«О городе родном рассказ мы свой ведем» Проектная деятельность в средней группе по познавательному развитию
проект (средняя группа)

Фомина Наталья Ефимовна

«О городе родном рассказ   мы свой ведем»

Проектная деятельность в средней группе по познавательному развитию

ПАСПОРТ ПРОЕКТА в средней группе

Цель проекта: способствовать  формированию представления детей о родном городе. Содействовать приобщению к истории и культуре родного города, местным  достопримечательностям.

Вид проекта  (в соответствии с возрастом): познавательно-информационный

Срок реализации: две недели

 

Задачи по образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу. Способствовать формированию у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие: создавать условия для развития познавательных способностей через формирование представлений детей о нашем городе. Способствовать  развитию у детей наблюдательности, любознательности, расширению кругозора детей.

Речевое развитие: способствовать развитию связной речи детей; обогащению  и активизации  словаря детей. Содействовать проявлению речевой инициативы и творчества детей в общении.

Художественно-эстетическое развитие: создать условия для развития творческих способностей детей. Способствовать формированию эстетических чувств.

Физическое развитие: создавать условия для развития двигательной активности, пространственной ориентировки, мелкой моторики. Способствовать формированию правильного отношения ребенка к своему здоровью

Проблема

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.  Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с  известными людьми, которые основали наш город. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Дети затрудняются называть улицу, на которой они  живут, недостаточно знаний о  памятниках архитектуры, достопримечательностях. Родители сами имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной

Актуальность

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное  открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Любовь к Отчизне начинается  к своей малой Родине – месту, где человек родился. Именно в период дошкольного детства у ребенка  происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя окружающем мире. В этот период у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

 

Мероприятия в рамках проекта  по образовательным областям

Познавательное развитие

  • Рассматривание иллюстраций, картинок , открыток с видами города. Цель: способствовать развитию любознательности и интереса к познанию родного города.
  • Рассматривание альбома «История родного города». Цель: способствовать формированию представления детей о городе, о достопримечательностях города.
  •  Рассматривание открыток на тему: «Улицы родного города»- разнообразие архитектуры, фотографий, иллюстраций Цель: способствовать развитию любознательности и интереса к познанию родного города.
  • Ситуативный разговор: «Чем помочь родному городу?» Цель: Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.
  •  Исследовательская деятельность: «Мой сад на улице Тропинина» (Что обозначает? Почему так называется?) Цель: Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети.
  • Проблемная ситуация «Куда исчезли дворники». Цель: показать значимость труда дворника, совершенствовать умение соблюдать чистоту на улице, видеть результат своих поступков, развивать умение высказываться не перебивая друг друга, дополнять ответы .
  • Наблюдение из окна, рассматривание иллюстраций,. «Красота природы нашего города». Цель: содействовать расширению представлений детей о Родном городе. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
  • Просмотр презентации: «История возникновения Нижнего Новгорода и его достопримечательности» Цель: способствовать формированию представления детей об истории родного города, его  достопримечательностях, расширять кругозор детей.
  • Просмотр презентации «Мой город» Цель: создавать условия для развития интереса к родному городу, к его красоте в архитектуре, его природе.
  • Презентация, «Какие жилища были раньше». Цель: Способствовать развитию любознательности и а к познанию родного города.

Социально-коммуникативное развитие

  • Знакомство с нашим земляком, детским писателем М. Горьким и его творчеством. Цель: познакомить с некоторыми моментами его биографии, вызвать чувство гордости за земляков.
  • Знакомство с гербом города. Цель: дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Нижнего Новгорода. Воспитывать уважительное отношение к символике города.
  • Д/игра «Народные промыслы». Цель: содействовать созданию условий для  ознакомления детей  с традиционными видами народного искусства.
  • Дидактическая игра «Путешествие по городу». Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, способствовать развитию мышления, зрительного восприятия. Обогащать представления детей о своем городе с помощью игровых действий.
  • Д/ игра «Собери картинку». Цель: упражнять детей в составлении картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о гербе и достопримечательностях города, воспитывать любовь к малой родине
  • Д/игра «Русские узоры» Цель: содействовать развитию моторики рук, мышления при нахождении недостающего элемента
  • Д/ игра «Знакомые здания» Цель: Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.
  • Игра-лото «Нижний Новгород». Цель: содействовать расширению представлений детей о Родном городе. способствовать развитию образного мышления.
  • Игровая ситуация «Волшебный микрофон». Цель: способствовать развитию интереса детей к родному городу, создавать условия для развития связной речи детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  • Игровая ситуация «Добро пожаловать в город Нижний Новгород». Цель игры: обогащать знания детей о достопримечательностях города Нижнего Новгорода, способствовать развитию навыков доброжелательного общения.
  • Игровая ситуация «Мы едем – едем – едем…». Цель: создавать условия для  воспроизведения достопримечательностей города в игре, воспитывать чувство коллективизма
  • Игровая ситуация «Я журналист». Цель: содействовать овладению детьми связной диалогической речью посредством изучения основ профессии журналиста; построению самостоятельных высказываний; расширению и активизации словарного запаса. Способствовать совершенствованию умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать.
  • Игровая ситуация «Правила уличного движения». Цель: способствовать ознакомлению детей с элементарными правилами поведения на улице, соблюдению их. Содействовать развитию навыки доброжелательного общения

