Тренинг "Играя, укрепляем психологическое здоровье"
материал

Оксана Николаевна Леошкина

Тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тренинг для педагогов23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»

(в рамках недели психологии «Психологическое здоровье»)

Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.

Задачи:

  • познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
  • снижение психоэмоционального напряжения;
  • создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Форма проведения: тренинг.

 Категория: педагоги ДОУ.

Кол-во человек: 20 человек.

Дата: 29 января 2020 г.

Оборудование: цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая, красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча, аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.

                                                           Ход мероприятия:

 Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.

1.Упражнение «Я рад тебя видеть»

Цель: позитивное настроение, настрой на работу.

Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя видеть…»

2.Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»

Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.

Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.

                                                                «Значение цвета»  

 Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»

Цель: установление контакта между членами группы.

Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»

Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»

Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент, свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с ними.

Каждому человеку нужны ресурсы, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.

Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога  – развитое умение сбрасывать напряжение,  усталость и расслабляться.

5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)

Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.

Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

Я хочу предложить вам несколько техник, которые помогут расслабиться, снять напряжение.

Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

6. Упражнение «Полное дыхание»

Психолог: Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание, сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом. (Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)

7.Упражнение «Лимон»

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.

8. Упражнение «Бумажный мяч»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.

Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.

9. Аутотренинг и ароматерапия.

 Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и оказать благотворное действие на весь организм.

Эфирные масла «Мелисы»,  «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.

Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота»- стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу.

Эфирное масло «Эвкалипта»-  антисептическое, противовоспалительное, иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает утомляемость.

Эфирное масло «Пихты» - является одним из самых сильных тонизирующих ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении, развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных установок, а наоборот стимулирует активность.

Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:

10.Упражнение «На берегу моря»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Психолог проговаривает слова.

«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни свои ощущения, свое настроение….

Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»

12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»

Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.

Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.

Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.

13.Упражнение  «Приветственное письмо»

Цель: установление психологической поддержки.

Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.

14.Рефлексия.

Цель: обратная связь.

Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам помогут в стрессовых ситуациях.

- Ваши ощущения после тренинга?

-Что понравилось? Что не понравилось?
- Что было полезным?

- Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

Психологический практикум для педагогов детского сада «Играя укрепляем психическое здоровье»

Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуац...

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Психологический практикум для педагогов «Играя укрепляем психическое здоровье».

Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с...

«Осенью мы не скучаем, мы здоровье укрепляем!» День здоровья для детей среднего дошкольного возраста

laquo;Осенью мы не скучаем, мы здоровье укрепляем!»День здоровья для детей среднего дошкольного возраста Дети входят в зал, шагают под марш, друг за другом, образуя круг.Воспитатель. Внима...