Занятие для воспитанников дошкольных учреждений в Воронежском областном краеведческом музее, посвященное 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. «История одного письма»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чурилова Наталья Михайловна

Мероприятие: Городской конкурс «Урок в музее»                                                 в рамках XI городского фестиваля педагогического мастерства                                                         «От призвания к признанию – 2020»

Уровень: городской

 

 

Занятие для воспитанников дошкольных учреждений в Воронежском

областном краеведческом музее, посвященное 75-ой годовщине

Победы в Великой Отечественной войне.

 

Тема: «История одного письма»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия

Возле  зала  № 18, 2-й этаж

Ребята, мы с вами находимся в Воронежском областном краеведческом музее. А как вы думаете, почему я пригласила вас сюда?

(Ответы детей…)

В этом году наша страна отмечает большой праздник 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Вы не случайно надели военную форму. Сегодня мы будем вспоминать о событиях тяжелого военного времени.  И мы здесь находимся, чтобы с помощью музейных экспонатов погрузиться в исторические события нашего родного края.

Историей называют события прошлого.

Я вам сейчас расскажу одну, интересую историю.        

Недавно я помогала бабушке делать уборку и нашла старый дедушкин чемодан. Интересно стало, что же там внутри. А в чемодане вместе со старыми вещами лежал пожелтевший  листок бумаги свернутый треугольником. Что же это?

(Ответы детей…)

Правильно, это военное письмо - треугольник. Это письмо моего дедушки с фронта, которое он писал своим родным. Ведь он был участником Великой Отечественной войны.

Педагог:

- А письма в треугольниках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.                                        (Г. Серебряков)

Возле зала № 18

  1. Зал № 18 «Основание Воронежа».

Ребята, а как вы думаете, что написано в письме?

(Ответы детей…)

Сейчас мы прочтем и все узнаем. А вы, пожалуйста, слушайте внимательно. А музей нам поможет погрузиться в исторические события прошлого.

Читаю:

«Добрый день, мои родные: Мама, сестры Дуня и Леночка, брат Коля!!!

…В минуты привала и затишья я много думаю. Смотрю я на родную, разбитую снарядами землю-матушку и горько мне становится. Ведь веками предки наши, землю пахали, крепости возводили…

 «Воронежская крепость».

Доспехи воина.

А земля наша плодородна, богата лесами, реками, полями да лугами.

Русь наша всегда была  крепка и непобедима…

И славилась земля наша силой богатырской.

А какие славные воины то были…

(Вика Х.)

-Чудесный край Воронежский – цветущая земля,

Бескрайние просторы, широкие поля.

Россия необъятная – прекрасная страна,

Ты с детства сердцу близкая родная сторона.

  1. Переход в залы № 15-17 «Строительство кораблей».

Еще мальчишками мы бегали по берегу Дона - батюшки, играли в воинов с мечами да ружьями деревянными. И уже тогда я точно знал, что буду всегда защищать родную землю от любого врага и недоброжелателя. И был я горд за Родину свою. Ведь может на том самом берегу, где мы играли, сам Царь Петр I строил корабли для Азовского похода.

(Вероника Н.)

- Здесь вольно, величаво наш тихий Дон течет,

Народ вольнолюбивый веками здесь живет.

Могилы предков наших - седая старина.

Войною обагренная родная сторона.

Диорама «Строительство корабля».

Посмотрите, как строили корабли.

Макет корабля.

А это макет корабля «Гото Предестинация»

Портрет Петра 1-го

  1. Переход в зал  № 14«Воронежская Губерния  - конец 18 начало 19 веков».

Да славились люди русские умельцами разными. Все могли сделать руки золотые  из металла якорь для корабля сковать…

Экспонат «Якорь» эпохи строительства первого военно-морского флота.

И шить, и вышивать, и узорами диковинными все украшать.  А какую знатную мебель делали мастера русские с узорами деревянными. Жила Русь хорошо, богато.

 Предметы стариной мебели, одежда, посуда.

Посмотрите, кая красота. Но нам нужно идти дальше.

В  переходе - макет корабля

  1. Переход в залы  № «Пореформенный период»

  Все могли сделать руки золотые, любой инструмент из простого дерева выполнят: грабли, сохи, молотилки, даже станки ткацкие делали.  Могли мастера русские и сапожки да туфельки сшить хоть, лапти да корзину сплести.

И здесь мы видим деревянные предметы, очень нужные в быту.

Все заморские страны нам завидовали. Видно по тому и хотели захватить землю нашу.

Но не тут, то было! Мастера наши и оружие делать начали, чтобы Русь матушку защищать от врагов.

Проходим в зал с диорамой «Залп Авроры», стенд – С.И. Мосин.

И много героев было во все времена.

(Андрей П.)

- Не раз враги пытались Россию покорить,

Но никому на свете народ наш не сломить.

И кто с мечем за славою на землю к нам придет,

Тот от меча от русского бесславно и умрет.

Наш земляк Мосин Сергей Иванович (село Рамонь Воронежской области) капитан русской армии, конструктор винтовки, которую так и называют «Винтовка Мосина».  Винтовки Мосина были на вооружении Советских войск в годы Великой отечественной.

6)Переход в зал - плоскостные стенды

Великая Отечественная война

Муз. сопровождение «Вставай страна огромнаяс левитаном…»

22 июня 1941 года на нашу родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. Они бомбили города, жгли села, убивали советских людей. Фашисты хотели уничтожить нашу страну – началась Великая Отечественная война.

  1.(схема предполагаемого вторжения на территорию СССР)

Еще за год до начала войны Гитлер разрабатывал схему плана, захвата Советского Союза, за 2-3 месяца уничтожить основные силы Красной Армии, стремительно продвинуться вглубь страны. Но они глубоко просчитались. На защиту своей страны встал весь советский народ. И все же эта война стала величайшей трагедией и испытанием для каждого советского человека.

Воронежская область с первого дня войны была объявлена на военном положении.  Люди встали на защиту своей Родины. Многие были мобилизованы в армию, многие ушли на фронт добровольцами, тысячи совсем еще мальчишек и девчонок готовились стать на защиту родины. Уже в августе 1941 года был сформирован Воронежский добровольческий полк  под командованием, героя гражданской войны полковника Михаила Емельяновича Вайцеховского.

          Вся жизнь города и области была перестроена на военный лад. Тем же  летом 1941 года на воронежских предприятиях было налажено производство военной продукции.  А вы, дети, знаете, что стали изготавливать на Воронежском экскаваторном заводе имени Коминтерна? (показ фото)

 (Ответы детей…)

Правильно, реактивные установки – «Катюша».

А на Воронежском авиационном заводе, что изготовляли? (показ фото)

(Ответы детей…)                                                                                                    Да, строили самолеты-штурмовики Ил-2. А вагоноремонтный завод выпускал зенитные бронеплощадки - бронированный локомотив (бронепаровоз или бронетепловоз) со стрелковым, артиллерийским и зенитным вооружением. Необходимую продукцию выпускали и другие имеющиеся на территории области заводы. Рабочие трудились не жалея сил, подростки работали наравне со-взрослыми.

3.Агитационные плакаты и листовки

Достойный вклад в подготовку войск, агитационно-массовая работа. Она была направлена на разъяснение воинам боевых задач, воспитание у них уверенности в своих силах, повышение личной ответственности каждого бойца за освобождение родной земли. Плакатами обращались и к советскому народу призывая о сборе теплых вещей для воинов, сражающихся на фронтах- это стиль плакатов начала Великой Отечественной войны.

Поэт посвятил защитникам Воронежа листовку :

(Юра К.)

« Боец, товарищ!

На тебя

Устремлены глаза Отчизны.

Безмерно Родину любя,

Ты не щади ни сил, ни жизни.

Чтоб сбросить ворога за Дон

И разгромить его за Доном,

Твой натиск должен быть силен.

Твое упорство - разъяренным.

Оружью верный своему,

Ты наше Знамя не уронишь!

Грозна опасность, потому

          Ты должен отстоять Воронеж»

          Первые месяцы войны особенно тяжело дались русскому народу. События развивались в пользу немецко-фашистских войск, линия фронта подходила все ближе к Воронежу.

          19 сентября 1941 года первая бомбардировка. 13 июня 1942 года вражеские бомбы были сброшены на городской сад пионеров, в результате чего погибло много детей.

           28 июня 1942 года началась наступательная операция немецко-фашистских войск на воронежском направлении.  Наступление сопровождалось ежедневными налетами вражеской авиации.

Воронежцы отважно сражались на всех фронтах, оказывая упорное сопротивление врагам. Но летом 1942 года, ценой больших потерь немцы все же захватили правобережную часть Воронежа и западные районы области.

Для усиления обороны в июле 1942 года был создан Воронежский фронт - объединение войск под командованием генерал-лейтенанта Николая Федоровича Ватутина. 

Для оказания помощи в подготовке операции по освобождению города в Воронежский фронт прибыли — заместитель Верховного Главнокомандующего генералы Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба генерал А. М. Василевский. Вместе с командованием фронта они разработали план предстоящей операции. Подготовка к наступлению проводилась в строжайшей тайне

          Войска Воронежского фронта стояли насмерть, защищая свою родину и выполняя приказ «ни шагу назад». Более 200 дней и ночей наши воины не только держали оборону города, но и не раз переходили в наступление.

   (Диана М.)

В России есть немало городов,

В сражениях прославивших державу

И в их числе любой из нас готов

Назвать родной Воронеж наш по праву.

Давно ушли суровые года,

Но боевая слава - легендарна.

О том, что ты героем был тогда,

Расскажет бой Чижовского плацдарма.

   (Тимофей Т.)

Они на все земные времена

Несут потомкам яркий свет святыни.

Знай Родина, Россия, вся страна

Не сдал наш град своей твердыни.

Остался ты, не взятый рубежом,

Средь городов – героев не отмечен.

Воронеж наш, мы память бережём

О подвиге твоем, который вечен.

     Фашисты так и не смогли полностью занять Воронеж.    

          А 24 января 1943 года наши войска, державшие оборону Воронежа, перешли в решающее наступление и город был полностью освобожден от фашистских захватчиков.

А вы знаете памятную дату освобождения нашего города от немецко фашистских захватчиков? (показ фото)

(Ответы детей…)

И полное освобождение области состоялось 2 февраля.

Но война продолжалась... На протяжении почти четырех лет войны Вооруженные Силы СССР сражались немецко-фашистскими войсками. Война, трагедией вошедшая почти в каждую советскую семью, но окончилась победой СССР.

         

Музыкальное сопровождение «День победы!»

(Ульяна М.)

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленей.

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной.

Победителю-солдату

Сотни раз – поклон земной!

Пойте, трубы, песнь победную!

Май, шуми на всю страну!

Слава выстрелу последнему,

Завершившему войну!

Скажите, дети, пожалуйста, когда мы отмечаем день великой победы?!

(Ответы детей…)

День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых праздников как в России.

Никто не забыт, ничто не забыто.

          В боях за родной край отдали свои жизни тысячи мужчин и женщин, взрослых и детей. Но благодарные жители нашего края не забыли подвиг павших. Во всех городах и многих селах Воронежской области сооружены памятники Великой Отечественной войны. Многие из них возведены на братских могилах, на тех местах, где защитники нашей земли совершили свой подвиг.

Около 300 воронежцев за проявленный героизм и мужество присвоено звание Героя Советского Союза.

27 улиц Воронежа, названных именами местных жителей-героев войны.

Дети, а вы знаете эти знаменитые улицы?

(Ответы детей…)

          Награды города

Подвиг воронежцев и Воронежа в Великой Отечественной войне позднее был отмечен высокими правительственными наградами:

- в 1975году  город Воронеж был награжден орденом Отечественной войны I степени;

- в 1986 году – Орденом Ленина;

- а в 2008 году Воронежу было присвоено почетное звание РФ «Город воинской славы».

Переход в зал  № 4

  1. Зал № 4 «Послевоенный период».

Посмотрите ребята, вот таким был наш город в 1943 году, после освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Фото разрушенного города.

Когда город был освобожден, стали возвращаться местные жители. Воронеж на тот момент представлял груду камней. Хотя немцы горделиво трубили, что Воронежу не восстановиться и за 100 лет, их хвастливые речи не оправдались. Пророчество фашистов не сбылось. Город быстрее восстановился, чем ожидалось. Прошло лишь пять лет, а уже 122 промышленных объекта из 137 разрушенных продолжили свою деятельность. Воронеж вернулся к прежнему довоенному состоянию всего за 15 лет.

Фото восстановленного города.

Развитие промышленности

Телевизоры и радио послевоеннных лет

Посмотрите дети, а это телевизоры и радиоприемники, которые были сделаны на заводе «Электросигнал» в нашем городе. Современные телевизоры и радиоприемники выглядят немного иначе. Но, как и сейчас, раньше на праздники, популярным было отправить поздравление в радиоэфире.

(Матвей К.)

На радио

Письмо я старался

Писать без помарок:

«Пожалуйста, сделайте

Деду подарок…»

Был долго в пути

Музыкальный привет.

Но вот подошёл

И обнял меня дед –

Пришла к нему в праздник

9 Мая

Любимая песня его

Фронтовая!

        

Муз сопровождение - под фонограмму звука старого или радио (подпеваем)

Лев Ошанин. ДОРОГИ (1945г)

Музыка А. Новикова

-Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Знать не можешь

Доли своей:

Может, крылья сложишь

Посреди степей.

Вьется пыль под сапогами —

степями,

полями,

А кругом бушует пламя

Да пули свистят…

Эта песня была написана в победном 1945 году. Солдаты вспоминают фронтовые дороги, тяжелые бои, не легкое время.

Переход в зал  № 2

  1. Зал № 2 «Воронеж Космический».

Я хочу рассказать вам еще об одном знаменитом земляке.  

Константи́н Петро́вич Феокти́стов  — лётчик-космонавт СССР (1964), Герой Советского Союза (1964), доктор технических наук (1967), профессор (1969). Член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек . Инженер-разработчик большого числа космических кораблей и орбитальных станций.

Участвовал в Великой Отечественной войне: в 15 лет сбежал на фронт при эвакуации из занятого немцами Воронежа, был разведчиком войсковой части. Во время выполнения задания в Воронеже был схвачен немецким патрулём и чудом выжил после расстрела.

В книге «О космолётах» Феоктистов так описывает своё решение заняться ракетостроением: «Мне было лет девять, когда старший брат Борис притащил домой книжку Я. Перельмана „Межпланетные полёты“… Прочитал я эту книжку, и в результате на десятом году жизни было принято твёрдое решение: вырасту большим, займусь созданием космических кораблей»

Ребята, а письмо то мы с вами не дочитали, осталось еще несколько строк:

«А теперь, дорогие мои, прощаюсь, вижу, едет полевая кухня, время подкрепиться, уже чую дымок и запах вкусной солдатской каши.

Крепко целую, скучаю, Ваш сын и брат Иван».

Ребята. А вы помните, откуда у меня это письмо?

(Ответы детей…)

Правильно из старого чемодана моего дедушки, участника ВОВ.

«Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потёртый, забытый.

В нём хранятся обрывки историй»  Ода о старом Чемодане. Т. Лаврова

Вот он. Кроме письма в нем лежат другие вещи.

Музыкальное сопровождение «С Днем победы тебя мой дед!»

Рассматривание предметов (награды, фляжка, ложка, альбом с фотографиями…).

У нас в детском саду есть свой мини – музей «Комната боевой славы».

 И этот чемодан я передам в эту комнату.

Жаль, но наша экскурсия подошла к концу.

Дети, скажите, пожалуйста, а что же мы сегодня с вами посмотрели?         (ответы детей…)

Какие экспонаты вам больше всего запомнились? (ответы детей…)

А, какие чувства у вас вызвало посещение музея? (ответы детей…)

Правильно! И меня переполняет гордость за наших земляков, тружеников, защитников, героев.

Прошу вас, дети, помните о той страшной войне, помните о каждом ветеране, подарившем нам мир, храните эту память в своем сердце.

(Мирон Ч.)

Спасибо Всем, кто жизнь отдал,

За Русь родную, за свободу,

Кто страх забыл и воевал,

Служа любимому народу.

Спасибо Вам,

Ваш подвиг вечен,

Пока жива моя страна,

Вы в душах наших,

В нашем сердце,

Героев не забудем, Никогда!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ ПОСВЯЩЕННОГО 70 ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 Настоящее положение разработано в целях развития творческих способностей и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.   Положение определяет порядок и усло...

Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"

Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

Занятие для старшей группы детского сада Коллективная работа, посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Коллективная работа, посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне  Цель занятия: Познакомить детей с историческим прошлым...

Великая Отечественная война. История моей семьи

Великая Отечественная война. История моей семьи...