Методическая разработка раздела образовательной программы детский сад комбинированного вида №54 Образовательная область «Музыка» Раздел «Музыкально – ритмические движения»
рабочая программа (старшая группа)

Арсланбекова Алина Сергеевна

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитие музыкально - ритмических способностей: таблица-диагностика + критерии итд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_metodika.docx44.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

раздела образовательной программы  детский сад комбинированного вида №54

Образовательная область «Музыка»

Раздел «Музыкально – ритмические движения»


Автор — составитель
Музыкальный руководитель
Арсланбекова Алина Сергеевна

Санкт — Петербург
2020г

Содержание:

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….. .…….. 3

2.Основные цели и задачи раздела «Музыкально – ритмические    движения» детей от 4-7 лет…………………………………………………………………………………………………6

3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми музыкально – ритмических движений…………………………………………………………….8

 4.Планируемые результаты освоения детьми музыкально – ритмических движений…………………………………………………………………………………………………………17

 5. Условия реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»……………………………………………………………………………………………………….25

Тема: Формирование творческих способностей детей по средствам развития музыкально – ритмических движений.

  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка обеспечивает  музыкальное развитие детей по разделу «Музыкально – ритмические движения» в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности детей. Раздел «Музыкально – ритмические движения».

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике  музыкального движения. Именно во взаимодействии музыки и движения заложены огромные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, возможности развития музыкальных способностей и творческого потенциала.

Развитие творческих способностей ребенка является главной задачей воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стало основой системы музыкально - ритмического воспитания детей.  Музыкально – ритмические упражнения -   универсальное средство развития у детей  музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Обучать ритмике необходимо всех детей, безусловно, развитие музыкальности, умении творчески выразить свое восприятие  музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития.

Средний возраст (4-5 лет)

- легкость движений относительна;

- выразительность движений недостаточна;

- длительность игры и пляски не продолжительна;

- хотя условно – рефлекторные связи при обучении детей данного возраста музыкально – ритмическим движениям закладывается легко, но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений и не всегда отличаются прочностью;

- длительность игры и пляски непродолжительна, т. к. у ребенка пока еще возбуждение преобладает над торможением.

Старший возраст (5-6 лет)

- дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах.

- включаются в творческие игровые ситуации;

- возможности в этом возрасте несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, полетности, вкрадчивости;

- необходимо учитывать группу здоровья каждого ребенка.

Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

- в этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку;

- в движениях под музыку легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, пластично передают выразительные особенности музыки.

Нормативная база методической разработки.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Устав МБДОУ детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вступил в силу 16 марта 2010 г.)
  4. Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ  (СанПиН 2.4.1.2660 – 10 утв. Главным государственным  санитарным врачом РФ 27. 08. 2010г.)

Методическая разработка:

- обеспечивает выявление творческих способностей в области искусства танца, приобретение навыков хореографического движения;

- содействует формированию художественного вкуса детей;

- направлена на развитие гармонично развитой личности.

2.Цели и задачи раздела.

Цель: (ФГТ): развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Цель методической разработки: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи (ФГТ):

- развитие музыкально художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Задачи методической разработки:

  1. Развитие музыкальности:

- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (методического, гармонического, тембрового) чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- развитие силы и выносливости;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- тренировка подвижности нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, мышления.

5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

- восприятие умения сопереживать другим людям и животным;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Задачи методической разработки реализуются как в виде непосредственной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и самостоятельной деятельности детей.

3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми раздела «Музыкально – ритмические движения»

Раздел «музыкально – ритмические движения»

Раздел комплексной программы

Парциальные программы

1.

Музыкально – ритмические движения

- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы.

- «Камертон» Э.П.Костина

- «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина.

Методическое обеспечение раздела «музыкально – ритмические движения»

№ п/п

Образовательная область «Музыка»

Перечень литературы (автор, год и место издания)

Количество

1.

1

2

3

1.

Музыка

-А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) СПб: ЛОИРО 2000г.

-Э.П.Костина. Камертон.-М.Просвещение, 2004г.

1

1

Модель образовательного процесса по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»

Модель взаимодействия педагогов по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения» и интеграции данного раздела с областями ФГТ.

