Проект : "Я исследователь" "Чудеса с электричеством"
методическая разработка (старшая группа)

Зубатова Ирина Анатольевна

«Чудеса с электричеством»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_matvey_usov_14.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Краевой конкурс исследовательских   работ

                                                     и творческих проектов   дошкольников и

                                                     младших дошкольников                                                                            

       «Я -  исследователь»

         МБДОУ «Ладушки»

    г. Камень-на-Оби

 Алтайского края

               

Номинация:

«техники и физики»

Тема: «Чудеса с электричеством»

            Автор проекта:   Усов Матвей, 5 лет.

                                         

                     Руководитель проекта: Зубатова Ирина

                                                               Анатольевна

                         

                         

                             г. Камень-на-Оби,

2020 г

                                                                                                                                            Содержание:

1.Введение:

-мотив выбора, с.3

-актуальность темы, с.3

-цель, с.4

- задачи ,с.4

 2. -Гипотеза:  Предметы электризуются, если их потереть друг об друга, образовывая статическое электричество. с.4

-Литературный обзор:

« Природа может удивлять,

И к звёздам нас манит!» с.5

 3. Методы работы:  с.5  

 - средства работы с.5                        

-теоретические основы исследования. с.5-7

- опытно-экспериментальная деятельность. с.7-17

4. Анализ результатов исследованя

5. Вывод:

6. Заключение.с.18

7. Список литературы. с.19


Мотив выбора    

                                                                 

 В доме электричества

Огромное количество

Убедитесь, поглядите

Без него мы - как без рук

Телевизор, холодильник,

Вентилятор и утюг, -

Все это электричество

Ура Его Величеству!

Значимость темы:

 Актуальность: Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы – взрослые.

    Однажды, в детском саду, после дневного сна, воспитатель расчесывала девочек и их волосы стали «прилипать» к расческе, как к магниту. Мне стало интересно, и я спросил: «Что это за фокус?» Мне сказали, что волосы у девочек наэлектризовались, получили электрический заряд! Но, к ним же ничего не подключали! Я знаю различные электроприборы: стиральные машины, телевизоры, фен, ингалятор. Они работают тоже от электричества. Я знаю, что электричество очень опасно и шутить с ним нельзя, а Ирина Анатольевна сказал, что есть безопасное электричество тихое, доброе, незаметное и мы с тобой его можем найти. Учитывая заинтересованность детей, у нас возникла идея создания проекта «чудеса с электричеством».

Цель проекта:

 Изучить причину образования статического электричества.

 Раскрыть возможности природного электричества.

 Развитие познавательных способностей через экспериментирование.

 Задачи:

  • Узнать, что собой представляет статическое электричество.
  • Выяснить причину возникновения статического электричества.
  • Провести опыты со статическим электричеством.
  •  Провести эксперимент по получению электричества из овощей.
  •  Проанализировать наблюдаемые явления и сформулировать выводы,

 а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

Гипотеза:.

  1.  Предметы электризуются, если их потереть друг об друга, образовывая статическое электричество.
  2. Все наэлектризованные тела притягиваются друг к другу.
  3.  Так как в овощах и фруктах много сока, а он представляет собой кислоту (такую же, как в обычных батарейках и аккумуляторах), то воткнув в них металлические пластины можно получить электричество.

Литературный обзор:                                  

Ток может сильно нагревать,

А может и лечить,                            

Металл им можно получать,

В раствор его пустить.

Через катушку ток пройдёт,

Получится магнит,

Природа может удивлять,

И к звёздам нас манит!

Методы работы:  

  • Теоретические основы исследования.
  •  Опытно-экспериментальная деятельность,
  • Исследовательская деятельность,
  • Творческая деятельность,

Средства работы:

Научно-познавательная литература, воздушные шарики, фольга,

шерстяная ткань, овощи, кораблик из пластика, пластиковая палочка, стекло, карусель, бумажные человечки, бумажные бабочки, ёмкость с водой, «научная игрушка – осьминог», лампочка, картофель, медная проволока, магнит.

                 

  Теоретические основы исследования.

Много информации мы нашли и прочитали из интернета.

Просмотрели мультфильмы «Фиксики», «Смешарики», научно-познавательную передачу «Почемучка»

Почитали энциклопедию "Мир вокруг нас", а так же на многие вопросы мне помогли ответить родители и воспитатели.

