проект моя малая родина
проект (старшая группа)

моя малая родина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodina.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Голубец Светлана Юрьевна,                                                                                Чибрикова Надежда Анатольевна

Самарская область

Проект «Моя малая Родина»

Вид проекта:

 познавательно - творческий , краткосрочный .                                                                      Продолжительность проекта :

3-х дневный                                                                                                                    Участники проекта :

Воспитатели , дети старшей группы ( 5-6 лет ) , родители .

Пояснительная записка

Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.  Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой край, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.  С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении, самореализовывать  себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой – это формирует устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.                                                                                         Одной из воспитательных задач  является ознакомление детей с окружающим миром, с родным краем ,с обществом  в котором живут дети. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и в процессе образовательной деятельности.  Основная работа проводится именно в повседневной жизни и режимных моментах.                                                                   Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашего дошкольного учреждения .

                                                   Актуальность:                                                                                                                       Родина. Что может быть любимее и роднее её? Нет ничего дороже родного края, в котором ты родился, растешь , где живут твои родители, друзья.  И нужно, с раннего детства поддерживать интерес детей к своей родине и к своему родному краю , воспитывать желание сделать всё, чтобы родной край стал  ещё прекрасней и богаче. Принято говорить, что без прошлого нет будущего, поэтому надо с дошкольного возраста доступно рассказывать ребятам об истории края, в котором они живут, о людях, прославивших наш город, о природе родного края и природоохранной деятельности. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

 Цель:                                                                                                                Формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа.

Задачи:

-Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине;                                                                                                                           -Расширить представления детей о географических объектах нашего края;                 -Формировать бережное отношение к природе родного края ,  вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Самарской области .                                      -Формирование у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.                                                                                                  -Расширить представления ребёнка об истории родного края, его животном и растительном мире;                                                                                                                -Формировать  чувства гордости за свою малую Родину;

Реализация проекта через образовательные области:                        Познавательное развитие:                                                                                       НОД , беседы , дидактически игры , совместная деятельность , загадывание загадок , викторина для детей и их родителей .                                                                                                               Речевое развитие :                                                                                                               Чтение художественной литературы ,заучивание .                                                                                        

Социально – коммуникативное развитие:                                               Тематические беседы , просмотр мультимедийной презентации . Художественно – эстетическое развитие:                                                                               Изобразительная деятельность .

  Предполагаемые  результаты

- Формирование представлений о родном крае , желание быть патриотом своей Родины;                                                                                                                        -Повышение интереса дошкольников к своему родному краю , своей стране;                                                                                                                     -Приобретение детьми навыков социального  общения со взрослыми и  сверстниками;                                                                                                                                                                                                                                                 -Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее;                                                                                                                      -Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне;                                                                                                                     -Знать историю своей страны и родного края .     

Продукт проектной деятельности :

- Оформление выставки рисунков «Самые древние млекопитающие Самарской области : насекомоядные и рукокрылые »;

- Оформление альбома « Животные и растения Самарской области »;

- Викторина для детей и родителей «Знатоки родного края» .

                                                           Этапы проекта:

1.Подготовительный этап (информационно-накопительный) :

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информационного материала  для реализации проектных мероприятий  (иллюстрации о Самарском крае , животных и растений, художественная литература, пословицы, поговорки о родном крае , загадки );

•Подготовка методического материала ( конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т.д.)                                                                                                         • Подбор материалов для продуктивной деятельности;                                •Анкетирование родителей «Что я знаю о Родном крае » ;                                                             

2.Основной этап (организационно-практический):

Среда:

- Беседа на тему: «Чем прекрасен наш край?».                                                                                                                 ( Жигулевские горы, волжские просторы, заповедные места.)                                                                                                               - Просмотр мультимедийной презентации  «Достопримечательности родного края »;                                                                                                                                - Коллективное раскрашивание карты Самарской области.                                                                                                                   -   Слушание песни  «Край, в котором ты живёшь»                                               (слова  Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова)                                                                                                                 Четверг :                                                                                                                          - Заучивание пословиц и поговорок о родном крае .                                                                                                                            -  Беседа  с детьми « Животные Самарской области ».                                                                                                         - Дидактическая игра: «Кто живет в самарских лесах »,                                                                                                               - Коллективное рисование  «Животные Самарской Луки»;                                                                                                       Пятница :                                                                                                                         - Беседа с детьми « Лекарственные растения Самарской области »;                                                                                                            -Оформление альбома  «Животные и растения Самарской луки»;                                                                                                                    - Подбор иллюстраций для альбома с пейзажами самарской природы ;                                                                                                               - Оформление выставки рисунков детей и родителей.                              3.Заключительный:

- Викторина для детей и родителей «Знатоки родного края » .

         Обобщение :                                                                                                                                                                          Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество , готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.                                                                                                                                                                                                              

Литература :                                                                                                                Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2011. - 128 c.

Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. - М

Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника. В мире природы / Ж.Л. Новикова. - М.: Книга по Требованию, 2005. - 208 c

Интернет ресурсы .

Викторина для детей и родителей  

   «Знатоки родного края» .

Цель: формирование у детей знаний о своёй малой родине её , символике, о достопримечательностях родного края , о животных и растениях  Самарской области .

Задачи:

1. Закрепить знания о «малой Родине».

2. Способствовать развитию у детей познавательной, творческой деятельности.

3. Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы.

4. Развивать четко и ясно формировать свои мысли.