Речевое развитие

  • Составление рассказов «Дом, в котором я живу», «Место работы родителей» Цель: способствовать формированию у детей знаний своих домашних адресов; способствовать развитию речи.
  • Разговор с детьми «Транспорт нашего города» Цель: содействовать развитию связной речи детей, обогащению и активизации словаря детей. Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском, специальном виде транспорта.
  •  Составление рассказов «Город, в котором я живу». Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города, способствовать развитию речи детей..
  • Рассуждение с детьми на тему: «Город и село» Цель: способствовать формированию представления детей о городе и деревне, развитию любознательности. Содействовать развитию умения слушать и слышать собеседника.
  • Рассуждение на тему «Любимое место в городе». Цель: способствовать развитию любознательности и интереса к познанию родного города. Создавать условия для развития связной речи детей; обогащение словаря детей.
  • Разговор с детьми «Что мы видели на улицах нашего города?». Цель: способствовать развитию интереса, любознательности о труде шофера, водителя, дворника. Напомнить, что каждую работу надо выполнять хорошо, чтобы всем было приятно, труд всех людей нужно беречь и уважать, обогащение словаря детей.
  • Рассуждение «Улицы бывают разными». Цель: продолжать знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах города.
  • Дид. упражнение: «Вопрос-ответ». Цель: способствовать  обогащению словаря, знакомству детей с родным городом, развитию речи.
  • Беседа «Что вы любите делать всей семьей?» Цель: закрепить представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки  и дедушки. Содействовать проявлению речевой инициативы и творчества детей в общении.
  • Отгадывание загадок о транспортных средствах. Цель: способствовать формированию представления детей о специальном транспорте, его назначении и важности в жизни человека.

Художественно-эстетическое развитие

  • Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов. Цель: вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.
  • Лепка из пластилина: "Кремль" - составление композиции из пластилина Цель: способствовать развитию творчества, связной речи, мелкой моторики.
  • «Дома на нашей улице» - конструирование. Цель: создавать условия создания построек из конструктора домов разных видов (жилые дома, школа, детский сад, поликлиника, магазин и т.д.)
  • Коллективное конструирование «Строим дом будущего». Цель: способствовать развитию фантазии, воображения.
  • «Нижний Новгород глазами ребенка» - рисование в книжке-раскраске. Цель: создавать условия для развития фантазии, ознакомления с замечательными видами родного города, совершенствовать умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур
  • Игры с лего-конструктором «Машины на улицах города» Цель: совершенствовать умение детей изготавливать постройки по замыслу, способствовать развитию воображения, фантазии.
  • Коллективная аппликация «Наша улица» Цель: создать условия для  составления коллективной сюжетной  композиции из прямоугольников разных размеров, работать в коллективе. Содействовать развитию творчества, умению работать самостоятельно

Физическое развитие

Игры на развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».

Подвижная игра «Светофор».

Цель: создавать условия для эмоционального подъема. Способствовать развитию инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, формированию правильной осанки, содействовать развитию потребности в физической активности и здоровом образе жизни.

 

 Работа с родителями.

  • Анкетирование
  • Консультация «Как знакомить детей с родным городом»
  • Консультация «Город, в котором мы живем»
  • Рекомендация «Прогулки, с целью ознакомления с родным городом»
  • Изготовление поделки «Телевизор»
  • Создание альбома «История возникновения Нижнего Новгорода»
  • Создание альбома «Нижний Новгород»
  • Совместная выставка рисунков детей и родителей «Любимые места отдыха в городе»
  • Панно «Мы Нижегородцы»
  • Презентация «Я - Нижегородец»

 

 

Вывод

  • у детей сформировались представления о родном городе.
  • .дети получили начальные знания об истории родного города, познакомились с интересными, историческими местами своего города.
  • у детей возрос интерес к совместной деятельности, появилось желание проявлять себя в творческой деятельности.
  • проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

 

Есть города, есть на свете столицы,

Но нет среди них мне дороже тебя,

Встречают меня здесь родные мне лица,

Мой город любимый, родная земля.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию "Лучше нет родного края"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в средней группе по познавательному  развитию  «Лучше нет родного края»Интеграция образовательных областей : «Познавательное разви...

Образовательная деятельность в средней группе по познавательному развитию (математика), речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликация). Тема: «Свойства предметов по мотивам русской народной потешки «Огуречик».

Цели: продолжать знакомить детей  с фольклорным текстом.  Способствовать развитию у детей представлений о цвете и форме, величине и свойстве предметов через призму фольклорного  материа...

Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Птицы - наши друзья»

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с об...

Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Мы шагаем по Москве»

Москва – столица нашей Родины, её самый главный город, благодаря которому Россия известна во всем мире. Дети с интересом знакомятся с историей любимого города, поэтому прогулки по городу позволя...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) « Строим город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) разработан в соответствии ФГОС и программы " Мозайка"....

Проектная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию на тему:«Осторожно, первоцветы»

Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять....