Главные вкладки

    Тема: «В мире пуговиц» как способ развития познавательно-исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста
    проект (средняя группа)

    Синотова Татьяна Ивановна

    Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития познавательной деятельности у малышей, и следовательно,  вспомогательным материалом для исследования. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания развивающих игр, ковриков, шнуровок. С ними можно отправиться в страну «Занимательная математика», в которой ребенок  легко и просто может освоить с помощью пуговиц счет, научиться сортировать их по форме (круглая, квадратная, треугольная), по цвету, по материалу. Конечно, не надо забывать о правилах безопасности, работая с пуговицами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема:  «В мире пуговиц» как способ развития познавательно-исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста

    Вы можете стать кем угодно,

     и никто не заметит этого.

    Но если у вас отсутствует пуговица,

     каждый обратит на это внимание.

    Э. М. Ремарк

    Побывав в гостях у бабушки, девочка нашла шкатулку с пуговицами и они ее настолько заинтересовали, что у нее возникло много вопросов, с которыми она пришла к нам в сад, после чего у меня возникла идея о создании данного проекта.

    Актуальность проекта:

    Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития познавательной деятельности у малышей, и следовательно,  вспомогательным материалом для исследования. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания развивающих игр, ковриков, шнуровок. С ними можно отправиться в страну «Занимательная математика», в которой ребенок  легко и просто может освоить с помощью пуговиц счет, научиться сортировать их по форме (круглая, квадратная, треугольная), по цвету, по материалу. Конечно, не надо забывать о правилах безопасности, работая с пуговицами.

    Цель проекта

    Приобщение детей дошкольного возраста к основам исследовательской деятельности; расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

    Задачи:

    1. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;

    2. Организовать совместную поисково-познавательную деятельность детей, педагога и родителей;

    3. Развивать творческие способности дошкольников;

    4. Стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;

    5. Обогащать сенсорный опыт детей;

    6. Развивать мелкую моторику рук;

    7. Развивать коммуникативные навыки;

    8. Формировать представления детей о многообразии видов пуговиц;

    9. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    Предмет исследования: пуговицы.

    Продолжительность: долгосрочный.

    Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

    Продукты проектной деятельности: Коллекция «Пуговицы», консультативный материал для родителей «Игры с пуговицами», выставка семейного и коллективного творчества «Подари пуговицам вторую жизнь».

    Предполагаемый результат:

    1. В ходе реализации данного проекта сформировать заинтересованность и увлечённость детей идеей коллекционирования. Улучшение работы по взаимодействию с родителями. Повысить познавательную активность и интересы детей к предметам окружающего мира; обогатить словарный запас за счёт слов (пластмассовая, деревянная, гладкая, шершавая), расширить  представление о том, что пуговица – застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Создание коллекции «Пуговицы» в группе. Научить выполнять простейшие экспериментальные операции, усовершенствовать простейшие экспериментальные операции, усовершенствовать практические умения в продуктивной деятельности, научить самостоятельно решать познавательные задачи и находить решения в сложных ситуациях.

    Разработка проекта:

    1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

    2. Привлечение родителей к проекту.

    3. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

    4. Подобрать материалы для коллекции, игры, атрибуты для игровой деятельности.

    5. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

    Реализация проекта:

    Подготовительный этап проекта:

    1. Подбор информации по данной теме;

    2. Привлечение родителей к созданию РППС: пуговицы; коробочки, игра «Застегни пуговицу»;

    3. Создание и оформление основы для коллекции «Пуговицы»;

    4. Подборка стихов про пуговицы;

    5. Консультативный материал для родителей «Игры с пуговицами»;

    6. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    Практическая часть реализации  проекта.

    Дидактическая игра:  «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету».

    Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

    Атрибуты: пуговицы разного цвета, тарелочки разного цвета

    Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.

    Дидактическая игра: «Только круглые».

    Цель: способствовать развитию мыслительной деятельности; закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям выложить пуговицы только круглой формы.

    Варианты:

    1. Выложить только пуговицы квадратной формы.

    2. Выложить, пуговицы чередуя квадратную и круглую формы.

    Дидактическая игра: «Одна - много».