5. Развивать логическое мышление, воображение.        Оборудование : конверты с заданиями, звезды-фишки,  видео вопросы, пазлы ,иллюстрации животных , птиц .

Ход викторины :                                                                                                           Ведущий:  Здравствуйте, наши дорогие гости!   Мы приглашаем вас на викторину. Давайте поприветствуем наши команды! (заходят и становятся полукругом команды ) .          

Ведущий:  А сейчас я представлю жюри, которое будет наблюдать за нашей игрой и оценивать конкурсы.  (ведущий знакомит с жюри ).                                                                            Ведущий предлагает капитанам представить свои команды.

 Девиз команды:                                                                                                            «Эрудиты»

Мы – команда «Эрудит»,

много знаем и умеем.

Если где-то что-то надо,                                                                                                     ты спроси у нас скорее.                                                                                                                                                                                                             Девиз команды:                                                                                             «Любознайки »                                                                                                              Мы веселые ребята                                                                                                Веселимся словно зайки.                                                                                                   Все нам в мире интересно,                                                                                             Ведь зовут нас Любознайки!             

 Ведущий: Давайте начнем нашу викторину с разминки.                                          ( ведущий задаёт по два вопроса  каждой команде ,  за каждый правильный ответ  команда получает  фишку ) .    

       Конкурс 1 :

1. Как называется страна, в которой мы живем?

2. Как называются область ,в которой мы живем .                                              3. Как называют людей, живущих в  Самарской области ?

 4. Как называется столица  нашей области ?

 Конкурс 2 : «Обитатели Самарской области»

Ведущий: Задание  команде «Эрудиты»:                                                                   На экране появятся изображения  животных , обитающих на территории Самарской области. Вам необходимо угадать  и правильно назвать этих   животных .

Ведущий: Задание  команде  «Любознайки»:                                                           На экране появятся изображения   птиц , обитающих на территории Самарской области. Вам необходимо угадать  и правильно назвать этих  птиц.

 Конкурс 3 :«Отгадай, кто это?».

Ведущий: Используя мимику и пластику, вам  необходимо показать команде соперников обитателей животного мира, участники команд должны угадать — кто это.                      

Ведущий: ( вопросы для родителей  )

 Самарская Лука  - один из самых уникальных уголков России. И названа она «Лукой» потому, что здесь Волга делает излучину, огибая Жигулевские горы.                                                                                                                                                                                     1. Какие две природоохраняемые зоны расположены на территории Самарской Луки?

2. Назовите животное, которое  является талисманом заповедника «Самарская Лука?»

 Конкурс 4. «Пословицы  и поговорки про малую родину ».

- Где родился, там и .............

- Где родной край, там ..........                                                                                                            

- Всякая птица своё гнездо..........

- Родной куст и зайцу.............

- Родина наша солнца ............

- По родимой сторонке сердце............

 Конкурс  капитанов.

Приглашаются капитаны обеих команд                                                          Ведущий:                                                                                                                         На столе лежат разрезные картинки с изображением животных и птиц.  Вам, капитаны, необходимо из частей картинок составить животных и птиц и назвать их. Капитаны выкладывают картинки животных и объясняют.                                                                   Конкурс 5:  «Растительный мир нашей области ».                                            Вопрос команде «Эрудиты»

 Какие лекарственные растение можно встретить в нашей области?                                                                                                                          Вопрос команде «Любознайка»                                                                        Назовите деревья нашего края?

Ведущий:                                                                                                                       Вопросы для родителей .

1. Что такое Международная Красная книга?

Ответ: Это книга где собраны редкие виды животных и растений, которых нельзя уничтожать.

2. Что обозначает красный цвет книги?

3. Какие виды растений занесены в красную книгу Самарской области.

Ответ: В книге представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений. К ним относятся: (Среди них  – лекарственные и ягодные растения, снижение численности которых происходит из-за неконтролируемого сбора. Это  толокнянка обыкновенная, манжетка дубравная, змеевик лекарственный , адонисы весенний и волжский, кизильники черноплодный и алаунский, ядовитая цикута, а также такое необычное растение, как  камфоросмамонпелийская.)                                                                                                                         конкурс 6 : «Реки и их обитатели ».

В нашей области немало рек и озер. Но в основном озера небольшие и даже не отмечены на карте.                                                                                                команда «Эрудиты»                                                                                                 Какая река в Самарской области является самой главной (Волга )                                                                                              команда «Любознайка»                                                                                             Какие  рыбы водятся водоемах области  (щука, карп, окунь, карась  , сорожка)                                                                                   

Пока жюри подводят тоги, послушайте стихотворение о нашей малой Родине.                                                                                                               Ребята, вам понравилось участвовать викторине, что вам понравилось больше всего. Итоги нашей викторины. Все молодцы, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша Родина Россия"

Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...

Проект "Моя родина - Колпино"

Проект  "Моя родина - Колпино",  реализованный в старшей логпедической группе....

проект "Жить -Родине служить"

Материал может быть использован на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, художественному чтению. Сценарий КВНа можно использовать в работе с родителями....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду. ПРОЕКТ «Защитник Родины»

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ...

проект "Будем Родине служить- будем Родину любить"

Российский воин бережетРодной страны покой и славу,Он на посту, и наш народГордится армией по праву.Спокойно дети пусть растутВ любимой солнечной Отчизне.Он охраняет мир и труд,Прекрасный труд во имя ...