Диагностическая методика для анализа эффективности использования технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты" в образовательном процессе
материал

Охоткина Любовь Геннадьевна

Диагностическая методика содержит процедуру проведения диагностического обследования детей младшей группы (3-4 года), средней (4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_metodika.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и процедура проведения диагностического обследования детей в младшей группе (3-4 года)

Задание 1. «ДОРИСУЙ ФИГУРЫ»

Цель: определение особенностей развития креативности у ребёнка дошкольного возраста.

Стимульный материал: опросный лист формата А 5, в центре изображение фигур (квадрат, треугольник, круг), карандаши.

Процедура проведения: ребёнку предлагается дорисовать любые детали к каждой фигуре, чтобы получился какой-то предмет. После того как ребёнок дорисовал, необходимо попросить его рассказать, что он нарисовал (рассказ ребёнка записывается на обратной стороне листа). Каждая фигура оценивается отдельно (0 – низкий уровень, 1 балл – средний уровень, 2 балла – высокий уровень).

Критерии оценке результатов:

0 – 2 балла (низкий уровень) – отказ, к фигуре ничего не дорисовано.

3 – 4 баллов (средний уровень) – созданы образы, которые являются основой рисунка, образы недостаточно разработаны, схематичны.

5 – 6 баллов (высокий уровень) – образцы разработаны, содержат в себе несколько деталей.

Задание 2. «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: определение способности ребёнка ориентироваться в пространстве, уровень развития цветового восприятия.

Стимульный материал: таблица с парами геометрических фигур, каждая пара одинакового цвета (всего 5 пар).

Процедура проведения: ребёнку предлагается найти пару к каждой фигуре, соединить их дорожками.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – 3 ошибки.

2 балла (средний уровень) – 2 ошибки.

3 балла (высокий уровень) – выполнено без ошибок.

Задание 3. «ПОВТОРИ РИСУНОК»

Цель: определение уровня развития наглядно-действенного мышления.  

Стимульный материал: лист бумаги формата А5 , на котором изображены два грибочка; один в цветном решении, другой контурный, два карандаша (коричневый и жёлтый).

Процедура проведения: задание заключается в том, чтобы воспроизвести картинку, изображенную на этом же рисунке слева. Для этого ребёнку даются карандаши коричневого и жёлтого цвета, рисунок. На выполнение задания отводится 10 минут.

Инструкция: «Посмотри на рисунок. Раскрась гриб так, чтобы оба гриба стали одинаковыми. Нужно сделать это так как можно аккуратнее».

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок за 10 минут не смог выполнить задание, рисунок просто зачерчен карандашом (фломастером).

2 балла (средний уровень) – ребёнок выполнил задание за 10 минут, но в его  работе имеются недочёты: закрашенные участки, контуры фигур более чем на 1,5 мм вышли за пределы образца.

3 балла (высокий уровень) – ребёнок за 10 минут выполнил задание, при этом контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы образца.

Задание 4. «СТРЕЛОЧКИ»

Цель: определение способностей ребёнка к ориентировке в пространстве, цветового восприятия.  

Стимульный материал: лист бумаги, на котором изображены стрелочки, направленные в разные стороны, цветные карандаши или фломастеры.

Процедура проведения: ребёнку предлагается раскрасить красным цветом стрелочку, которая направлена вниз, синим – стрелочку, которая направлена вверх, зелёным – стрелочку, направленную вправо, жёлтым – направленную влево.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – допущено до 4 ошибок.

3 балла (средний уровень) – допущено до 1 ошибки.

5 балла (высокий уровень) – выполнено без ошибок.

Задание 5. «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО СХЕМЕ»

Цель: диагностика уровня развития зрительного восприятия, наглядно- действенного мышления у ребёнка.

Стимульный материал: игра «Чудо – Крестики 1», альбом со схемами или схематичными рисунками в масштабе 1:1.

Процедура проведения: ребёнку предлагается выложить изображение из деталей конструктора.

Инструкция: «Перед тобой игра «Чудо – Крестики». Попробуй выложить точно изображение, используя детали этой игры».

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок выкладывает  изображение способом наложения деталей на схему в масштабе 1:1 путём многочисленных проб.

2 балла (средний уровень) – ребёнок выкладывает  изображение способом наложения деталей на схему в масштабе 1:1.

3 балла (высокий уровень) – ребёнок выкладывает  изображение с опорой  на схему в масштабе 1:1. Помощь взрослого не требуется.

Задание 6. «РАССКАЖИ, ЧТО ВИДИШЬ НА КАРТИНКЕ»

Цель: выявление степени развития речевых способностей ребёнка.  

Стимульный материал: лист бумаги с изображением персонажей «Фиолетового леса».

Процедура проведения: ребёнку предлагается рассказать о том, что ребёнок видит на картинке.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок затрудняется ответить на вопрос.

2 балла (средний уровень) – персонажи имеют названия. Названы 1-2 дополнительные детали.

5 балла (высокий уровень) – персонажи имеют названия, названы мелкие детали (у мальчика есть шарфик, нет ботиночек, у пчёлки полосатый животик, есть крылышки, она улыбается).

Содержание и процедура проведения диагностического обследования детей в средней группе (4-5 лет)

Задание 1. «ДОРИСУЙ ФИГУРЫ»

Цель: определение особенности развития креативности у ребёнка дошкольного возраста.

Стимульный материал: опросный лист – половина А 4, в центре изображения фигур (4 фигуры, составленные из элементов игры «Логоформочки 3»), карандаши.

Процедура проведения: ребёнку предлагается дорисовать фигурки, придумать, какую картинку он может нарисовать из данных фигур. Нужно постараться, чтобы рисунки были необычными. После того как ребёнок дорисовал, необходимо попросить его придумать название картинок (название записывается на обратной стороне листа). Каждая фигура оценивается отдельно (0 – низкий уровень, 1 балл – средний уровень, 2 балла – высокий уровень).

Критерии оценке результатов:

0 баллов (низкий уровень) – отказ, к фигуре ничего не дорисовано.

4 балла (средний уровень) – созданы образы, которые являются основой рисунка, образы плохо разработаны, схематичны.

8 баллов (высокий уровень) – образцы разработаны, содержат в себе несколько деталей.

(Приложение № 1 «Стимульный материал к заданию «Дорисуй фигуры»).

Задание 2. «ЛАБИРИНТЫ»

Цель: оценка умения понимать инструкцию, оценка устойчивости, концентрации, объём внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения: «Жила-была девочка Катя. Когда Кате исполнилось 4 годика, друзья подарили ей подарки. Каким геометрическим фигурам соответствуют подарки? Сначала ответить, потом проверь себя (проведи маркером по дорожке, соединяющим подарки и геометрические фигуры)».

Стимульный материал: лист 1 или 2 из приложения к «Игровизору» - «катя, Рыжик и Рыбка»,

Критерии оценке результатов:

0 баллов (низкий уровень) – ребёнок не справляется с заданием.

1 балл (средний уровень) – ребёнок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого.

2 балла (высокий уровень) – ребёнок выполняет задание и может проследить путь к некому предмету самостоятельно.

Задание 3. «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО СХЕМЕ»

Цель: диагностика наглядно - действенного мышления, организация деятельности, умение действовать по образцу, анализировать пространство.

Стимульный материал: игра «Чудо – Крестики 1», альбом со схемами или схематичными рисунками в масштабе 1:1 и в уменьшенном размере.

Процедура проведения: ребёнку предлагается выложить изображение из деталей конструктора.

Инструкция: ребёнку показывают изображение предмета, состоящее из деталей игры «Чудо – Крестики 1». Спрашивают, что здесь нарисовано. После этого предлагают самостоятельно выложить точно такое же изображение.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок выкладывает  изображение путём наложения деталей на схему в масштабе 1:1.

2 балла (средний уровень) – ребёнок выкладывает  изображение с опорой  на образец (схему) в уменьшенном размере путём проб, требуется помощь взрослого.

3 балла (высокий уровень) – ребёнок выкладывает  изображение с опорой  на образец (схему) в уменьшенном размере без помощи взрослого.