    Цель: Способствовать развитию концентрации внимания; развивать элементарные навык счёта.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям выложить одну большую и много маленьких пуговиц.

    Варианты:

    1.Одна маленькая много больших.

    2. Одна круглой формы пуговица, много квадратной формы.

    3. Много пуговиц с двумя дырочками, одну с много дырочкам.

    Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

    Цель: развивать тактильные ощущения.

    Атрибуты: мешочек, пуговицы разного размера.

    Игровые правила: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

    Дидактическая игра: «Мозаика».

    Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

    Атрибуты: коллекция пуговиц.

    Игровые правила: Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

    Дидактическая игра:  «Найди лишнюю пуговицу».

    Цель: развивать логическое мышление детей.

    Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету.

    Игровые правила: Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.

    Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.

    Дидактическая игра: «Выложи узор».

    Цель: Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу. Атрибуты: коробочка с разноцветными пуговицами.

    Ход.

    1. Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик или по своему замыслу. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

    Дидактическая игра: «Волшебные дорожки».

    Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление основных цветов. Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

     Атрибуты: коробочка с разноцветными пуговицами.

    Ход.

    Для игры сделаны карточки с разноцветными кружками. На некоторых последовательность выбрана произвольно, а на некоторых цвета чередуются, повторяются. Также для игры подобраны пуговицы того цвета, который встречается в игре.

    Дидактическое упражнение: «Определи на слух количество предметов».

    Цель: слуховое восприятие развивать

    Атрибуты: коробочка с одной пуговкой и коробочка с несколькими пуговками .

    Ход.

    Воспитатель закрывает коробочки, дети должны узнать, в какой коробочке много пуговиц, а в какой одна.

    При знакомстве детей с  «Размером (величиной)» также можно использовать пуговицы. Усвоение темы «Количество», включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх. В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко - близко рядом, справа - слева, сверху -снизу, внутри - снаружи, спереди -сзади).

    Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игр и занятий с пуговицами, направленных на развитие осязания, ребенок учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук. В игре «Разложи по материалу» мы раскладывали пуговицы по кучкам: деревянные, пластмассовые, металлические. В игре «Подбери пуговку» мы убедились, что в маленькую петельку большая пуговка не пролезет, а из большой петельки маленькая пуговка выскочит. Было очень забавно подбирать пуговки под петельки. В дидактической игре «Застегни пуговку»,    мы составляли разные предметы из частей (машинку, домик, кораблик, грибок, гусеницу, яблоньку, ёлочку, соединяли части между собой застёжками из пуговиц. Получилось здорово!

    В процессе практико-познавательной деятельности воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности - знания, которые добыты при помощи этой деятельности. В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

    В условиях дошкольного возраста используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач.

    В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в такой работе используется бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои умозаключения.

    Элементы экспериментальной деятельности:

    №1. «Тонет-плавает».

    Цель: показать детям свойства материалов и их способность держаться на воде.

    1. Вариант: Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные. Таз с водой.

    Ход опыта: Мы проверяли, какие пуговицы тонут, а какие плавают на поверхности воды. В  ёмкость с водой опускали пуговки деревянные, пластмассовые, тканевые, железные.

    Вывод: узнали, что металлические пуговицы всегда тонут, потому, что они тяжёлые. Некоторые пластмассовые пуговицы тоже утонули, а деревянные все остались на поверхности воды, потому что они лёгкие. 

    2. Вариант:

    Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные. Стакан с газированной водой.

    Цель: показать детям свойства материалов и их способность держаться на воде.

    Вывод: Пузырьки воздуха обволакивают пуговицу и выталкивают её на поверхность.

    №2.«Освобождение пуговицы из ледяного плена».

    Цель: подобрать быстрый и безопасный способ освободить пуговицу.

    Дети выдвигают предположения.

    Оборудование: лёд, пуговица.

    Ход опыта: После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

    - можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут);

    - можно отогреть в варежках (варежки намокнут);

    - можно положить на батарею;

    - разбить лед молотком (сломаешь пуговицу);

    - можно отковырнуть ножом (можно пораниться);

    - можно положить в теплую воду;

    - можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать).

    Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.

    Вывод: Пуговица быстро освободилась в теплой воде.

    №3. «Что случится с пуговицей в горячей воде?» 

