Конспект НОД «Кто нашел следы столетий?» по познавательному развитию для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (старшая группа)

Лялина Ирина Анатольевна

Конспект НОД «Кто нашел следы столетий?»

по познавательному развитию для детей подготовительной группы.

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, социально-коммуникативная.

Форма организации НОД: игровая ситуация  «Юные археологи».

Формы реализации НОД: сюрпризный момент, создание игровой мотивации, использование ИКТ, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к умению делать выводы, умозаключения.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Планируемые результаты - проявляет интерес к профессии археолога, к участию в совместной игровой, исследовательской деятельности, интересуется окружающим миром, участвует в диалоге, грамотно строит предложения, умеет делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lyalina_i._a._vosp._goda_2020.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Кто нашел следы столетий?»

по познавательному развитию для детей подготовительной группы:

Составила Лялина И.А.,

воспитатель МБДОУ №41

 «Лесная сказка»,

г. Лесосибирск, 2019г.

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, социально-коммуникативная.

Форма организации НОД: игровая ситуация  «Юные археологи».

Формы реализации НОД: сюрпризный момент, создание игровой мотивации, использование ИКТ, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к умению делать выводы, умозаключения.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Планируемые результаты - проявляет интерес к профессии археолога, к участию в совместной игровой, исследовательской деятельности, интересуется окружающим миром, участвует в диалоге, грамотно строит предложения, умеет делать выводы.

Цель: Знакомство (обогащение представлений)  детей с профессией археолог в процессе создания игровой ситуации «Юные археологи».

Детская цель: Стать археологом, чтобы найти артефакт.

Задачи:

Образовательные: Познакомить (обогатить представление)  старших дошкольников с профессией археолог, с инструментами, необходимыми для их работы. Вызвать интерес к археологическим открытиям. Обогатить словарный запас, словами «раскоп», «находка», «археология», «археолог».

Развивающие: Развивать познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности посредством активного включения в игровую ситуацию, умение связно, последовательно излагать свои мысли, выдвигать гипотезы, делать выводы. Развивать трудовые навыки. 

Воспитательные:   Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Материалы и оборудование: Мультимедийные слайды о работе археологов, навигатор, «Схема маршрута»,  3 контейнера с песком.  трубочки для коктейля, малярные кисточки, зубные щетки, пластмассовые ложки (на каждого ребенка). Поднос для находок (по одному на стол), 3 большие лупы, влажные салфетки, 3 контейнера для находок, камни Марблс, зуб кабарги, керамический осколок,  деревянный осколок, металлическая  подкова.

Ход образовательной деятельности.

1 этап. Введение в игровую ситуацию.

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель, одетый в одежду археолога собирает детей около себя:

В. – Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна. У меня очень интересная профессия. Посмотрите на меня внимательно. Как вы думаете, кем я работаю? (рассуждения детей).

В зависимости от ответов детей образовательная деятельность может осуществляться по одному из двух направлений:

1)Правильно, я археолог. Чем мы занимаются? Для чего мы ищем древние предметы? Где находятся эти предметы? (рассуждения детей). Ребята, все, что находим, мы называем словом «находка» или «артефакт». Место, где мы работаем, называется «раскоп». 

2) Если дети не догадались - Посмотрите на экран, может, сейчас догадаетесь. (Показ слайдов). Чем занимаются эти люди? Зачем они это делают? Для чего им нужны эти предметы? Где находятся эти предметы? (рассуждения детей).

- Людей, занимающихся раскопками древних предметов, называют археологами, а науку, которая изучает жизнь людей в древности - археологией. Мы много путешествуем, раскрываем загадки прошлых лет,  занимаемся раскопками и собираем древние предметы – артефакты, Большинство старинных предметов и вещей находятся – посмотрите, где? (глубоко под землей, песком или под водой).  

- Все, что находим, мы называем словом «находка» или «артефакт». Место, где мы работаем, называется «раскоп». 

- Теперь вы догадались кто я? Да ребята, я археолог.