Нас окружает мир — прекрасный и таинственный. Человек начинает познавать этот мир с самого рождения, но не все тайны удаётся раскрыть. Дети очень любопытны и любят всё необычное. Что же такое статическое электричество? Мы первым делом стали изучать энциклопедию.  Стали читать ее и рассматривать иллюстрации. Мне так понравилось, что вечером я попросил папу рассказать мне все про электричество. Папа зашёл в интернет, нашел там интересную детскую передачу «Почемучка». А ещё я смотрел мультфильмы "Фиксики" про электричество и "Пин-код" ("Смешарики"). И вот что я узнал.

Любой предмет живой или неживой природы состоит из различных веществ. А каждое вещество, в свою очередь, из мельчайших частиц, которые можно рассмотреть только под микроскопом - это атомы. Основную массу атома представляет ядро, внутри которого находятся частицы двух видов. Одни из них имеют положительный заряд - это протоны, а вторые - нейтроны, эти частицы не имеют заряда. Вокруг атомного ядра вращаются электроны, обладающие отрицательным зарядом. В обычном состоянии количество протонов соответствует такому же количеству электронов, и атом в этом случае, является нейтральным. Атом может терять электроны и становиться положительно заряженным. А если получает электроны - то становится отрицательно заряженным. Одинаковые по знаку заряды – отталкиваются друг от друга, а разные – притягиваются. Электроны могут перемещаться от одного атома к другому. И когда на поверхности одного атома становится больше отрицательных частиц, а другого меньше и образуется статическое электричество. Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, т.е. когда нет тока – это «отдыхающее» электричество.

Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

        

Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).

Чтобы понять, как получается статическое электричество, необходимо провести опыты. И мы приступили к интересным исследованиям.

Опыт 1 «Статическое электричество»

Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.

Материал и оборудование:

Два воздушных шарика

Карусель для опыта

Шерстяная ткань

Описание эксперимента: Для опыта нам понадобятся: воздушные шары и кусочки шерстяной ткани. Чтобы было удобнее проводить опыты, мы смастерили «необычную карусель». На карусель мы повесили несколько

шаров. Один из шаров я потёр шерстяной тканью, я увидел, что два шарика притянулись друг к другу. Это чудо!!! Я решил посильнее потереть один и второй шар, чтобы они сильнее притянулись и дольше держались. Я был опять удивлён, шары отталкивались друг от друга. И тут я понял, натирая шары шерстяной тканью, я создаю статическое электричество.

 Вывод: Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета.

Опыт 2

Эксперимент;

«Понятие об электрических зарядах»

Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Описание эксперимента:

Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например – шерсть или волосы, которые очень легко теряют свои электроны. Когда мы трём шарик об шерсть происходит разделение электрических разрядов, шерсть отдаст свои электроны, электроны перебегут на шарик и он станет отрицательно заряженным. Если этот шарик поднести к нейтральным предметам (которые не натирали), электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на другую сторону предмета. Поэтому та сторона предмета, которая ближе к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. 

Опыт№3 

«Парящие бабочки»

Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование:

Бумажные бабочка

Пластмассовая палочка

Шерстяная ткань

Описание эксперимента: У меня возник вопрос…

Какой еще материал при трении может электризоваться.

Из энциклопедии я узнал, что пластик, стекло и резина хорошо передают электричество.

И мы приступили к следующему опыту.

А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством?  Я взял кусочек шерстяной материи и натер им пластмассовую палочку. Медленно поднес палочку к бабочкам и потихоньку стал поднимать ее. Бабочки тоже стали подниматься и оживать, как у фокусника который к нам приходил.

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. 

Опыт№4 «Театр за стеклом»

Цель: узнать, что под стеклом электроны свободно перемещаются.

Материал и оборудование:

Стекло

Бумажные человечки

Шерстяная ткань

Описание эксперимента: А сейчас я вам покажу «театр за стеклом». У нас есть бумажные человечки и коробка, сейчас я накрою ее стеклом. А я знаю, что стекло хорошо электризуется. Я потру стекло шерстяной тряпочкой, и мы увидим, как наши человечки оживут и станут двигаться и даже танцевать

Вывод: Через стекло электроны могут свободно перемещаться.

