Самообразование «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
материал (младшая группа)

Бабина Елена Валентиновна

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_19-208.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 76 г. Челябинска»

ПЛАН

Самообразования

на 2019-2020 уч. год

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

Выполнила: воспитатель: Бабина Е.В.

2019

Участники проекта: дети возраста 3-4 лет группы,  родители детей.

Начало работы: сентябрь 2019 г.

Окончание работы: май 2020г.

Форма самообразования: индивидуальная

Тема:  «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель:

  1. создавать условия для исследовательской активности детей;
  2. поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность

Задачи:

  • Развивать познавательную активность, мышление, любознательность в процессе экспериментирования;
  • Способствовать формированию и расширению знаний детей об окружающем мире;
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.

 Ожидаемые результаты:

  • Сформированы элементарные позновательно-исследовательские действия.
  • Ребенок имеет элементарные представления об объектах окружающего мира.
  • Ребенок умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы в процессе исследовательской деятельности.
  • Ребенок умеет сравнивать, группировать и классифицировать предметы по форме, цвету и величине.
  • Ребенок с желанием принимает участие в исследовательской деятельности, активен и инициативен.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д)

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

План на год:

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.)

Подготовительный

Сентябрь-Октябрь

1.Изучение новой литературы.

2.Изучить педагогический опыт других педагогов

3.Разработка плана перспективного плана по самообразованию.

4.Сбор природного и бросового материала

1.Перспективный план по самообразованию.

Практический

Ноябрь-апрель

1.Консультации для родителей

2. Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами

3. Разработка конспектов с элементами экспериментирования

4. Пополнение уголка экспериментирования

5. Разработать учебно-методический комплект, включающий:- картотеку опытов с водой, с магнитом с песком, глиной, камнями, с материалами, сенсорные игры

Тематические фотовыставки

Аналитика-

прогностический

Май

1.Анализ результативности проведенной работы.

2. Обобщение и распространение опыта.

1.Выступление на итоговом педагогическом совете.

2.Составить план работы на следующий год.

Литература

  1. Поиск материалов в Интернете.
  2. Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
  3. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
  4. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  5. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность Санкт – Петербург Детство-Пресс 2016
  7. Н.А.Гуриненко. Планирование познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2017.
  8. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. ТЦ Сфера 2014.
  9. Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012
  10. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015
  11. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017
  12. Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
  13. Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.
  14. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.

Перспективный план

на 2019-2020 уч. г.

Октябрь

Тема

Цель

Игровое задание

1 неделя

«Солнечный зайчик»

познакомить с естественным источником света солнцем, познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы

 «Теневой театр», «Солнечный зайчик»

2 неделя

«Солнечное тепло

обследовать предметы нагретые солнцем и предметы, находящиеся в тени; обсудить результат; формировать элементарные представления о значении солнца;

«Что-то в коробке»

3 неделя

«Как вода гулять отправилась»

дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

«Вода может литься, а может разбрызгиваться»

4 неделя

«Кто живёт в воде»

развивать познавательный интерес и воображение, познакомить детей со словом превращение.

«Кто живёт в воде»

Ноябрь

Тема

Цель

Игровые задания

1 неделя

«Пейте куклы вкусный сок»

выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет, познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

«Разноцветная вода».

2 неделя

«Времена года» «Тает льдинка»

выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять

«Твердая вода».

3 неделя

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

4 неделя

«Этот удивительный воздух»

дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботится о чистоте воздуха

Декабрь

Тема

Цель

Игровые задания

1 неделя

« Кто разбудил китёнка»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его

Что в пакете, Загадочные пузыри, Надувание мыльных пузырей

2 -3 неделя

 «Вдох-выдох»

расширять представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха; формировать представления о значении воздуха для практических целей человека

Игры с соломинкой,  Лодочка,  Упрямый воздух

4 неделя

«Ветер и кораблики

обнаружить воздух, образовать ветер

«Почему кораблики не плывут», «Вертушка», «Реактивный шарик».

Январь

Тема

Цель

Игровые задания

3 неделя

«Знакомства со свойствами дерева»

познакомить детей со свойствами дерева (твёрдый, неупругий материал)

4 -5 неделя

«Знакомство со свойствами и качествами ткани и бумаги»

познакомиться со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, легко мнётся) и ткани (прочная, трудно порвать, мнётся меньше, чем бумага, можно сшить), путём обследовательских и экспериментальных действий, учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

«Бумага мнется», «Бумага намокает»,

«Бумага для рисования»

Февраль

Тема

Цель

Игровые задания

1-2 неделя

Снег

показать детям, как делать горку для куклы, научить детей делать из снега колобки и большой дом, научить детей раскрашивать снежные фигуры

«Ледяная горка», «Снежный городок, «Разноцветные фигуры

3-4 неделя

Рыбалка

закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок, свойства льда зимой

Рыбалка

Март

Тема

Цель

Игровые задания

1 неделя

«В тепле и холоде»

помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

2 неделя

«Ветка в вазе»

показать значение воды в жизни растений

«Веточка березы», Как пьют растения.

3 неделя

«Где лучше растёт»

установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качеств почвы на рост и развитие растений, научить детей выделять  почвы, разные по составу

«Огород на окне», «Проращивание фасоли»

4 неделя

«Что есть в почве»

 познакомить детей с факторами неживой и живой природы

Апрель

Тема

Цель

Игровые задания

1 неделя

На мокром  песке остаются следы, отпечатки».

познакомить со свойствами сухого и мокрого песка, сравнить их, развивать смекалку, наблюдательность

Опыты с песком и глиной. «Знакомимся с песком», «Чей след»

2 неделя

«Песок в воде не растворяется

познакомить со свойством песка – не растворяется в воде, сравнение  с сахарным песком

«Мокрый – сухой». «Движение песка».

3 неделя

«Вылепим куличики»

уточнить представления о свойствах сухого и мокрого песка

«Легко ли сыпется песок», «Рисуем песком»

4 неделя

Человек

Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами.

 Веселые человечки играют

Май

Тема

Цель

Игровое  занятие

1 неделя

Вес. Притяжение.

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).

«Легкий — тяжелый», «Что тяжелее?»  

2-3 неделя

Магнит

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Притягиваются – не притягиваются, Необычная скрепка.

4 неделя

Звук, тепло

Научить определять по издаваемому звуку предмет. Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Что звучит? Горячо — холодно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»

Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе физической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Выступление на педагогическом совете«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО»по теме: Познавательное развитие детей дошко...

Отчет по теме самообразования «Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»...