Социальная адаптация детей раннего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
презентация

Шмакова Яна Олеговна

Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дошкольниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – не только способ для родителей «пристроить» ребенка, но и важнейший институт социализации, обучения и воспитания ребенка. И от того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная адаптация детей раннего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики

Слайд 2

Актуальность Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в настоящее время имеет большое значение и является весьма актуальной, ведь детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Наступают и волнения и тревоги у родителей. И пред воспитателем встают такие же проблемы, принимающим в свою группу новых детей. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.

Слайд 3

Задачи исследования: 1 Раскрыть сущностно - содержательную характеристику социальной адаптации и влияющие нее. 2. Изучить психолого-педагогическую характер детей возраста. 3. деятельность педагогов «Детский сад №135 «РЖД» по социальной адаптации раннего возраста. 4. Оценить уровень адаптации детей раннего возраста в ДОО. 5. Разработать и частично апробировать комплекс мероприятий ребёнка в ДОО

Слайд 4

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Социальная адаптация –вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Слайд 5

Виды адаптации Биологическая адаптация - это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая приспособление к новым условиям. Именно при биологической адаптации возникает снижение защитных функций организма, вследствие чего дети могут начать болеть, чаще, чем это было тогда, когда они находились дома. Но все это временно, как только организм привыкнет к изменениям все это пройдет. Социальная адаптация – Это перестройка своей жизни, привычек под новые условия СРЕДЫ

Слайд 6

ФАЗЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 1 . Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Тяжелая адаптация 3.Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития. ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЛИТЕЛЬНОСТИ ОБЫЧНО ГОВОРЯТ О ЧЕТЫРЕХ ВАРИАНТАХ АДАПТАЦИИ Легкая адаптация Адаптация средней тяжести Дезадаптация 2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка

Слайд 7

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться темпы развития.

Слайд 8

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода: 1. Возраст. 2. Состояние здоровья. 3. Уровень развития. 4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками. 5. Сформированности предметной и игровой деятельности. 6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Слайд 9

Результат адаптации- адаптированность , которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности 1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость); 2. Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять различные требования)»

Слайд 10

Время изменений в психическом развитии детей. Осознание себя как личности, осмысление самого себя. Ранний дошкольный возраст (1 - 3 лет)

Слайд 11

Содержание работы воспитателя в ДОО включает в себя: Создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников. Снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка. Формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения. Организация поведения детей

Слайд 12

Взаимодействия семейного воспитания в ДОО – развитие отношений «Ребёнок – педагог – родитель». Принципы работы с детьми : Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой). Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц. Формы работы с родителями: анкетирование; беседы с родителями; консультации; папки-передвижки; наблюдение за ребенком; развивающие игры; родительские собрания для знакомства родителей вновь поступивших детей с другими родителями.

Слайд 13

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 135 ОАО «РЖД» города Артёмовского Свердловской области

Слайд 14

Результаты опроса родителей по методике Печора К.Л.

Слайд 15

1. Эмоциональное состояние ребёнка. 2. Аппетит ребёнка. 3. Сон ребёнка. 4. Социальные контакты ребёнка. +3 – весел, жизнерадостен, подвижен активен. +2 – улыбается, хорошее настроение, спокоен. +1 – иногда задумчив, замкнут. -1 – легкая плаксивость, хныканье. -2 – плачет за компанию, плач приступообразный. -3 – сильный плач, подавленное настроение. +3 – очень хороший аппетит. +2 – нормальный аппетит. +1 – аппетит выборочный, но насыщенный. -1 – отвергает некоторые блюда, капризничает. -2 – приходится следить за тем, чтобы ел. -3 – отвращение к еде, кормление мучительное. +3 – сон спокойный, засыпает быстро. +2 – сон спокойный. +1 – засыпает нескоро, спит спокойно, но не долго. -1 – засыпает с хныканьем, тревожен во сне. -2 – засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне. -3 – отсутствие сна. +3 – много друзей, охотно играет с детьми. +2 – сдержан, просится на руки, неохотно играет. +1 – безразличен к играм, замкнут. -1 - невесел, с детьми не контактирует. -2 – проявляет тревогу, бросает начатые игры. -3 – недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть. Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние ребенка; социальные контакты ребенка; послеполуденный сон; аппетит ребенка. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3,т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации . Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации 1 Легкая До 5 дней - 1 неделя +12…+8 А1 и П1 высокий А1 и П2 2 Средняя До 15 дней - 3 недели +7…0 А1 и П3 средний А2 и П2 3 Усложненная До 25 дней - 5 недель -1…-7 А2 и П4 сложный А3 и П3 4 Дезадаптация Более 5 недель -8…-12 А3 и П4 дезадап - А4 и П4 тация

