Родительское собрание "Приобщение детей к чтению"
консультация (подготовительная группа)

Конспект родительсого собрания на тему: "Приобщение детей к чтению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное  учреждение

Детский сад Комбинированного вида № 9

пгт. Афипский                                                                 

Родительское собрание

в подготовительной к школе группе

Тема: «Приобщение детей к чтению»

Подготовила:

 воспитатель

Гареликова Н.Н.

2019 уч.год

Дата проведения: 18.11.2019г.

Цели: •позволить родителям лучше узнать читательские интересы их детей;

•дать советы родителям, как воспитать у детей интерес к чтению;

•познакомить родителей с правилами для совместного чтения с детьми.

Предварительная работа:

         Подготовка презентации «Роль семьи в приобщении детей дошкольного возраста к чтению»

Оформление выставки:

•детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования;

•иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

На столе разложить предметы, которые встречаются в произведениях для детей.

Приготовить флажки и фишки для викторины.

Повестка собрания:

1. Выступление воспитателя: Презентация: «Роль семьи в приобщении детей дошкольного возраста к чтению».

2. Выставка детских книг, значение их в жизни ребёнка.

3. Анкетирование по проблеме организации семейного чтения

4. Литературная викторина.

Ход собрания:

(Воспитатель в роли экскурсовода предлагает родителям пройтись по группе. Показывает, что нового появилось в группе, рассказывает, что будет сделано. Отвечает на вопросы родителей. После этого родители садятся за столы.)

Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы приветствуем вас в нашей группе на родительской встрече на тему: «Приобщение детей к чтению».

  1. Узнаем о значении книг в воспитании и обучении детей, а так же о роли семьи в приобщении детей дошкольного возраста к чтению.
  2. Познакомим вас с выставкой детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования.
  3. Проведем небольшое анкетирование по проблеме организации семейного чтения
  4. Закончим нашу встречу литературной викториной.

1.Выступление воспитателя.

           СЛАЙД 1. Для детей чтение - это прежде всего общение, время, когда родители откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. … Когда ребенок устал или болен, нет ничего полезнее такого эмоционального "чтения-общения". Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию ребенком, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба. В процессе приобщения к чтению родители должны учитывать возрастные и психологические особенности развития малыша.Всё хорошее надо взращивать каждодневно, помогая ребенку продвигаться по ступенькам саморазвития как человека и гражданина, используя лучшую литературу. В этом важную роль играет читательская среда в семье.

СЛАЙД 2. Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

СЛАЙД 3. С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие".

СЛАЙД 4. Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

СЛАЙД 5. В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу.

СЛАЙД 6. К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается внастоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, необходимо объяснять ребенку все непонятные слова и выражения.. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно. В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист.

СЛАЙД 7. В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малышу помочь разобраться  в литературных событиях и образах, рекомендуется просить его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.На этом этапе иллюстрация будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

СЛАЙД 10. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

1)        сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;

2)        дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;

3)        обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;

4)        демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;

5)        соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке

6)        читать следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

СЛАЙД 11. Многим детям необходимо обучающее чтение с элементами развития речи. Если малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он плохо запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним родителям необходимо заниматься, и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий рекомендуется брать небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. Переводная литература для этой цели не очень подходит. Очень хороши специально для этого созданные "Рассказы из азбуки" Л.Н. Толстого и "Рассказы для детей" К.Д. Ушинского, а совсем маленьким - небольшие сказки ("Лиса и журавль", "Волк и лиса",).  Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным.

СЛАЙД 12. Родителям рекомендуется соблюдать при этом следующие правила:

        Прочитайте текст медленно, выразительно, потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чем он. Если трудно, задайте наводящие вопросы. Можно разыграть рассказ в лицах (или куклах) с той степенью подробности, на которую способен ваш малыш. Может будет проще, если вы будете говорить "за автора", а он от лица героев.

        Если малышу трудно запомнить даже коротенький сюжет, попробуйте сделать "мультик": пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки ,"озвучит" мультфильм.

        Если у малыша хорошее чувство юмора, можно предлагать ему какие-то совсем абсурдные подсказки, смеясь, он, возможно, вспомнит как было дело.

        Можно попробовать изменить сюжет. Например, представить, что было бы, если бы бабушка не открыла волку дверь.

        Не ругайте малыша за неудачи и не торопите: расстройства речи исправляются крайне медленно.

