ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
проект (средняя группа)

Старостина Ксения Анатольевна
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ  С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Актуальность:
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Вид проекта:познавательно- исследовательский, творческий, групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители детей.
Цель:
Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.
Задачи:
Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
Учить детей измерять предметы различными способами, 
показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Предполагаемый результат:
1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования 
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
 2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
 1. Постановка исследовательской задачи.
 2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 
4. Уточнение плана исследования. 
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
 6. Распределение детей на подгруппы. 
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Организация мини-лабораторий в детском саду 
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки. 
2. Место для приборов. 
3. Место для выращивания растений.
 4. Место для хранения природного и бросового материалов.
 5. Место для проведения опытов.
 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
Центр «Песок – вода»:
 1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п. 
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.) 
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Центр «Воздух»:
веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры
Центр «Науки и природы»:
пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстрированный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупы, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонари и т.д.), магниты, рукавичка со вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.
Содержание исследовательской деятельности детей 
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. 
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются: 
1) Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?; 
3) Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). 
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). 
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_zanimatelnoe_eksperimentirovanie_sr.gr_.pdf628.13 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской с детьми средней группы. Тема: «Зачем нам нужен нос» (с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий, ЭОР)

Задачи:1.     Развивать у детей познавательный интерес.2.     Закреплять знания детей о функциях носа (дышать, различать запахи, согревать воздух).3....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская) с детьми средней группы На тему:«Домик для Гном Гномыча»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности(познавательно-исследовательская)с детьми средней группы   На тему:«Домик для Гном Гномыча»...

Конспект НОД – познавательно-исследовательская с детьми средней группы Тема «Вот пришла зима»

Задачи:-  закреплять знания детей о зимних природных явлениях;- развивать внимание, мыслительную активность, успешно осуществлять эксперимент;-  знакомить детей со свойствами льда (твердый, ...

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ  С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»Актуальность:На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исслед...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...

Познавательно- исследовательский проект с детьми средней группы «Занимательное экспериментирование»

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает о...