                                                                                 

Главными путями реализации взаимодействия являются:

- совместная постановка цели и задач через прогнозируемые результаты;

- соответствие организации действий поставленным целям и задачам;

- правильное распределение обязанностей;

- оперативная самокоррекция педагогов.

Модель организации НООД по развитию движений.

      1.Танцевально – ритмическая гимнастика:

- ритмика, гимнастика, танец.

2. Нетрадиционные виды упражнений:

-пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры.

3. Креативная гимнастика:

- музыкально – творческие игры, пластические этюды.

Модель воспитательно – образовательной работы по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»

 

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ».

Формы работы по разделу «Музыкально – ритмические движения» (4-5 лет).

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Занятия
  • Праздники и развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:

- Театрализованная деятельность;

-Музыкальные игры, хороводы с пением;

- Празднование дней рождения.

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО

- подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей

  • Импровизация танцевальных движений в образе животных.
  • Концерты - импровизации
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность  (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей.
  • Создание наглядно – педагогической пропаганды для родителей ( стенды, папки или ширмы – передвижки).
  • Создание музея любимого композитора.
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно – музыкальной среды в семье
  • Посещение детских музыкальных театров.
  • Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей.

(5-6 лет)

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Использование музыкально – ритмических движений:

-на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

-в процессе НООД;

-во время прогулки;

-в сюжетно – ролевых играх;

-на праздниках и развлечениях.

  • Занятия
  • Праздники и развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:

- Театрализованная деятельность;

-Музыкальные игры, хороводы с пением;

-Инсценирование песен;

- Формирование танцевального творчества;

- Импровизация образов сказочных животных и птиц;

- Празднование дней рождения.

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО

- подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО.

  • Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно – ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующего характера.
  • Придумывание простейших танцевальных движений.
  • Инсценировка содержания песен, хороводов.
  • Составление композиций танцев.
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность  (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей.
  • Создание наглядно – педагогической пропаганды для родителей ( стенды, папки или ширмы – передвижки).
  • Создание музея любимого композитора.
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно – музыкальной среды в семье
  • Посещение детских музыкальных театров.
  • Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей.

(6-7 лет)

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Использование музыкально – ритмических движений:

-на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

-в процессе НООД;

-во время прогулки;

-в сюжетно – ролевых играх;

-на праздниках и развлечениях.

  • Занятия
  • Праздники и развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:

- Театрализованная деятельность;

-Музыкальные игры, хороводы с пением;

-Инсценирование песен;

- Развитие танцевального творчества;

- Празднование дней рождения.

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений.

- подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО.

  • Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно – ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей животных и людей  под музыку соответствующего характера.
  • Придумывание простейших танцевальных движений.
  • Инсценировка содержания песен, хороводов.
  • Составление композиций русских танцев, вариаций элементов плясовых движений;
  • Придумывание выразительных действий с воображаемыми предметами.
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность  (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей.
  • Создание наглядно – педагогической пропаганды для родителей ( стенды, папки или ширмы – передвижки).
  • Создание музея любимого композитора.
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно – музыкальной среды в семье
  • Посещение детских музыкальных театров.
  • Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей.

Задачи интеграции раздела «Музыкально – ритмические движения» с другими образовательными областями.

«Физическая культура»

-развивать физические качества для музыкально - ритмической деятельности;

- развивать и совершенствовать все ритмические движения, поощрять  стремление к легкости, изяществу, грациозности движений;

- формировать умения выразительно исполнять танцы, этюды, упражнения;

- развивать основные движения, двигательное творчество, для овладения музыкально – ритмической деятельностью.

«Здоровье»

- Обогащать знания о своем организме, его возможностях при выполнении физических упражнений и движений во время танцев, музыкальных игр, плясок, этюдов;

- сохранять и беречь здоровье детей, обеспечивать их психологическое благополучие;

- Расширять знания о влиянии двигательных упражнений на здоровье человека.

«Коммуникация»

- формировать умение следовать показу при разучивании танцев, хороводов, двигательных игр;

- стимулировать стремление к достижению положительного результата двигательной деятельности;

- воспитывать культуру поведения при исполнении общих заданий в коллективе;

- стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе  ритмической деятельности.

«Познание»

- расширять кругозор детей в области музыки; формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства, творчества;

- развивать любознательность, активность, интерес к разным видам самостоятельной двигательной деятельности;

- Формировать представление о музыкальной выразительности при исполнении танцев и плясок, характере музыки

- стимулировать развитие способностей  к созданию подражательных и имитационных движений;

- формировать первичные представления о русских народных танцах.

«Социализация»

- формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности, патриотических чувств;

- развивать эмоциональную отзывчивость на яркие двигательные образы;

- стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в совместной музыкально - ритмической деятельности;

- инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную двигательную деятельность.

«Чтение художественной литературы»

- формировать представления об изобразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных образов;

- использовать музыкальные произведения с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений;

- побуждать и находить общие основы в развитии  двигательного творчества.

«Художественное творчество»

- развивать способность решать интеллектуальные  и личностные задачи, связанные с самостоятельным выбором музыкальной двигательной деятельности, творческой импровизации в ней;

- развивать способность решать личностные задачи, связанные с творческой интерпретацией, придумыванием характеров музыкальных образов и средств выразительности, попытками  элементарного сочинительства игр, танцев, хороводов.

«Безопасность»

-формировать знания детей о безопасной технике выполнения движений, упражнений ритмической гимнастики, танцевальных шагов.

- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

4.Планируемые результаты освоения детьми раздела «Музыкально – ритмические движения» образовательной области «Музыка»

Система мониторинга.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения раздела «Музыкально – ритмические движения» обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения данного раздела.

Объектом обследования являются музыкальные качества ребенка.

Формы обследования – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком.

Периодичность обследования детей – сентябрь, май.

Оценка результатов развития  воспитанников  строится на основе компонентов музыкальности, данных в образовательной программе МБДОУ по области «Музыка», в программе «Камертон» Э.П.Костиной и в программе Бурениной «Ритмическая мозаика».

Промежуточная оценка музыкальности детей по разделу  «Музыкально – ритмические движения» проводится один раз в течении года: февраль: все группы.

Итоговая оценка проводится при выпуске детей из детского сада в школу.

Объект (Интегральные показатели развития воспитанников)

Содержание (используемая в ДОУ программа)

Форма (метод/диагностические методики)

Периодичность

Сроки

Ответственные

Музыкально – ритмические движения

4 года

1.Эмоционально отзывчивый; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы

2.Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

3.  Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

1.Эмоционально реагирует и про являет интерес к восприятию музыкально-ритмического репертуара.

2. Реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и выполняет простые ритмические упражнения.

Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г.

Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004

2 раза в год

Сентябрь, май

Музыкальный руководитель, воспитатели

5 лет

1. С удовольствием, движется под музыку, танцует, высказывается о просмотренной игре, пляске, упражнении, имеет устойчивый интерес к освоению нового репертуара.

Интегральные показатели развития детей пяти лет, сформированные в.

Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г.

Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004

2 раза в год

Сентябрь, май

Музыкальный руководитель

6-7 лет

1. С удовольствием участвует в инсценировках песен, танцевальных импровизациях,

2. Владеет музыкально – ритмической деятельностью.

Интегральные показатели развития детей шести-семи лет, сформированные в «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы

Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г.

Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004

2 раза в год

Сентябрь, май

Музыкальный руководитель

Уровни музыкального развития ребенка по разделу «Музыкально – ритмические движения»

4 года

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки.

Педагог исполняет произведение двухчастной формы и предлагает ребенку определить характер и подвигаться в соответствии с характером.

Высокий: Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки.

Средний: Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале. Она идет или бежит. А как потом?....» И предлагает показать это под музыку.

Низкий: Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

2. Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения.

Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки.

В: Ребенок самостоятельно ритмично марширует и четко выполняет плясовые движения.

С: Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под музыку, «вместе с музыкой», «прислушиваясь как музыка шагает, топает, хлопает».

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

3.Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (двигаться в хороводе, в парах)

Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами.

В: Ребенок двигается по кругу или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером.

