ШДН «Сенсорная интеграция. Нейрогимнастика»
консультация

Ксензик Анна Александровна

Представлен конспект проведения мастер-класса с педагогами. Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс и называется – СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.   Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг,  выдает больше адаптивных ответов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornaya_integratsiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа дошкольных наук.

Тема:  «Сенсорная интеграция. Нейрогимнастика»

Я  изучила  тему -  сенсорная интеграция. нейрогимнастика. Это упражнения, которые я адаптировала и  использую в своей практике в группе с детьми компенсирующей направленности. На практике я увидела, что применение нейрогимнастики дает положительные результаты. Накопленным опытом я решила поделиться со своими коллегами в Школе дошкольных наук ДОУ.

Ход.

     - Предлагаю вашему вниманию комплекс. Предлагаю разбиться на пары, в которых вы попеременно будете то ребёнком, то взрослым. Запоминаем свои ощущения, чтобы понимать, на что каждое из упражнений  влияет.

«Здороваемся» (учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать).

«Почувствуй своё тело» (проверяем мышечный тонус; работают подушечки ладоней; движение идёт сверху-вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как будто снимаем невидимую плёнку с тела, протягиваем до  пальчиков  рук; аналогично выполняем движение, проводя по бокам туловища, протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями).

«Кнопочки» (Толкашки) (два человека прижимают свои ладони попарно и поочередёно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление). Усложнение: «Толкашки ногами». Контроль – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.

«Месим тесто» (ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем  несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам).

«Тряска или Прокачка» (ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево) (длительность упражнения от 5 до 30 минут)

Растяжечки-Колечки»

Протягивание мышц руки от ладони к локтю, потом к плечу. Протягивание мышц руки от локтя к плечу и от локтя к ладони двумя руками одновременно; затем двигаемся от предплечья к кисти руки, протягивая большими пальцами от середины вниз, как бы делая пальцами кольцо. Добиваться расслабления

Ноги – промять каждый палец, + стопы, + икры.

«Лошадки» (стоя на четвереньках).

  Задача: научить перетекать из одного состояния в другое; научить стоять на тех  опорах, какие есть.

 «Колбаски» - ребёнок лежит на мате ноги вместе, руки вдоль туловища на мате; нужно прокручиваться колбаской до конца мата (усложнение: хлопок – колбаска крутится, второй - руки вниз, глаза закрыты).

«Каракатица» - лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, ребёнок вперёд головой должен добраться до края мата (усложнение 1 - ногами вперёд); (усложнение 2 - соревнование каракатиц!).

Ребёнок на коленях, руки согнуты, а я толкаю под поясницу. Страховать рукой на груди!!!. Задача: «ловить пружинку в руках».

«Парашютисты». Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.

 «Цапля» Стояние на 1 ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить правильно..

«Спасатели». Ноги широко расставлены, мои ноги снаружи от его ног, фиксирую, держу за руки накрест. Опускать на прямых ногах, потом убираю 1 руку. Должен удержаться, отклоняться и возвращаться. «Спасатели-2» - дети стоят по кругу, взявшись за руки; выполнение: нужно сесть на пол вместе, добраться на попе в середину круга, сделав «костёр дружбы», также вернуться обратно и встать вместе, держась за руки.

А сейчас немного теории. Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс и называется – СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.   Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг,  выдает больше адаптивных ответов. Сенсорная интеграция:

  • это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге;
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств;
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, отбирая нужную информацию;
  • позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой находимся;
  • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Ощущения можно назвать своего рода пищей для мозга: они доставляют ему необходимые знания для управления телом и мышлением.

Сенсорные системы:

  •  зрительная
  •   тактильная
  •  вестибулярная
  •  проприоцептивная
  •  слуховая
  •  обонятельная
  •  вкусовая

 Коррекционная работа

 Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании условий для получения ребёнком достаточной сенсорной стимуляции. Цель: усилить сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Данная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, ДЦП, заболеваниями генетического характера.

Большинство таких детей, в силу имеющихся нарушений и связанных с ними ограничений активности, имеют искаженный сенсорный опыт, который усугубляет имеющиеся нарушения. На специальных занятиях ребенок получает различные сенсорные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные и др. Он учится обрабатывать их, адекватно реагировать на стимуляцию и решать задачи, связанные с деятельностью. Это помогает в формировании образа собственного тела и его возможностей, позволяет продвинуться в освоении окружающего мира и начать активно действовать в нем, в то время как без учета сенсомоторных потребностей такого ребенка обучение и деятельность для него весьма затруднены и вызывают сильное напряжение и протест.

Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов, формирование перцептивных действий.

2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

 3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.

 4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

 5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.

Игры и пособия для зрительной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

«Цветная мозаика». «Разноцветные шнуровки». «Разноцветные прищепки». «Цветные кубики». «Забавные зверята». «Подбери по цвету». «Подбери по форме». «Звериный огород». «Волшебные тарелочки». «Найди гараж» и т.д.

При высокой сенсорной чувствительности:

проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предлагать ребенку сразу много предметов, задание давать дозировано. Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.

  Игры и пособия для тактильной системы: при низкой сенсорной чувствительности: «Утяжелители для рук» «Утяжелители для ног». «Утяжелитель для плечевого отдела». «Массажные коврики». «Игольчатые мячики. «Жёсткие и мягкие мочалки». «Сенсорные дорожки». «Мозаика». «Прищепки». «Шнуровки». «Застёжки». «Водяной бассейн». с различными предметами, «Лото» «Вкладыши». Крупа: горох, фасоль. «Волшебный мешочек» и т.д.

При высокой сенсорной чувствительности:

 «Мягкие мочалки»

 «Сенсорные дорожки»

 «Водяной бассейн»

 «Мягкие кисточки»

Необходимо всегда предупреждать ребёнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребёнка с различной текстурой материалов. Все эти игры и материалы используются для регулирования тактильной чувствительности ребенка и способствуют улучшению координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознанию себя в окружающем мире

Игры и пособия для слуховой системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

-Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос.

- Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь)

- Используйте только тихую музыку

-Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой.

 - Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места.

-Использование визуальных подсказок при перемещении.

При высокой сенсорной чувствительности:

-Использование визуальных подсказок.

- Использование карточек.

-Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений.

-Пропевание логоритмических цепочек.

-Имитация звуков окружающего мира.

-Занятия на соотнесение слова с изображением.

Выполнение словесных инструкций и т.д.

Игры и пособия для проприоцептивной системы: при высокой сенсорной чувствительности: «Шнуровки» различных видов.  «Мозаика». «Рисование». «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов: «Застёжки». «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики.

Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. В условиях СК используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Основные методы работы: наблюдение, беседа арттерапия с импровизацией, психогимнастика, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения ролевые игры релаксация. Коррекционная деятельность Для детей с 2 лет и подростков можно выделить два направления психологической коррекции: коррекция эмоционального развития, коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.

Приёмы работы при гиперчувствительности вестибулярных ощущений:

проявление: ребёнок избегает активности, не любит передвижений, его укачивает в транспорте.

Диалог.

Рефлексия.

Список литературы: Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013 Тара Делани « Развитие основных навыков у детей с аутизмом» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Педагогика, которая лечит» Изд. «Теревинф», Москва 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по сенсорной стимуляции и интеграции психических функций у детей 3-7 лет «Сенсорная Интеграция».

Программа направлена на развитие компонентов сенсорной интеграции (проприоцептивный, вестибулярный, осязательный, слуховой), компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольног...