России, достопримечательностей Москвы.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: Глобус, карта, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В. В. Путина, картинки с изображением Москвы, предметные картинки с изображением российской символики, аудиозапись гимна России, песня о родине, цветные полоски бумаги красного, синего и белого цвета, изображение флага и герба России и других стран (2-4 страны), игра «Собери герб России».

Организация детей: Общегрупповая.

Примерный ход  совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приветствие, эмоциональный настрой.

Все встаем в круг и вместе повторяем:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Здравствуйте, ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Давайте поздороваемся со всеми!

- Доброе утро, солнце!

- Доброе утро, небо!

- Доброе утро, всем нам!

Мотивация.

-Дети, а вы любите путешествовать? Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие. Но куда? Мы сейчас с вами  узнаем. -Посмотрите, у меня растерялись слоги  НА, ДИ, РО,  СИ, Я, РОС.

-Давайте попробуем из них составить слова.

-Так куда же мы с вами отправимся?

-Правильно, мы будем путешествовать по нашей Родине.

- Как вы думаете, что такое Родина?

-Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

Послушайте стихотворение «С чего начинается Родина» М. Матусовский.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

-Ребята, давайте посмотрим на  карту.  Россия большая, красивая и богатая страна. Через всю страну протекает много рек, много лесов, в которых много разных зверей, растет много грибов и ягод.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей!

-Прослушайте песню которая называется «Моя Россия» (муз. Г. Струве).

-Вам понравилась эта песня?

-О чем поется в песне? Какая Россия....

- Ребята, кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

-Правильно.

-У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

-А вы, знаете, почему у нашей страны такое название?

-А вот поэт Левушкин Анатолий Ильич в своем стихотворении об этом сказал так:

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия!

-Назовите город, в котором мы с вами живем?

Чтение стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом»

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну, наш общий дом.

Показываю территорию России на карте.

 Беседа о России.

-Какая Россия по величине?

-Наша Россия такая большая, что на поезде нашу страну можно пересечь за несколько дней, долететь на самолёте - за один день; если в одном конце утро, то на другом конце может быть уже ночь.

От южных морей, до полярного края

Раскинулись наши поля и леса.

-На карте видно: как много лесов, полей, рек, озер, гор. Что есть моря, острова, океаны.

Путешествие по России.

-Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина.

-И я предлагаю вам ребята отправиться в путешествие по России на поезде.

-Вы согласны?

Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! (на карте висят конверты, а в них вопросы для детей, воспитатель каждый раз берет конверт).

Станция «Знайкина».

-Как называемся мы, люди,  живущие в России?

-Как зовут президента России?

-Назовите столицу России.

-Назовите место работы президента России. (Москва, Кремль).

-Назовите, какие вы знаете города России. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Воронеж ....).

-Назовите основные символы нашей страны. (Герб, флаг, гимн).

-Расскажите, что вы знаете о гербе.

(Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках). Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

 -А что такое флаг?

-Ребята, как вы думаете, почему полосы расположены так, а не иначе?

-Послушайте, я расскажу вам сказку о Егории, царевне и змее.
«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну  в беде, сразился со змеем и победил его».

-Ребята, о каком  символе былина, как вы думаете?  (О гербе).

-Правильно. А кто расскажет, что изображено на гербе.

-Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Справа, у него скипетр, а слева держава.

-А что такое скипетр? (Скипетр - это жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.)

-На груди орла на фоне красного щита помещено изображение всадника.

-Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона.

-Чёрный дракон – символ зла.

-Верный конь воина топчет дракона копытами.

-Герб России символизирует красоту и   справедливость, победу добра над злом.

-А где мы часто встречаем герб? (Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах.)

Станция «Поиграйкина 1».

-Давайте поиграем с вами в игру

Д.и. « Собери герб России».

Повторяйте за мной:

На груди орла – щит красный,
Дорог всем: тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный,
На серебряном коне.