С: Педагог дает словесные указания: «Иди по кругу, соблюдая расстояние….. Иди рядом со своим дружочком….. Хлопай вместе со своим дружочком и т. д.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

5 лет

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно двигаться

Педагог исполняет марш и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.

В: Двигается самостоятельно ритмично и выразительно.

С: Педагог повторно исполняет марш испрашивает «как звучит музыка и что можно делать под музыку», обращает внимание что маршировать нужно четко, в соответствии с музыкой (можно использовать показ педагога) и просит ребенка еще раз выполнить задание.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

2.Выявить умения ребенка менять движения в соответствие с формой музыки.

Педагог исполняет произведение трехчастной формы и предлагает ребенку подвигаться.

В: Ребенок самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки.

С: педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале, какие движения можно выполнить под эту музыку. А как потом?....» И предлагает снова выполнить задание.

Н: ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.Выявить умение ребенка координировать свои движения с партнером.

Педагог исполняет произведение и предлагает детям исполнить пляску парами.

В: дети самостоятельно танцуют, согласуя свои движения с движениями партнера.

С: Педагог напоминает, что в танце нужно двигаться одновременно со своим партнером, четко и слаженно. И предлагает еще раз исполнить танец.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

4.Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (перестраиваться в круг, пары)

Дети стоят врассыпную, педагог исполняет произведение и предлагает детям перестроится в круг, в пары.

В: Ребенок самостоятельно перестраивается в круг (в пары) и двигается по кругу, или в паре, согласуя свои движения с партнером.

С: педагог дает словесные указания.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

6 лет

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.

В: Двигается самостоятельно ритмично и выразительно в соответствии с характером и жанром музыки.

С: Педагог повторно исполняет произведение и просит определить характер музыки, жанровую основу (можно рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит ребенка еще раз выполнить задание.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

2.Выявить умения ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз.

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться.

В:  Ребенок самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки. Подбирает движения адекватно характеру музыки.

С:  Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, как он меняется и напоминает ему, что движения должны соответствовать характеру музыки, и в соответствии со сменой характера музыки нужно менять движения.

Н: Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.Выявить умение ребенка двигаться под музыку легко, пластично.

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую пляску, танец, или композицию.

В: Ребенок двигается под музыку легко, пластично.

С: Педагог напоминает, что движения должны быть легкими, свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание на легкость, плавность, пластичность, и предлагает снова исполнить композицию.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

4.Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений.

Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их.

В: Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения.

С: Ребенок частично справился с заданием.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

7 лет

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Педагог исполняет произведение и просит выполнить упражнение.

В: Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения выразительны, ритмичны, адекватны характеру музыки.

С: Педагог напоминает ребенку (можно показать), что двигаться нужно в соответствии с характером музыки четко, ритмично. Задание выполняется повторно.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

2.Выявить умения ребенка отмечать движением особенности музыкального языка.

Педагог исполняет произведение и просит ребенка отметить в движении особенности музыкального языка: характер музыки, начало и окончание движения, акценты, музыкальные фразы.

В:  Ребенок самостоятельно выполняет задание правильно.

С:  Педагог повторно исполняет произведение и дает образную характеристику движений. Например: музыка быстрая, легкая – это бег, а акценты – это прыжки, остановись и выполни их. Ребенок выполняет задание, ему предлагается отметить хлопками прыжки в конце фразы.

Н: Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.Определить, обладает ли ребенок пластичными движениями, отличающимися полетностью.

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую пляску, танец, или ритмическую композицию.

В: Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения пластичны, легки, полетны.

С: Педагог напоминает, что двигаться нужно в соответствии с характером музыки, легко, свободно, не напрягая руки и ноги (можно показать). Задание выполняется повторно.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

4.Определить, владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом движений.

Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их.

В: Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения.

С: Ребенок частично справился с заданием.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

Все данные обследования детей записываются в таблицу по следующей форме:

Ф.И. ребенка

Возраст

Показатели музыкальности и полученные баллы

Общий уровень музыкальности

1

2

3

4

5

7

Уровень музыкальности определяется суммой уровней развития семи основных  показателей, деленное на общее число показателей.

Примерные нормы для оценки уровня развития музыкальности ребенка следующие:

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Описательная характеристика уровней музыкальности.

