ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
методическая разработка

Мороз Оксана Александровна

Основная цель патриотического воспитания – забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению накопленного опыта. Детей необходимо приобщать к культурным традициям своего народа, а также знакомить с культурой других народов с самого раннего возраста, когда они стоят на пороге открытия и освоения окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание16.6 КБ

Предварительный просмотр:

 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

     Основная цель патриотического воспитания – забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению накопленного опыта. Детей необходимо приобщать к культурным традициям своего народа, а также знакомить с культурой других народов с самого раннего возраста, когда они стоят на пороге открытия и освоения окружающего мира.

     Задача патриотического воспитания решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному дому, городу, краю нельзя воспитать без определённых знаний о нём. Наглядным примером для целостного образовательного пространства выступает музейная педагогика. Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика помогает в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, помогает заложить нравственные основы.

     Музейная педагогика обладает большим потенциалом возможностей формирования и воспитания у дошкольников этнической культуры, осуществляя функции: образовательные, воспитательные, познавательные, социализирующие и прочие. Также музейная педагогика обладает огромным воспитательным потенциалом: воспитывает уважение и любовь к истории и культуре народов, героическим подвигам русского и других народов, люовь к родной природе.

     Приобщение детей дошкольного возраста к отечественной культуре осуществляется через знакомство с фольклором, традициями, памятниками, историей, архитектурой. Предметы искусства и старины, коллекции и прочее сохраняется в музее. Задача музея вызвать уважение к памятникам истории  и культуры и донести их до будущего поколения.

     Для детей дошкольного возраста особенно велика образовательная функция музея, потому что именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

     Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

     Детский музей предназначен для детской аудитории, спосоствует приобщению будущего поколения к историческому прошлому и культурному наследию, а также воспитанию настоящих патриотов.

     В целях решения этой задачи на базе нашего детского сада были созданы мини-музеи: «Военная техника», «Моя матрешка», «Наградные значки», «Уральские мотивы», «Достопримечательности моего города Екатеринбурга».

     Важная особенность таких мини-музеев – это участие в их создании детей и родителей. Дети причастны к их созданию. Благодаря таким музеям в группах и в детских садах, дети могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, а ребята из старших групп способны проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

     В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять экспонаты, добавлять и переставлять их, рать и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Не только он сам, но и его мама и папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

     Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Музей развивает  у детей наглядно-действенное  мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной  основы слова, словесному описанию объектов. Опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

     Большую роль мы отводим семье. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране помогут сформировать у них бережное отношение к природе и ко всему живому, развивать интерес к традициям и промыслам, чувство гордости за достижения страны, формировать толерантность, чувства уважения к другим народам и их традициям.

     Также интерес для детей и взрослых представляют выставки коллекций вещей и предметов, принадлежащих семьям воспитанников. Создание семейных альбомов, в которых рассказывают о своих традициях, членах семьи, праздниках, героях Великой Отечественной Войны – прадедушках и пробабушках, которые защищали Родину!

     Работа над созданием таких мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей! Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

     Назначение музея в детском образовательном учреждении – это и есть патриотическое воспитание дошкольников, которое взращивает в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

     Считаем, что воспитание патриотических чувств дошкольников средствами музейной педагогики эффективно. Создание новых экспозиций в мини-музее, экскурсии в музей, а также использование комплексных средств: художественного слова, творческой и исследовательской деятельности детей – способствует патриотическому воспитанию.

Библиографический список

  1. Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/О.П.Князева, М.Д.Маханева – СПб.:Детство-Пресс, 2002.
  2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной деятельностью/С.А.Козлова – М., 2002.
  3. Пантелеева Л.В. Дети и музей/Л.В.Пантелеева. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...

"Патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику"

Данный материал содержит информацию для воспитателей детского дошкольного учреждения и педагогам дополнительного образования.В нём говорится о приобщении дошкольников к нравсвенно-патриотическому восп...

«Статья "Патриотическое воспитание с помощью музейной педагогики"»

Так что же такое патриотизм? Наверное, каждый ответит по-своему. Какие бы точные определения не были у этого понятия. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая г...