Конспект ОД "Головные уборы"с использованием современных образовательных технологий
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Малина Варвара Евгеньевна

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.Формирование у детей представлений о головных уборах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект ОД "Головные уборы"156.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: «Головные уборы»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Малина Варвара Евгеньевна

Псков

2015

Дата

11.03.2015

Группа

Подготовительная

Образовательной деятельности

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая

Форма организации

Подгруппа

Тема

Головные уборы

Цель:

Формирование у детей представлений о головных уборах

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления у детей о разнообразии головных уборах (панама, шапка-ушанка, чепчик, берет, кепка, пуховый платок);

- продолжать формировать у детей умение высказываться по теме головные уборы, на основе личного опыта, и устанавливать затем взаимосвязи между понятием «головные уборы» и высказываниями детей;

- дать детям  представление об историческом времени – от прошлого к настоящему, используя понятия – древность, старина, современность;

- упражнять в умении различать и называть головные уборы, относящиеся к разному историческому времени  (капор, платок, котелок, цилиндр, шляпа из меха, травы, листьев, шлем, кепка-бейсболка, бандана, берет);

Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- развивать умение классифицировать головные уборы (зимние, летние, весенне-осенние (демисезонные), мужские, женские, детские);

- развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные:

- формировать умение выслушивать друг друга;

- способствовать воспитанию самостоятельности и активности.

Словарь:

Активный: шляпы, женские, мужские,  детские, зимние, летние, панамка, берет, кепка, платок, нитка, погода, клубок, катушка, швейная машинка, шлем.

Пассивный: головные уборы, демисезонные, дефиле, чепчик, шапка-ушанка, пуховый, шляпник, спицы, древность, старина, современность, капор, цилиндр, котелок, бандана.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Стойка со шляпами, фото дефиле, картинка с изображение головных уборов, указка, мел, «река времени»

Карточка с тремя полосками, набор картинок с изображением головных уборов (панама, шапка-ушанка, чепчик, берет, кепка, пуховый платок), картинки с изображением головных уборов (капор, платок, котелок, цилиндр, шляпа из меха, травы, листьев, шлем, кепка-бейсболка, бандана, берет).

Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя

Головной убор - общее название вещей, служащих одеждой для головы (шапки, шляпы и т.п.). – Толковый словарь Ушакова

Дефиле [дэ], нескл., с. [фр. défilé < défiler проходить]. Показ модной одежды с выходом на подиум (в 3-м знач.) манекенщиц, демонстрирующих эту одежду. -  Толковый словарь иноязычных слов.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). - Толковый словарь Ушакова

Шапка-ушанка - зимняя шапка с ушами [уши 2.]. - Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.

Чепчик - шапочка в виде капора для младенца. - Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.

Демисезонный, демисезонная, демисезонное (от франц. demisaison - переходное время года). Годный для носки весной и осенью. Демисезонное пальто. - Толковый словарь Ушакова.

Шляпник, шляпника, муж. Мастер, изготовляющий шляпы. - Толковый словарь Ушакова.

 «Река времени» - название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Н.А. Короткова

Капор (от фр. cape). Женский зимний головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком. - Толковый словарь Ушакова.

Цилиндр – это мужская высокая шляпа с плоским верхом. – Энциклопедия моды.

Котелок - твердая мужская шляпа с круглым выпуклым дном и небольшими полями.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Бандана —    (хинди) большой головной платок (или косынка) обычно шелковый или хлопчатобумажный, завязывается на затылке; род ситца с вытравным рисунком в виде гороха.    (Энциклопедия моды. Андреева Р.)

Древность - далекое прошлое, отдаленные исторические времена. В глубокой древности. Седая древность. - Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

Старина  - эпоха, время, давно прошедшее. - Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

Современность — часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в настоящий момент. - Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

Предварительная работа

Дидактическая игра «Раздели на группы», метод «логическая паутинка по теме – одежда, знакомство с «Рекой времени», беседа «Путешествие в прошлое головных уборов», чтение рассказа с картинками «Дело в шляпе».

Время

Организационный

момент

Воспитатель играет с детьми в игру «Скажи наоборот» с мячом. Педагог надевает шляпку и заносит стойку со шляпками, садится.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Как можно сказать по- другому?

(ответы детей)

1

Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема)

- У нас в  группе проходила выставка головных уборов (показ фото). Вот некоторые из них.

- Чем вам нравятся шляпки? Чем украшена? Из чего  она сделана?

- А вы хотите сделать свою особенную неповторимую шляпку?

- Для этого я приглашаю вас  узнать побольше о головных уборах.

3

Практический этап

- Для начала мы узнаем, какие разные бывают головные уборы.

- Пройдем, сядем за столы, чтобы нам было удобно. Возьмем карточку с картинками, каждый свою.

(дети садятся с педагогом за круглый стол)

- Вам удобно или пересядьте?

- Давайте разложим картинки и посмотри, что на них изображено.

- На какие  группы можно разделить эти головные уборы?

(выслушиваю варианты ответов)

- (имя ребенка), какой у тебя вариант?

- А вот (имя ребёнка) предложила вот такой вариант. Давайте выложим женские, мужские, детские?

-  (имя ребёнка), какую группу мы поставим на верхнюю полоску?

- А почему шапка называется ушанка?