Слайд 16

№ Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата поступления Адаптационный период Степень адаптации Мед .показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Месяц Число Эмоциональное состояние Социальные контакты Сон Аппетит П (психолог) ЛИСТ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВЯИМ ДОУ Фамилия Имя ____________________________________________ Дата рождения____________________________________________ Дата поступления в ДОУ___________________________________ Группа № _______________________________ ________________ Воспитатели:_______________________________________Психолог:__________________________________ ___ Адаптационная группа (сводный бланк)

Слайд 17

Легкая адаптация Средняя адаптация Тяжелая адаптация Количество детей, чел. Количество детей, % Количество детей, чел. Количество детей, % Количество детей, чел. Количество детей, % 6 37 % 7 44 % 3 19 % Общий итог распределения детей по адаптационным картам наблюдения .

Слайд 18

Комплекс мероприятий Цель : оказать психолого – педагогическую поддержку детям, с тяжелой формой адаптации в ДОО, формирование доверительных отношений между педагогом родителем и ребенком. Задачи: 1. Создание благоприятного психологического климата в группе детей; 2. Формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности; 3. Формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым; 4. Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных характеристик 5. Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.

Слайд 19

Первая неделя адаптационного периода - блок « Мы играем только вместе» Цель: Познакомить и сближать детей друг с другом, формировать доверие детей и привлечь детей к совместным действиям с воспитателем. Поддержать эмоционально-комфортное состояние ребенка и положительное общение педагога с детьми во время игры.

Слайд 20

1. Игра «Иди ко мне». речевые упражнение «Меня зовут…»; 2. пальчиковая гимнастика; 3. музыкальное упражнение «Вот так хорошо»; 4.муз. игра «Погремушка, играй», «Поющий колокольчик»; 5. релаксация «Солнечные зайчики». 6. Подвижная игра «Поймай шарик». 7. Игра «Сорока– белобока» ,Хороводная игра « Зайка» Пальчиковая гимнастика «Варим кашу», словесная игра «Поговорим». 8. Двигательное упражнение «Пляшем с погремушками» 9. Упражнение «Устали наши ножки», «Перепрыгни через веревочку»

Слайд 21

Вторая неделя адаптационного периода - блок «Я играю сам, но ты будь рядом». Цель: Наладить эмоциональный контакт педагог - ребенок. Развивать эмоциональную сферу ребенка, активизировать внимание, преодолевать страхи.

Слайд 22

1. Речевое упражнение «Как тебя зовут?»; 2. Игра «Ладушки»; 3. Игра «Догонялки»,хороводная игра «Карусели», «Бусинки» 4. Игра «Зайка»; 5.Игра «Мишка косолапый»; 6. Релаксация «Дождик и солнышко».

Слайд 23

Третья неделя адаптационного периода - блок «Иди, я немножко поиграю один». Цель: Формировать чувство доверия через взаимодействие тактильного контакта; снизить чувство страха в общении с малознакомыми людьми.

Слайд 24

1. Упражнение «Звонкий мяч»; 2. Игра «Птички»; 3. Игра «Кошачья лапа» 4. Релаксация «Летний день». 5. Упражнение «Клубок»; 6. Игра «Веселый бубен»; 7. Пальчиковая гимнастика «Твои пальчики»; 8. Игра «Киски просыпаются»; 9. Игра с движениями «Накорми кролика» 10. Релаксация «Бабочки».

Слайд 25

Четвертая неделя адаптационного периода - блок «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Цель: Развить у ребенка психологическую автомность и самостоятельность.

