Главные вкладки

    Деловая игра для педагогов «Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
    материал

    Баранова Ольга Николаевна

    -

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx24.08 КБ
    Office presentation icon delovaya_igra.ppt1.05 МБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

    «Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

    школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

    Деловая игра для педагогов

    «Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»

    Старший воспитатель

    Баранова О.Н.

    Выльгорт, 2019 г.

    Цель: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ.

    Задачи:

    1.Повысить профессиональную компетентность педагогов в планировании работы по экспериментальной деятельности.

    2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по поисковой деятельности.

    Форма проведения: деловая игра.

    Участники: педагоги

    На слайде: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

    Что же я такое, если я не принимаю участие?

    Чтобы быть, я должен участвовать».

    Антуан де Сент-Экзюпери.

    Ведущий: Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель или родитель.

    Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности. Прошу каждую команду придумать название.

    Ведущий: Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?»  

    (ответы воспитателей)

    Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    Какова же главная задача дошкольного образовательного учреждения в познавательно-исследовательской деятельности?

    Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    1 задание:

    Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. (СЛАЙДЫ) 

    Попробуйте сложить перевёртыши (это строки из пословиц и поговорок)

    А теперь по одному предложению для всех участников:

    Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

    Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

    Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

    На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

    Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

    Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

    Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

    Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

    Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.

    На слайде: Мифы об экспериментальной деятельности:

    • Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
    • Любой эксперимент требует больших ресурсных и временных затрат.
    • В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься экспериментированием.
    • Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
    • Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
    • Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
    • Главный результат такой работы – победа на конференции.
    • Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

    Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

    2 задание.

    Работа в двух командах. Старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

    1. Что вы подразумеваете под понятием «познавательная деятельность»? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
    2. Что такое "проблема"? (Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).
    1. Что такое "гипотеза"? (Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).
    2. Как вы понимаете термин "эксперимент"? (Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).
    3. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников? (Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).
    1. Какие этапы исследования вы знаете? (Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).
    2. Как увидеть и сформулировать проблему? (Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

    1. Какие вы знаете формы организации познавательно — исследовательской деятельности в работе с дошкольниками? (Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

    На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

    3 Задание (на слайде)

     Выстроить последовательность детского экспериментирования

    4 задание:

    Сейчас я предлагаю командам продумать примерную структуру занятия  - экспериментирования.

    На слайде: правильная структура занятия-экспериментирования

    5 задание: (на слайде)

    Задание командам – перечислите виды экспериментов
    с детьми младшего дошкольного возраста (для первой команды)

    с детьми старшего дошкольного возраста (для второй команды)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»

    Слайд 2

    Цель нашей работы: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ

    Слайд 3

    «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать». Антуан де Сент-Экзюпери .

    Слайд 4

    «Счастье перемещается кучами»

    Слайд 5

    «Уйти от новой стиральной машины»

    Слайд 6

    «Лысина — мужское безобразие»

    Слайд 7

    «На милиционере валенки мокнут»

    Слайд 8

    «Ниже пяток не опустишься»

    Слайд 9

    «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет»

    Слайд 10

    «Безделью часы — слезам год»

    Слайд 11

    «Начал развлекаться — трусливо сиди дома»

    Слайд 12

    Мифы об экспериментальной деятельности: Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Любой эксперимент требует больших ресурсных и временных затрат. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься экспериментированием. Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п. Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. Главный результат такой работы – победа на конференции. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

    Слайд 13

    Внимание, правильный ответ! Что вы подразумеваете под понятием «познавательная деятельность»? Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности

    Слайд 14

    Внимание, правильный ответ! Что такое "проблема"? Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься

    Слайд 15

    Внимание, правильный ответ! Что такое "гипотеза"? Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом

    Слайд 16

    Внимание, правильный ответ! Как Вы понимаете термин "эксперимент"? Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач

    Слайд 17

    Внимание, правильный ответ! Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников? Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка

    Слайд 18

    Внимание, правильный ответ! Какие этапы исследования Вы знаете? Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.

    Слайд 19

    Внимание, правильный ответ! Как увидеть и сформулировать проблему? Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т.д.

    Слайд 20

    Внимание, правильный ответ! Какие Вы знаете формы организации познавательно — исследовательской деятельности в работе с дошкольниками? Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.

    Слайд 21

    Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза

    Слайд 22

    Внимание, правильный ответ! выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза

    Слайд 23

    Задание: Продумать примерную структуру занятия - экспериментирования .

    Слайд 24

    Внимание, правильный ответ! Постановка исследовательской задачи. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования .

    Слайд 25

    Задание командам – перечислите виды экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста (для первой команды) с детьми старшего дошкольного возраста (для второй команды)

    Слайд 26

    Благодарим за сотрудничество! Желаем удачного дня!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

    Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

    МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

    Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

    Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС

    Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....

    Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

    Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...

    «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО

    «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...

    Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"

    Данный мастер-класса  призван  повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....

    Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования»

    Данная деловая игра позволяет привлечь внимание педагогов  и нацелить коллег на непременное использование проекта в практике их работы....