Статья проект "Чудо-мнемотехника"
статья (подготовительная группа)

Статья проект "Чудо-мнемотехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья проект "Чудо-мнемотехника"24.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»

                                                        «В пустых стенах ребёнок не заговорит» … 

Е. И. Тихеева

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Аристотель писал: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели».

Результаты педагогической диагностики моих воспитанников также подтверждают наличие этой  проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Встал  вопрос: как   и с помощью каких методик и технологий    наиболее эффективно решить эту проблему?

        С введением ФГОС ДО педагоги дошкольных учреждений  активно внедряют  в практику разнообразные педагогические технологии. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

        На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми (мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания»). Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов: схематических мнемотаблиц и графических изображений.

А основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Целесообразность использования мнемотехники  в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации  проекта «Чудо – мнемотехника», направленного на развитие у старших дошкольников связной речи и повышение уровня сформированности у них речевой активности посредством использования методики мнемотехники.

Задачи проекта:

  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.
  • Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
  • Формировать навыки культурного речевого общения.
  • Развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
  • Развивать интерес детей к художественной литературе. 
  •  Расширять первичные представления ребенка о многообразии окружающего мира.
  • Создать условия для организации работы по развитию речи детей с использованием мнемотехники.
  • Обучать родителей способам применения мнемотехники.  
  • Развивать партнерские отношения родителей и педагогов в совместной деятельности.

Реализация проекта осуществляется в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с детьми  спланирована по блокам:

  • «Малые формы фольклора»;
  • «Заучивание стихотворений»;
  • «Пересказ»;
  • «Работа со сказкой»;
  • «Расскажи-ка»;
  • «Придумай рассказ».

        А сейчас я хочу более подробно остановиться на содержании  блоков работы с детьми по проекту и результатах моей работы.

        Блок  «Малые формы фольклора» – это блок работы с детьми по мнемотаблицам с чистоговорками, потешками, пословицами, поговорками, скороговорками, считалками, загадками их я использую для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно для эффективного вырабатывания правильного произношения. Когда дети тренируются, проговаривая вслух слова то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

        Блок  «Заучивание стихотворений» - благодаря мнемотаблицам дети с легкостью запоминают стихотворения любого объёма. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

        Блок «Пересказ» - современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но благодаря мнемотехнике у детей очень хорошо получается пересказывать прочитанные рассказы. 

                          Блок  «Работа со сказкой» - если рассказывать сказку с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

        Блок  «Расскажи-ка» - не менее интересен этот блок для детей, благодаря ему у детей развивается связная и правильная речь, происходит правильное составление описательных рассказов.

        Блок  «Придумай рассказ» - в этом блоке дети могу сами придумывать рассказы по мнемотаблицам, что является развитием мышления, памяти, внимания, воображения.

        Участие в реализации данного проекта, несомненно, приносит много пользы в развитии речи у детей.  Ребята  со временем сами проявляют интерес к созданию и изображению мнемотаблиц.

        В результате реализации  проекта оформлено методическое пособие, включающее в себя:

  • картотеку мнемотаблиц для работы с детьми по блокам;
  •  картотеку дидактических игр для развития речи детей;
  •  тематические  буклеты и папки-передвижки для родителей и педагогов;
  • консультации, методические рекомендации, памятки, презентации, анкеты  для педагогов и родителей.

        Ожидаемые результаты оправдались:

        У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.; дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.

        Повысился интерес детей к художественной литературе, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.

         Повысилась компетентность в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.

        Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

        К.Д. Ушинский сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

        Я убеждена, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Тарасова Ирина Александровна,

 воспитатель МКДОУ д/с № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...