Слайд 26

1. Мимическая гимнастика; 2. Игра «Посадили репку»; 3. Игра «Погремушки»; 4. Релаксация «Котята». 5. Игра-приветствие; 6. Игра «Непослушные котята»; 7. Игра «Гуляка»; 8. Пальчиковые игры; 9. Релаксация «Облако» 10. Упражнение «Доброе утро»; 11. Игра «Ладошки»; 12. Игра «Лягушка»; 13. Игра «Зайка».

Слайд 27

Степень адаптации Через 1 неделю после поступления в ДОУ Через месяц после поступления в ДОУ Количество детей % Количество детей % Легкая адаптация 6 37 10 63 Средняя адаптация 7 44 6 37 Тяжелая адаптация 3 19 - -

Слайд 28

Вывод: Для полноценной организации процесса адаптации детей раннего дошкольного в ДОО, необходима разработка и реализация комплекса мероприятий , направленного на оказание психолого – педагогической поддержки детям, с тяжелой формой адаптации в условиях образовательного учреждения. .

Слайд 29

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте члены государственной аттестационной комиссии

разрешите представить вам дипломную работу на тему: «Социальная адаптация детей раннего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».

2 слайд

Актуальность темы исследования.

Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дошкольниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – не только способ для родителей «пристроить» ребенка, но и важнейший институт социализации, обучения и воспитания ребенка. И от того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе.

 Вопросы адаптации  ребенка к доу как актуальная педагогическая проблема освещены в работах   Н.М. Аксариной ,  Л.Г. Голубевой, Н.Д. Ватутиной   и др      

3 слайд

Цель исследования на основе  анализа теоретических и эмпирических данных,  разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста к  дошкольной образовательной организации.

В соответствии с целью были определены и решены задачи, которые представлены на слайде (не зачитывать задачи, просто включить слайд)

4 слайд

В рамках решения первой задачи,  дано понятие  адаптации, ее видов

  Было выявлено,  что большинство авторов, например  М.Р. Битяновой, А. С. Русакова. рассматривают, адаптацию как приспособление организма к новой обстановке. В зарубежной литературе понятие «адаптация» (adjustment), определяют двойственно:потребности индивида и требования среды. 

В своей работе я придерживалась понятия Айсина Р., Хачатурова Е, что   адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).

5слайд

Выделяют два вида адаптации:  Биологическая и социальная адаптация

6,7 слайд

Процес АДАПТАЦИИ ребенка К ДОУ делится на три этапа: острая, подострая, фаза компенсации, или адаптированности.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация.

8 слайд

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода и критерии успешной адаптации   предоставлены на слайде.

9 слайд

Результатом адаптации -является адаптированность.

10 слайд

В рамках решения второй задачи выявлено, что раннему дошкольному возрасту относятся дети от 1 года то трех лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка.      

 В этом возрасте формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, происходит бурное развитие речевой, познавательной (восприятия, мышления), эмоционально-волевой сферы.

, и физически,  имеет возможность   в свой  первый социальный  - дошкольное учреждение, где они окажутся в новой незнакомой обстановке без мамы.

Слайд 11

 ЗАДАЧА  педагогов   ДОО В ПЕРИОД  адаптации ребенка ПОМОЧЬ ЕМУ  сформировать положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками, чтобы он  по ,  вошел в жизнь детского сада. 

Слайд 12

       Единые требования родителей и педагогов залог успешной адаптации

Поэтому  работа  педагогов строится на взаимодействии  и сотрудничестве в системе  «Ребёнок – педагог – родитель».

Слайд 13

 опытно-поисковая работа была проведена на базе Частного  дошкольного образовательного учреждения  «Детский  сад № 135 ОАО «РЖД» города Артёмовского

Слайд 14

В ходе анализа   деятельности  по  социальной адаптации  раннего возраста, в беседе с заведующей, был выделен ряд проблем такие как, выявлено, что молодые  родители недостаточно компетентны в вопросах подготовки  ребенка к детскому саду. Большинство образовательных программ ориентированы на детей 3 лет. Поэтому их труднее реализовать в ДОО, возникают определенные трудности внедрения этих программ для детей от 1,3 до 2 лет.

         В связи с этим для более полного анализа деятельности детского сада, были проведены следующие исследования.