Высокий

3

Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание; самостоятельно и правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений; отлично различает выразительные отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамики; отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

Средний

2

У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки, различает музыку по высоте. длительности, динамике, тембру, а также может и желает сочинять и придумывать песню, танец и импровизировать на металлофоне. Отличается хорошей музыкальной памятью.

Ниже среднего

1

У ребенка отмечается интерес к музыке. имеется эмоционально-оценочное отношение к ней. Он может охарактеризовать её, определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторной помощи. При наличии помощи может определять выразительные соотношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру. динамике. Способен лишь на репродуктивное музыкальное мышление и обладает весьма посредственной музыкальной памятью.

Низкий

0

У ребенка, как правило, отсутствует интерес к музыке. При наличии любой помощи со стороны взрослого чаще всего не дает положительных результатов. Способен лишь на репродуктивное музыкальное мышление и отличается весьма посредственной музыкальной памятью.

Итоговая  оценка помогает выявить динамику в развитии музыкальности воспитанников; позволяет утвердиться в эффективности проделанной работы или выявить недочеты в ней и вовремя оказать коррекционную помощь каждому ребенку.        

  1. Условия реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»

В этом разделе представлены условия необходимые для успешной реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»», выполнения поставленных в ней цели и задач

        Совершенствование функции планирования направлено на повышение степени конкретности и реальности планов, проявляющихся в:

  • направленности целей  на решение наиболее важных проблем;
  • четкости и ясности формулировок целей;
  • достаточности набора мероприятий для их достижения;
  • достижении гибкости планирования на основе прогнозов.

Обновление функции организации обеспечивается:

  • усилением координации взаимодействия музыкального руководителя и всех субъектов ДОУ, согласованности принимаемых ими  решений.                

Система условий реализации раздела «Музыкально – ритмические движения» включает в себя:

1.Информационно – аналитическое обеспечение:

 осуществление регулярного сбора информации в соответствии с целями деятельности музыкального руководителя:

-мониторинг воспитательно-образовательного процесса, область «Музыка» в интеграции с другими образовательными областями,

-анализ педагогической деятельности музыкального руководителя (различные виды контроля, самоанализ, диагностика),

-анализ материально-технической базы по реализации области «Музыка»,

-анализ состояния предметно-развивающей среды по реализации области «Музыка»,

2.Организация и руководство:

* систему мероприятий направленных на достижение желаемого результата:

-повышения квалификации;

-обобщение передового опыта;

-включение музыкального руководителя в поисковую деятельность по созданию и овладению новыми технологиями музыкального воспитания;

-создание оптимальных условий для музыкального развития ребенка;

- взаимодействие с семьей;

-сотрудничество со школой;

-взаимодействие с социумом

3.Регулирование и коррекция направлены на:

-определение стратегии и тактики перехода от достигнутого состояния к желаемому будущему;

Создание и обновление предметно-развивающей среды.

Создание предметно-развивающей среды ДОУ включает:

- макросреду (музыкальный зал);

- микросреду (музыкальные уголки в группах).

Музыкальный зал соответствует требованиям Санэпиднадзора, Госпожнадзора и техники безопасности; оборудован мебелью, обеспечен необходимыми ТСО, мягким инвентарем.

Музыкальные уголки групп оборудованы в соответствии с требованиями образовательной программы ДОУ, программы Э.П.Костиной «Камертон» и программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».

Взаимодействие с семьей по реализации образовательной области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения»»

Цель: создание условий для гармоничного взаимодействия семьи и детского сада в целях обеспечения целостного музыкального  развития ребенка

Взаимодействие с родителями воспитанников представлено в следующей модели:

Взаимодействие с социумом по реализации образовательной области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения».

Взаимодействие с социально-педагогической средой осуществляется следующим   образом.

Таким образом, данная методическая разработка помогает осуществлять требования, с учетом ФГТ области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения» направленных на приобщение дошкольников к музыкальному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей"

Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детейНаши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и р...

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"

Консультация для воспитателей  "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений  с учетом требований ФГОС"...

Консультация для родителей: «Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей»

Консультация для родителей: «Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей»...