-  (имя ребёнка), какую картинку ты поставил на верхнюю полоску? Почему?

и .т.д.

-  (имя ребёнка), какую группу головных уборов мы поставим на среднюю полоску?

- (имя ребенка), какой головной убор ты отнес к женским головным уборам? Почему?

- (имя ребёнка)А из чего  сделан пуховый платок?

-(имя ребёнка) Какая группа у нас осталась?

- (имя ребёнка) Какие головные уборы детские? Почему?

- (имя ребёнка) Чепчик носят дети какого возраста?

-Посмотрите, на какие группы мы разделили?

- А еще (имя ребенка) предложил нам разделить на зимние, летние, осенне-весенние или как еще можно назвать – демисезонные.

- (имя ребенка), какую группу поставим на верхнюю полоску?

- (имя ребенка), какой зимний головной убор ты поставил? Почему? И т.д.

- (имя ребенка), какую группу поставим на среднюю полоску?

- (имя ребенка), какой летний головной убор ты поставил?  Почему? И т.д.

- (имя ребенка), какую группу поставим на нижнюю полоску?

- (имя ребенка), какой осенне-весенний головной убор ты поставил Почему? И т.д.

- Посмотрите, на какие группы мы разделили?

- Мы с вами узнали, что головные убора очень разные. Предлагаю вставить картинки в  карточку. Кто быстрее?  (имя ребенка), помоги собрать карточки?

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Паутинка», которая поможет нам вспомнить, что мы еще знаем о головных уборах.

Давайте пройдем к доске.

(Не знаю лучше сесть около доски или за столы рядом с доской, можно, чтобы каждый ребенок рисовал свою паутинку)

Педагог садится на стул возле доски (пока дети рассаживаются можно попросить ребенка повесить картинку посреди доски)

- (имя ребенка), повесь, пожалуйста, картинку на доску.

- Посмотрите, что изображено на картинке. Как эти предметы, можно назвать одним словом?

- Назвать можно по-разному, я предлагаю оставить – головные уборы.

Педагог переворачивает картинку, с другой стороны написано «Головные уборы».

-А теперь по очереди назовем слова или предложения, которые у вас возникают по теме «головные уборы». А я их  зарисую.  (педагог зарисовывает слова, которые говорят дети, спрашивая, каким значком обозначить то или иное слово)

Если дети просто называют разные головные уборы, рисовать схематично в одном углу. Затем обвести одним кругом эти головные уборы.

-А ещё какие слова, кроме разных головных уборов у вас возникают по теме головные уборы?

- Я соединяю свое слово с темой и объясню, почему слово солнце у меня связано с темой головные уборы. Головные уборы защищают головы людей от яркого солнца, от дождя, снега.

- (имя ребенка), как твоё слово связано с нашей темой.

Дети говорят свои взаимосвязи. Затем педагог рисует или прикрепляет картинки.

- Как вы думаете, как связаны эти картинки с нашей темой.

Или наводящие вопросы:

- А если подумать о том  как, кто и из чего  изготавливают головные уборы, какие слова у вас возникают?

(ткань, швейная машинка, шляпник и  т. д.)

- А теперь посмотрите, может быть, слова связаны между собой? Вот я думаю, что нужно соединить эти два слова. Как вы думаете, почему? Еще какие слова можно соединить?

- А еще у меня возникло слово – цилиндр? Какая связь?

А раньше люди носили такие же головные уборы, как сейчас? Почему?

- Хотите узнать, какие головные уборы носили люди раньше?

- А поможет нам река времени? (положить на 2 стола или поставить на столы) Что это такое?

- Это стрела, на которой изображено три остановки во времени.

-  Прочитайте первую остановку?

- Как жили люди в древности?

- Прочитайте следующее слово?

- Что появилось нового в старину?

- И последняя остановка? Прочитайте?

- Что появилось в современном мире?

- А теперь выберете себе любой головной убор и расскажите к какому времени относится головной убор и почему вы так считаете? У  меня синий берет, такой носят сейчас. Я вставлю его в современность.

(шапка из меха животного, листьев, травы, цилиндр, расписной платок, капор, котелок, берет, бандана и еще варианты).

- Как вы думате, удобные в древности были головные уборы? Почему?

- А удобно мужчинам было носить цилиндр? Почему?

- Какие головные уборы вы хотели бы носить? Почему?

18

Заключительный этап

- Теперь вы больше знаете о головных уборах?  Где это вам может пригодиться? Что мы с вами сегодня делали?

- Я приготовила для вас  сюрприз.

(открывает коробку) Что это? Как вы думаете, чем их можно украсить?

А вот и украшения. Вы можете взять их домой и вместе с родителями или воспитателем украсить их. И устроить выставку и парад модных шляпок.

3

Итого времени

25

Литература

О.В. Дыбина «Что было до..»  Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

Детский сад: теория и практика № 2/2014. Интерактивные методы и технологии в системе дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТЫ СЮЖЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укре...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...

Конспект комплексного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии и с использованием ИКТ "В гостях у Золотой рыбки"

Увлекательное путешествие в удивительный подводный мир, где обитают разнообразные морские животные....

Конспект интегрированной НОД с использованием здоровьесберегающих технологий и технологии развивающего обучения "Полезные продукты"

Конспект интегрированной НОД  с использованием здоровьесберегающих технологий и технологии развивающего обучения...