Задание 4. «ПОВТОРИ РИСУНОК»

Цель: диагностика уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности у детей, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Стимульный материал: половина листа бумаги формата А 4, на котором изображены 6 квадратов с разметкой, (квадраты можно взять из игры «Прозрачный квадрат» или воспользоваться приложением к «Игровизору» - «Игровой калейдоскоп 1», лист 1), простой или чёрный карандаш.

Процедура проведения: задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных на рисунке, воспроизвести картинки, изображённые на этом же рисунке.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок за 10 минут смог заштриховать не более одной фигуры.

2 балла (средний уровень) – ребёнок выполнил задание за 10 минут, в работе допущено 3 ошибки.

3 балла (высокий уровень) – ребёнок за 10 минут выполнил задание; задание выполнено без ошибок.

(Приложение № 2 «Стимульный материал к заданию «Повтори рисунок»).

Задание 5. «СТРЕЛОЧКИ»

Цель: оценка ориентировки в пространстве, умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.  

Стимульный материал: лист бумаги, на котором изображено окошко (игра «Шнур-Малыш»), карта-схема, карандаш или фломастер.

Процедура проведения: ребёнка просят нарисовать маркером изображение в окошке, начиная с выделенного жирного кружка с помощью карты-схемы: «Два шага вниз, два шага вверх, два шага вправо».

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок плохо ориентируется в направлении движения стрелок.

3 балла (средний уровень) – задание выполнено, но допущены неточности, потребовалась помощь взрослого.

5 балла (высокий уровень) – задание выполнено без ошибок.

(Приложение № 3 «Стимульный материал к заданию «Стрелочки»).

Задание 6. «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

Цель: выявление степени развития речевых способностей ребёнка.  

Стимульный материал: изображения персонажей «Фиолетового леса» - Малыша Гео, Ворона Метра, Гусеницы Фифы, Медвежонка Мишика.

Процедура проведения: придумать сказку о предложенных героях.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – 1-2 простых предложения.

2 балла (средний уровень) – сюжет отсутствует; сказка состоит из набора простых предложений (не менее 5-6).

5 балла (высокий уровень) – персонажи имеют названия и имена, объединены единым сюжетом сказки; в сказке не менее 6-7 предложений, есть сложносочиненные предложения.

Содержание и процедура проведения диагностического обследования детей в старшей группе (5-6 лет)

Задание 1. «ДОРИСУЙ ФИГУРЫ»

Цель: определение особенностей развития креативности у ребёнка дошкольного возраста.

Стимульный материал: опросный лист – половина А 4, в центре изображения фигур (5 фигуры, составленные из элементов игры «Логоформочки 5» или игры «Прозрачный квадрат»), карандаши.

Процедура проведения: ребёнку предлагается фигурки превратить в образы. Подумать, какую картинку он сможет из них сделать, и дорисовать так, как не смог бы никто. Постараться, чтобы рисунки были необычными.  После того как ребёнок дорисовал, спросить, что именно он изобразил  (название записывается на обратной стороне листа). Каждая фигура оценивается отдельно (0 – низкий уровень, 1 балл – средний уровень, 2 балла – высокий уровень).

Критерии оценке результатов:

0 баллов (низкий уровень) – отказ, к фигуре ничего не дорисовано.

4 баллов (средний уровень) – созданы образы, которые являются основой рисунка, образы плохо разработаны, схематичны.

10 баллов (высокий уровень) – образцы разработаны, содержат в себе несколько деталей, образ фигур является второстепенной частью рисунка.

(Приложение № 4 – «Стимульный материал к заданию «Дорисуй фигуры»).

Задание 2. «СТРЕЛОЧКИ»

Цель: определение сформированности ориентировке в пространстве, особенностей цветового восприятия.  

Стимульный материал: лист бумаги, на котором изображены стрелочки, имеющие сложное направление – вверх вправо, вверх влево, вниз вправо, вниз влево.

Процедура проведения: ребёнку предлагается закрасить синим цветом стрелочку, имеющее направление  «вверх вправо», зелёным цветом – имеющее  направление «вверх влево»,  красным цветом – «вниз влево», жёлтым цветом – стрелочку по направлению  «вниз вправо».

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – до 3 ошибок.

3 балла (средний уровень) – 2 ошибки.

5 балла (высокий уровень) – выполнено без ошибок.

(Приложение № 5 «Стимульный материал к заданию «Стрелочки»).

Задание 3. «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Цель: диагностика ориентировки в пространстве, умение на слух воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление.

Стимульный материал: игра «Шнур-Малыш», шнурок.

Процедура проведения: обучение: на дощечке три строки (верхняя, средняя и нижняя), три столбца (первый, второй и третий). Счёт слева направо. Основные приёмы: шнурок выныривает и ныряет, огибает кнопки. «слушай меня и следи за моими подсказками: шнурок выныривает из первой кнопки в первом ряду в средней строке». Далее ребёнок выполняет шнуровку по словесной инструкции: «Два шага вправо, один шаг вверх, один шаг влево, два шага вниз, один шаг влево».

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок плохо ориентируется в направлении движения.

2 балла (средний уровень) – задание выполнено, но допущены неточности, потребовалась помощь взрослого.

3 балла (высокий уровень) – выполнено без ошибок.

Задание 4. «ПОВТОРИ РИСУНОК СИММЕТРИЧНО»

Цель: диагностика уровня развития наглядно - действенного мышления, организация деятельности у детей, умение действовать по образцу, анализировать пространство.

Стимульный материал: 6 матриц без рамки, квадраты из игры «Прозрачный квадрат», простой или чёрный карандаш.

Процедура проведения: задание заключается в том, чтобы в пустых квадратах, представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображённые на этом же рисунке слева.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок за 10 минут не смог заштриховать ни одной пары, симметрия фигур отсутствует, фигуры не менее чем на одну четверть заштрихованы.

2 балла (средний уровень) – ребёнок выполнил задание за 10 минут, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочётов: почти во всех парах фигур левого и правого ряда не соблюдена симметрия, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 0,5 мм.

3 балла (высокий уровень) – ребёнок за 10 минут выполнил всё задание, то есть нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур, соблюдая симметрию.

Задание 5. «ПРОДОЛЖИ РЯД»

Цель: диагностика степени развития логического мышления, способности ребёнка улавливать закономерность в следовании предметов, продолжать логический ряд.

Стимульный материал: приложение к «Игровизору» - «Игровой калейдоскоп 1» (лист 2), пластинки из игры «Прозрачный квадрат».

Процедура проведения: на листе дан ряд из трёх картинок – необходимо найти закономерность и нарисовать четвёртую.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок работал более 5 минут, не смог самостоятельно найти закономерность, потребовалась помощь взрослого.

2 балла (средний уровень) – ребёнок выполнил задание за 5 минут, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочётов: допускал неточности в закономерности, почти во всех матрицах правого ряда не соблюдена симметрия, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

3 балла (высокий уровень) – ребёнок за 5 минут выполнил задание, то есть нашёл закономерность и нарисовал в пустых матрицах четвёртую фигуру, соблюдая симметрию.

(Приложение № 6 «Стимульный материал к заданию «Продолжи ряд»).

Задание 6. «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО СХЕМЕ»

Цель: диагностика наглядно - действенного мышления, организация деятельности, умение действовать по образцу, анализировать пространство.

Стимульный материал: игра «Чудо – Крестики 2», альбом со схемами или схематичными рисунками в уменьшенном размере, трафарет к игре «Чудо – Крестики 2».

Процедура проведения: ребёнку показывают изображение предмета, состоящее из деталей игры «Чудо – Крестики 2», предлагают самостоятельно выложить точно такое же изображение, пользуясь схемой в уменьшенном виде с разметкой.

Критерии оценки результатов:

0 баллов (низкий уровень) – ребёнок не справился с заданием.

1 балл (средний уровень) – ребёнок не справился с заданием самостоятельно, потребовалась помощь взрослого.

2 балла (высокий уровень) – ребёнок  справился самостоятельно с заданием.

Задание 7. «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

Цель: выявление степени развития речевых способностей ребёнка.  

Стимульный материал: лист бумаги с изображением персонажей Фиолетового леса – Малыша Гео, Ворона Метра, Гусеницы Фифы, Медвежонка Мишика, Девочки Дольки.

Процедура проведения: придумать сказку о предложенных героях.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – 1-2 простых предложения.

2 балла (средний уровень) – сюжет отсутствует; сказка состоит из набора простых предложений (не менее 5-6).