Развивается плащ синий,
И копьё в руке блестит.
Побеждает всадник сильный,
Злой дракон у ног лежит.

Станция «Повторяйкина».

-Давайте с вами повторим. Какого цвета конь?

-Какого цвета плащ у всадника?

-Какого цвета щит?

-Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
-Правильно.

-Флаг – это тоже государственный символ.

-Ребята, а подскажите где же можно увидеть наш флаг?

-Сколько цветов имеет флаг?
 

-А что означает на флаге полоска белого цвета?

-Белый цвет символизирует о том, что наша страна миролюбивая и ни на кого не нападет.

-А синяя полоса, что означает?

-Обозначает синяя полоса на флаге верность, народ любит свою страну, защищает её и предан ей.

-А красный цвет на флаге, что обозначает?

-Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Это цвет силы, цвет крови людей пролитой за Родину.

-Проговорим стихотворение о флаге:

Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет,
Означает белый цвет.

-Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху полоса какого цвета?

-В середине?
-Внизу?

Станция «Поиграйкина 2».

Физминутка.

-Сейчас мы поиграем в подвижную игру «Российский флаг».

-Внимательно слушайте:
двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по одной цветной полосочке.

-Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки на столик и подойдите ко мне.

А теперь дид. игра «Найди лишнее».

Следующая станция «Музыкальная».

-Ребята, а какой музыкальный символ страны вы знаете?

-А что такое гимн?

-Гимн – это торжественная песня, символ государства.

- Кто написал гимн нашей страны?

-Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

-А как слушают гимн?

-Гимн слушают стоя.

-Во время исполнения гимна все встают, этим люди выражают свое уважение к стране. А когда звучит гимн?

-Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях, во время спортивных  состязаний, в честь победителей.

-Давайте и мы с вами послушаем гимн России. (Звучит гимн).

-Не правда ли красивая музыка, красивые слова?

-Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

Станция «Вспоминайкина».

-Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.

-Вспомните их.
Пословицы и поговорки о Родине:
- Родина любимая, что мать родная.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Жить - Родине служить.
- Родина - мать, умей за нее постоять.

-Родина поучает – Родина выручает.

-Кто за Родину горой, тот истинный герой.

-На чужой сторонушке рад родной воронушке.

-Нет краше земли, чем Родина наша.

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

-Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

-Чему же учат эти пословицы?

-А теперь вспомним, народы нашей страны. Внимательно послушайте:

- Каких народов только нет.

В стране великой нашей.

Как пестрый, солнечный букет:

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

-Ребята, а чем народы нашей страны отличаются друг от друга?

- Языком, внешностью,

национальными блюдами, национальными костюмами и нац. праздниками.

- Посмотрите на доску и определите по фрагменту костюма, к какой

национальности он принадлежит-

Игра «Часть-целое».

Молодцы, хорошо справились.

-А что общего у наших народов?

-У всех одна общая Родина – Россия, гос. праздники, которые отмечают все жители страны.

- Я сейчас проверю, знаете ли вы главные праздники нашей страны.

Станция «Загадкина».

Загадки:

1. Дед Мороз принес подарки, их под елочку кладет, Наступил веселый, яркий, лучший праздник… (Новый год)

2. Чтоб на всей большой Земле мир настал для человечества, Отмечаем в феврале день… (Защитников Отечества)

3. Все весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта)  4. Музыка всюду, шары и цветы, столько весенней вокруг красоты! Первого мая отметим всегда радостный праздник… (Весны и Труда)

5. Идет народ, гремит салют, Звучит оркестр там и тут. Не только прадеды и деды встречают славный день… (Победы)

- Отлично! Хором дружно отвечали, и все праздники назвали! Сегодня постарались все на славу, Узнали много про родимую Державу.

-Подходит наше путешествие к завершенью. Осталось прочесть лишь одно стихотворенье:

-Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые.