Опыт №5  «Кораблик»

Материал:

Кораблик

Вода

Шерстяная ткань 

Резиновая палочка

Мы пошли опять в нашу лабораторию и стали экспериментировать

Интересно, а статическое электричество может работать как двигатель?

Для этого мы продолжили эксперимент с водой. Налили в таз воду пустили кораблик и обратились за помощью к нашему статическому электричеству.

Натерли шерстяной тканью резиновую палочку поднесли к кораблю и наш кораблик поплыл. Все ребята были в восторге

Опыт№6 «Электрический осьминог научная игрушка»

Цель: посмотреть на проявление статического электричества.

Материал.

Макет спрута из бумаги

Шерстяная ткань

Начинаем эксперимент: Зная так много о статическом электричестве мы решили сделать научную игрушку «Осьминог»

Дело в том, что этот осьминог совсем не простой! Если несколько раз погладить щеткой его щупальцы, то он оживает! Щупальцы его начинают шевелиться и топорщится в стороны, но как только внутрь попытаешься засунуть руку - он ловит ее, забавно обхватывая своими "ножками":) Не верите? Тогда попробуйте сделать такого осьминога сами! (Раздаёт памятки).

Вывод: «щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга. Вот и все! 

Теперь можете проводить с ним физические эксперименты по теме "Электричество".

 Я так много узнал о электричестве, что показал все опыты папе. Тогда папа предложил мне принести обычную   картошку, он покажет мне «чудо лампочку».

 Папа сказал, что в картофеле содержится кислота, благодаря которой появляется природное электричество.

Опыт№7  

Для проведения опыта понадобится: 2 картофеля, провода, медные электроды 2 шт., цинковые электроды 2 шт., светодиод.

Я соединил цинковые и медные электроды проводами. Вставил медные и цинковые электроды в картофель, и лампочка загорелась.

Вывод: в картофеле содержится кислота, благодаря которой появляется природное электричество. Соединив цинковые электроды, с кислотой выделяемой картофелем лампочка загорается.

3 этап. Выводы.

Практическое использование результатов исследования.

Теперь я знаю, что такое статическое электричество и как оно образуется. Проделанные мною опыты позволили мне понять сущность электрической энергии Я подтвердил свою гипотезу о том, что статическое электричество образуется, если потереть предметы друг о друга. Но, мои опыты опровергли предположение, что все наэлектризованные предметы притягиваются друг к другу. Мне удалось выяснить, что притягиваются только предметы с разноименными зарядами, а с одноименными – отталкиваются.

Теперь знания и умения я применяю при показе друзьям чудес с наэлектризованными предметами – «Волшебный шарик», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Кораблик»

Также я узнал что природное электричество существует, и оно может быть очень полезным.  Если открыть все тайны электричества, то электрический ток станет хорошим другом и помощником.

Также я приобрел практический опыт работы в ходе исследовательской деятельности над статическим и природным электричеством. Заинтересовал своих родителей, ребят в группе экспериментами.

 Впереди у меня, конечно, новые исследования. Я обязательно узнаю много нового об электричестве.

Давайте вместе изучать,

Книги научные читать,

Наука в жизни всем важна

Наука каждому нужна

Наука нас ведёт вперед,

Даёт нам к знаниям полёт!!!

         Использованная литература.

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2016
  3. Материалы сайтов Интернета:
  • http: // ru. wikipedia. org/wiki/ Статическое электричество
  • nsportal.ru
  • http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-rahmatulina/cikl-opytov-na-temu-yelektrichestvo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк     ...

Проект Вовы Боровкова "Статическое электричество"

Проект разработан ребенком и родителями с целью узнать, что же такое статическое электричество. Опасно оно для человека или полезно....

Детский исследовательский проект "Что такое статическое электричество"

Детский исследовательский проект на тему "Что такое статическое электричество", представленный на конкурс "Юные исследователи Алтая"....

Проект Наураша "Его величество Электричество "

Проект поможет в интересной и увлекательной форме сформировать у дошкольников простейшие представления о происхождении электричества, познакомит с историей электрической лампы и ее устройством....

Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество-друг, электричество- враг».

Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе  группе «Электричество-друг, электричество- враг»....

Проект "Светлое Величество- это электричество" 2023г.

                                                  Аннотация...

Проект в подготовительной группе "Электричество"

Проект "Электричество " в подготовительной группе...