5 балла (высокий уровень) – персонажи имеют названия и имена, объединены единым сюжетом сказки; в сказке не менее 6-7 предложений, есть сложносочиненные предложения.

Содержание и процедура проведения диагностического обследования детей в подготовительной группе (6-7 лет)

Задание 1. «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»

Цель: выявление творческого потенциала.

Стимульный материал: опросный лист – половина А 4 , в центре изображения фигур (фигуры составлены с использованием элементов игр «Логоформочки 5» и игры «Прозрачный квадрат»), карандаши.

Процедура проведения: ребёнку даётся 7 фигур (фигуры составлены с использованием элементов игр «Логоформочки», «Прозрачный квадрат») и предлагается подумать и дорисовать это фигуры так, чтобы получилось какая-нибудь картинка. После выполнения даётся качественная и количественная оценка рисунков. Каждая фигура оценивается отдельно  (1 балл – низкий уровень, 2  балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень).

Критерии оценки результатов:

0 – 7 баллов  (низкий уровень) – ребёнок нарисовал нечто простое, неоригинальное, на рисунке слабо прослеживается фантазия, рисунок лишён дополнительных деталей.

8 – 14  баллов  (средний уровень) – ребёнок изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями, наполняет воображаемый объект различными способностями.

5 – 21 балл (высокий уровень) – ребёнок рисунок несколько объектов по воображаемому сюжету.

(Приложение № 7 «Стимульный материал к заданию «дорисуй фигуру»).

Задание 2. «СТРЕЛОЧКИ»

Цель: диагностика ориентировки в пространстве, особенностей цветового восприятия.

Стимульный материал: лист бумаги, на котором изображено 12 стрелочек, имеющие сложное направление – левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол.

Процедура проведения: ребёнка просят закрасить красным цветом стрелочки, которые  направлены  в нижний левый угол, синим цветом – стрелочки, направленные в верхний правый угол,  зелёным цветом – в верхний левый угол,  жёлтым цветом – в нижний правый угол. Остальные – любым цветом.

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – до 4 ошибок.

2 балла (средний уровень) – 2 ошибки.

3 балла (высокий уровень) – выполнено без ошибок.

(Приложение № 8  «Стимульный материал к заданию «Стрелочки»).

Задание 3. «ПОВТОРИ РИСУНОК»

Цель: диагностика уровня развития наглядно-образного мышления ребёнка.

Стимульный материал: лист бумаги в клетку, на котором изображены 3 рисунка по клеткам, простой или чёрный карандаш.

Процедура проведения: ребёнку предлагается в правой части листа воспроизвести картинки, изображённые на этом же листе слева. Для этого ему даётся карандаш тёмного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции: « Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Постарайся воспроизвести рисунок как можно точнее, рисуя точно по клеточкам».

Критерии оценки результатов:

1 балл (низкий уровень) – ребёнок за 20 минут смог выполнить задание.

2 балла (средний уровень) – ребёнок выполнил задание за 20 минут, но в работе в его есть неточности: количество клеток не соответствует образцу, имеются неточности в расположения рисунка.

3 балла (высокий уровень) – ребёнок выполнил задание менее чем за 20 минут, то есть нарисовал в левой части все три фигуры.

(Приложение № 9  «Стимульный материал к заданию «Повтори рисунок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"

Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном  процессе дошкольников...

Современные методики, технологии и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для различных категорий обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)

В сатье Вы можете ознакомиться с  программно-методическими материалами, которыми можно воспользоваться при написании АООП ДО для различных категорий обучающихся с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «УТРО РАДОСТНЫХ ВСТРЕЧ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрывается актуальность проблемы использования современных инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Авторы делятся опытом использования технологии «...

Мастер – класс. Использование технологии «утренний круг» в воспитательно – образовательном процессе, для педагогов ДОУ.

Мастер – класс.Использование технологии «утренний круг»в воспитательно – образовательном процессе,для педагогов ДОУ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «УТРО РАДОСТНЫХ ВСТРЕЧ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

статье раскрывается актуальность проблемы использования современных инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Авторы делятся опытом использования технологии «Ут...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование технологии личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников»

Технология личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...