         1. Методика  Печеры  К.Л. , цель - определения  уровня готовности ребёнка к поступлению в ДОУ. В опросе принимало участие 16 родителей воспитанников.

В ходе опроса родителей, было выявлено, готовы к поступлению в детский сад  31,2%  детей, условно готовы к посещению детского сада  - 50%, не готов -  составляет 18,8 %.)

      Эти показатели свидетельствами  о том, что в процессе адаптации в первые дни пребывания, не все дети в полной мере готовы к детскому саду.

Слайд 15

       2.   Для определения успешности адаптации детей к условиям  ДОО применялась  методика А. Остроуховой «Лист адаптации». Параметрами наблюдения стали следующие критерии (слайд)

Слайд 16

   Инструмент исследования - адаптационная карта.

  Наблюдения и анализ поведения детей раннего дошкольного возраста, позволили выявить этапы привыкания ребенка к ДОО, которые в большинстве случаев проходят все дети, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная.

Результаты предоставлены на слайде 

Слайд 17

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод,  что период  легкой адаптации было выявлено у 6 детей.

 средней тяжести 7 детей, И три ребенка относятся к группе тяжелой адаптации. С ними необходимо проводить  дополнительные мероприятия.

     

Слайд 18

 Для этого Был разработан комплекс мероприятий (слайд с целями и задачами), направленный на оказание   психолого – педагогическую поддержки детям, с тяжелой формой адаптации в ДОО,  через формирование доверительных отношений между  педагогом,  родителем и ребенком, с помощью  игры.

Работа проводилась по 4 блокам со сроком на 4 недели.

Для уменьшения воздействия стрессовых факторов первые мероприятия проводятся с участием родителей.

Совместные занятия помогали формированию продуктивного эмоционального контакта между родителем и ребенком, между ребенком и педагогом.                             

 Слайд 19-20

Первая неделя адаптационного периода  -  блок  « Мы играем только вместе».

На данном этапе мама и ребенок — единое целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности мама  сопровождает ребенка,  знакомит его  с игрушками в группе, сопровождает его в туалет,.

Слайд 21-22

Вторая неделя  адаптационного периода  -  блок «Я играю сам, но ты будь рядом».

       Мама все еще является опорой и защитой.  Играя, ребенок может возвращаться к ней и отрываться на безопасное расстояние. Постепенно ребенок добровольно включается в игры с педагогом, другими детьми Это лишь первые пробы на самостоятельность.

Слайд 23-24

Третья  неделя адаптационного периода - блок  «Иди, я немножко поиграю один».

 ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре.

Слайд 25-26

   Четвертая  неделя адаптационного периода - блок  «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

На этом этапе ребенок, собираясь в детское учреждение, уже знает, что будет в группе один, и согласен на это. Он легко ориентируется в группе, активен в общении. Это завершающий этап в процессе становления психологической автономности  ребенка.

После  апробации комплекса мероприятий была проведена повторная диагностика  

Слайд 27

       Повторная  ,  проводилась через месяц посещения ребенком ДОУ

Обобщая результаты опроса родителей, выяснилось, что дети идут в детский сад с желанием,  у  детей  появились друзья в группе, ребенок не боится воспитателя и не плачет при разлуке.

В  результате анализа адаптационных листов, мы выяснили, что процесс адаптации детей, к условиям ДОО, стал проходить легче  у детей,  которых при первой диагностике был выявлен тяжелый уровень адаптации к детскому саду – этот показатель изменился с 19% до 0%.        

Слайд 28

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об улучшении показателей адаптации   после реализации комплекса мероприятий, ориентированного на успешную адаптацию к детскому саду детей раннего дошкольного возраста.

Слайд 29

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  РЕАЛИЗОВАНЫ, ГИПОТЕЗА ДОКАЗАНА!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО

Социализация и социальная адаптация детей раннего возрастав контексте ФГОС ДО Звягина Ольга Николаевна, воспитатель                       ...

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...

Мастер-класс "Вместе весело играть" - игровой тренинг по социальной адаптации детей раннего возраста

Мастер-класс  «Вместе весело играть» - игровой тренинг по социальной адаптации детей второго раннего возраста»...