- Посмотрите,  какая интересная находка мне попались на раскопках недалеко от вашего города (зуб кабарги). – Ребята, как называется ваш город? На берегу, какой реки он находится? Как раз рядом с Енисеем мне и попалась эта находка. - Как вы думаете, что это может быть? (рассуждения детей). Чтобы узнать точно надо будет провести научные исследования.

- А хотите побыть археологами и найти свою находку? (ответы детей) Приглашаю вас в археологическую экспедицию на поиски артефактов.

- Раскопки будем проводить в трех местах. А в каких местах вы узнаете, проложив свой маршрут. - Ребята, какой прибор помогает людям определиться с направлением и выбрать правильный путь? (ответы детей: компас, навигатор) - У меня с собой как раз есть этот прибор.

- Навигатор определил направления движения.  Приглашаю вас пройти  к столам и проложить свой маршрут.

 (Дети подходят к столам,  самостоятельно выбирают любой маршрутный лист и при помощи камней Марблс прокладывают свой маршрут. В результате  проложенного пути, распределяются на три компании).

2 этап. Основной.

- Перед вами схема маршрута, соотнесите цифру с камнем. Ребята, у вас последний камень какого цвета? (синий).  А у вас? (зеленый). А, у вашей компании? (жёлтый).

Ребята, что на карте или глобусе может обозначать, синий цвет? Зеленый? Желтый? (рассуждения детей: вода и суша: лес, песок).

- Значит, ваши раскопки, где будут проходить? (под водой). У вас? (в лесу). У вас? (в пустыне). - А теперь проверьте себя. Аккуратно выдвинете лист, где проведена  красная  полоса. - Верны ваши предположения? (ответы детей) Пройдите к месту ваших раскопок.

- Вот вы и на месте. При раскопках существуют правила, которые соблюдают археологи:

1. Песок и инструменты нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам;

2. При раскапывании песка следует аккуратно сгребать  его в сторону;

3. Руки нужно отряхивать над контейнером с песком.

4. Но нужно помнить главное правило работать надо очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить.  

- Можете приступить к раскопкам (дети производят раскопки предметов).

- Ребята, я вижу ваши раскопки подошли к концу. Кладите ваши находки в контейнер и возвращайтесь обратно к столам. (Дети проходят к столам, садятся на стульчики, воспитатель садится напротив детей).

   

 3 этап.   Заключительный.

  Образовательная задача: формирование  умения связно, последовательно излагать свои мысли, выдвигать гипотезы, делать выводы.                                                                                      

- Рассмотрите ваши находки (дети рассматривают, выдвигают свои гипотезы).

- Из какого материала ваша находка?  (из дерева) Значит она какая? (деревянная). – А, ваша находка? (из глины) Значит она какая? (глиняная). – А, ваша находка? (из железа) Значит она какая? (железная)

- Интересно, чем эти предметы могли быть раньше, как их могли использовать люди?  (рассуждения детей)

- Ребята, чтобы узнать, чем же были эти предметы на самом деле, верны ли ваши предположения, их надо более тщательно изучить в лаборатории. Я обязательно передам ваши находки для их дальнейшего исследования.

    4 этап. Рефлексия. Разложите вашу находку по контейнерам.

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения детской цели и выявления условий, которые позволили её достичь. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

-  Ребята,  вам интересно было играть? -  Кем мы сегодня были? -  Как вы думаете интересная это профессия? - Что больше всего вам запомнилось?

Мне тоже очень понравилось провести это время с вами, вы большие молодцы, у вас все получилось. На память я хочу подарить вам удостоверения «Юного археолога». До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования....

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Измерение длины».

Упражнять в измерение с помощью условной мерки. Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению. Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной, усло...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие». для детей подготовительной группы (6-7 лет) Название: «Приокский район». Тематика: ознакомление детей с родным районом.

Пояснительная записка.Цель: Познакомить детей с Приокским районом, через адаптированный рассказ и обучающий фильм (мультимедийная презентация).Задачи:1.Сформировать у детей начальные знания на ос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительной группы. Тема: « Свойства воды».

Используемые технологии: технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технология деятельного подхода; игровые технологии....

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы « След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле».

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле"....