Где бы ты в России ни бывал,

Каждая березка, кустик каждый, Задремавшие в снегу поля

Все напомнит нам о самом важном, Только здесь родимая земля!

И куда б судьба ни заносила,

Не дано забыть нам об одном – Это Ненаглядная Россия.

Есть единственный наш отчий дом.

Т. Коти.

Подведение итогов.

-Ребята, чем мы сегодня занимались?

-Что нового вы узнали?

-Что вы запомнили?

-Что вам понравилось в нашем путешествии больше всего?

-Что для вас было сложно?

-Ребята вы молодцы, все очень старались. Показали свои знания,

были дружными и помогали друг другу.

«Если дружба велика – будет Родина крепка»!

Предлагаю рассмотреть выставочный материал и поиграть в настольные игры.

Приветствие сопровождается движениями детей.

Дети встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие.

Дети поднимают руки, затем опускают.

Аналогичные движения.

Разводят руки в стороны, затем опускают.

Дети садятся на стульчики.

Ответы детей.

Дети составляют.

Отвечают - Родина, Россия.

Ответы детей.

Дети слушают стихотворение.

Дети смотрят, слушают воспитателя.

Слушают аудиозапись.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети проговаривают вместе с воспитателем.

Отвечают.

Проговаривают стихотворение.

Дети смотрят.

Отвечают на вопросы воспитателя и слушают.

Дети отвечают.

Дети отвечают, с помощью воспитателя.

Дети проговаривают ранее заученные стихотворения:

У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Белый цвет березки,

Синий неба цвет

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают.

Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя.

Дети отвечают.

Дети на магнитной доске прикрепляют элементы герба по порядку.

Дети проговаривают вместе с воспитателем.

Дети: Белого

Дети: Синего.

Дети: Красного

Дети: Цвета государственного флага.

Ответы детей: Флаг можно увидеть на улицах города, государственных зданиях, международных соревнованиях, на кораблях, на параде, на государственных праздниках. Еще он развивается над зданием Кремля.

Флаг имеет 3 цвета (белый, синий, красный)

Дети: Белая полоска напоминает о белоствольных березах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами. О легких летних облачках, о белых ромашках на лугу…

Дети: Синяя полоска похожа на синее небо. Синие реки и моря…



Дети проговаривают стихотворение вместе с воспитателем.

Дети:

Полоса белого цвета.

Полоса синего цвета.

Полоса  красного цвета.

Дети по команде воспитателя двигаются (в группе на ковре) в соответствии с музыкой. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага – белый, синий, красный и машут ленточками над головой.

Подходят к воспитателю.

Дети выбирают герб и флаг России…

Дети отвечают…

Слушают аудио запись Гимн России.

Дети вспоминают пословицы и поговорки о Родине, которые слышали ранее.

Дети: Пословицы учат нас доброте, любви к Родине, умению ее защищать от  врагов…

Дети слушают.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети играют - определяют…

Дети отвечают на вопросы.

Дети отгадывают загадки.

Дети слушают стихотворение.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети расходятся по группе, рассматривают выставочный материал (карты России, книги, иллюстрации), играют в настольные игры по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность образовательной области"Познавательное развитие"для детей подготовительной группы "Россия - Родина моя"

Программное содержание: расширять и углублять знания детей о России, Чувашии;  формировать уважительное отношение детей к государственным символам;  закреплять названия народных промыслов; ...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"...

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область: познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений На тему: «Сказочное путешествие» Для детей подготовительной группы С использованием игровой, ин

КонспектНепрерывной  образовательной  деятельности.Формирование элементарных математических представленийНа тему:  «Сказочное путешествие»Для детей подготовительной...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Объём». Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные, игровые.

Цель: Познакомить с величиной «объём» (вместимость). Формировать правильного понимания, что такое объём.Задачи:Познавательное:Познакомить с величиной «объём» (вместимость)Едини...