    Цель: показать детям свойства дерева набухать в горячей воде.

    Оборудование: горячая вода, пуговица.

    Ход опыта: Мы провели небольшой опыт: отпустили несколько пуговиц в горячую воду утром и вечером посмотрели, что с ними стало: с металлическими и пластмассовыми пуговицами ничего не сделалось, а деревянные набухли. Потом мы подождали, когда деревянные пуговицы высохнут и увидели, что они испортились и стали некрасивые.

    Вывод: Поэтому стирать в стиральной машинке одежду с такими пуговицами нельзя.

    №4. «3вучит — не звучит».

    Цель: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

    Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, железные.

    Ход опыта: На столах лежат пуговицы. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла).

    Давайте возьмем деревянные пуговицы и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

    Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми пуговицы.

    Вывод: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

    №5. «Теплый - холодный».

    Цель: дерево самый теплый материал.

    Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные.

    Ход опыта: Предлагаю провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.

    Возьмите в руки деревянную пуговицу. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей).

    Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пуговицей. Вывод: дерево самый теплый материал.

    №6. «Ломается - не ломается».

    Цель: показать детям твёрдые и мягкие свойства пуговиц сделанных из дерева, пластмассы, ткани, железа.

    Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные.

    Ход опыта:

    Возьмите пуговицы сделанные из разных материалов: ткани, бумаги, деревянную железную, алюминиевую. Предложите детям постучать по ним, поломать пуговицы.

    Вывод: пуговицы из ткани и бумаги рвутся, а  железные, деревянные, и пластмассовые твёрдые по свойству.

    №7. «Лёгкая - тяжёлая».

    Цель: показать детям зависимость веса от материалов, из которых изготовлены пуговицы.

    Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные.

    Ход опыта: в разные руки берем пуговицы из разного материала и взвешиваем их на ладонях.

    Вывод: Пуговица из металла оказывается существенно тяжелее других пуговиц.

    № 8. «Притягивает – не притягивает».

    Цель: показать детям, что деревянные, пластмассовые, тканевые пуговицы магнит не притягивает. Магнит притягивает к себе только железные пуговицы

    Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные.

    Ход опыта:

    Возьмите пуговицы сделанные из разных материалов: ткани, бумаги, деревянную железную. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

    В своей работе мы стараемся использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлении детей познать мир, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. Все это реализуется в проектной деятельности.

               Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

    Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребенка с пуговицей и показать, как нужно ею пользоваться. Помните: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорите спокойно, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.

    Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

    Заключительный этап:

    Проект  подходит  к  завершению  и  чтобы  подвести   итог  полученных результатов, мы решили,  провести презентацию продуктов проекта в виде выставки рисунков, поделок совместной деятельности родителей и детей,  выставку семейных творческих работ «Подари вторую жизнь пуговице». Фотовыставку режимных моментов в ходе проведения проекта, консультация для родителей: «Игры с пуговицами». Оформили «Коллекции пуговиц». У детей возрос интерес к предметам окружающего мира.

    Вывод

    В рамках проекта, были задействованы все образовательные области.

    Полученные результаты проекта, мы использовали на занятиях по развитию речи,  изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в экспериментально-поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.

    Участие в проекте помогло повысить познавательную активность детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

    Проект оказался интересным для всех его участников. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активности родителей, как участников педагогического процесса детского сада.         История пуговицы настолько охватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц.

    Главное, чему научил проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Поэтому очень важно построить совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы она максимально была приближена к интересам детей.

    Литература:

    1. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.
    2. Кинзянова, Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб. метод. пособие/ Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.
    3. Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература. – 2008. -  86 с.
    4. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб. метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 105 с.
    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
    6. http://detsad-kitty.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательно- исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

    слайд № 1 Развитие познавательно- исследовательской  деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Подготовилавоспитатель Молчанова Ольга Сергеевнаг. Отрадный, д/с № 32015 гслайд ...

    Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»

    Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

    Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»

    В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...

    конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».

    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...

    Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Мир воды»

    Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...

    Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Вода нужна всем»

    Данный проект направлен на расширение знаний детей 3 о роли  воды в жизни обитателей Земли.Цель проекта: формирование основ экологической культуры  у  детей  младшего дошкольного в...

    План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

    План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...