СЛАЙД 13. Особое место занимает познавательное чтение энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Это может затормозить эмоциональное развитие малыша. Если ребенок задал вам "научный" вопрос, предложите вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его работать со справочной литературой, пользоваться алфавитным указателем. Даже если взрослый знает, он не должен торопиться с подсказкой. В дошкольном возрасте  не рекомендуется навязывать ребенку научно-популярные книги: предложенные не вовремя, они вызовут у ребенка скуку или протест.

Дошкольное детство - уникальный, мимолетный период в жизни ребенка, и от того, чем как мы его заполним, зависит вся дальнейшая судьба малыша. В наших силах сделать так, чтобы чтение стало органично и естественно вошло в его жизнь.

Воспитатель приглашает в зал детей, дети читают стихи:

РЕБЕНОК 1

         У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

РЕБЕНОК 2

Книга - друг наш и товарищ,

Мы берем ее везде!

Ведь она всем нам поможет

И в учебе и в труде.

РЕБЕНОК 3

Книга - друг наш и товарищ,

Мы берем ее везде!

Ведь она всем нам поможет

И в учебе и в труде.

2. Выставка детских книг, рекомендуемых программой дошкольного образования и иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

(Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг для детей и иллюстрации известных художников к литературным произведениям.)

Воспитатель: Уважаемые родители, обратите внимание на эту выставку книг. Перед вами литература,  используемая педагогами нашего дошкольного учреждения, рекомендованная программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

3.Анкетирование по проблеме организации семейного чтения:

  1. Как Вы относитесь к чтению книг?
  2. Как часто Вы читаете книги?
  3. Есть ли у Вас домашняя библиотека?
  4. Покупаете ли Вы книги для своего ребенка?
  5. Прививаете ли Вы интерес у ребенка к книге?
  6. Читаете ли вы детям книги?
  7. В какое время суток Вы читаете ребенку книги?
  8. Рассказываете ли Вы детям сказки?
  9. Что предпочитает получить Ваш ребенок в качестве подарка в День рождения?

4. Литературная викторина.

А, сейчас самое интересное – мы узнаем насколько, вы, уважаемые родители подкованы в знании детской литературы. Разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Задания будут даны всем командам сразу: кто поднимет флажок, тот и отвечает. За правильный ответ – фишка. Команда, набравшая большее количество фишек, становится победителем.

Задания командам:

- Угадайте по отрывку из произведения для детей его название и автора.

- Угадайте, из какого произведения этот предмет? (Воспитатель показывает предмет или предметную картинку.)

- Скажите, в какой сказке живёт этот персонаж? (Показывает иллюстрацию, например, петуха. Этот персонаж встречается во многих сказках, будут правильными несколько ответов.)

- Угадайте сказку по картинам и назовите авторов этих картин. (Показывает картины Е. Рачева, В Сутеева, В. Васнецова и др.)

- Отгадайте загадки о сказочных героях.

Родители выполняют данные воспитателем задания викторины.

          Молодцы родители! Викторина удалась! Вспомнили свое детство, любимые книги, смогли проверить себя через годы..

Для формирования кругозора ребенка необходимо, чтобы у него возник стойкий интерес к чтению и книге, появилась потребность общения с миром художественной литературы, которая обогащает его нравственный опыт.

Чтобы привить ребенку-дошкольнику интерес к чтению, за дело должны взяться талантливый родитель, талантливый воспитатель и талантливый библиотекарь. Объединив свои усилия, они помогут детям полюбить чтение.

Подведение итогов, решение родительского собрания:

Учитывая большую роль родителей в приобщении детей к чтению, поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное. Найти время и возможности для семейного чтения. Оказать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно – деятельного подхода через работу детско – родительского клуба "Увлекательный мир чтения"

.Работа детско-родительского клуба, как одна из форм совместной деятельности детского сада и семьи....

Родительское собрание «Роль художественного чтения в семье».

Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития их детей....

Родительское собрание на тему "Чтение книг как форма речевого и познавательного развития детей"

В данной работе представленно родительское собрание на тему "Чтение книг как форма речевого и позновательного развития детей".Родителям рассказывается  как с помощью книги развить у дет...

Выступление на родительском собрании «Приобщение детей к чтению книг в семье» Старший дошкольный возраст.

Помочь   родителям осознать ценность детскогго чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников....

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...

Родительское собрание (круглый стол) "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"

Повысить компетентность родителей по вопросу привития у детей желания читать. Приобщить родителей к обмену опытом в формировании интереса и потребности в чтении....