Игровой тренинг для родителей "Семья на пороге школы"
план-конспект занятия

Лысенкова Инна Ивановна

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми предшкольного возраста в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_na_poroge_shkoly.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для родитетлей: «Семья на пороге школы»

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми предшкольного возраста в семье.

Задачи:

  • Повышение компетентности родителей;
  • Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;
  • Развитие навыков рефлексии у родителей;
  • Развитие необходимых навыков сотрудничества с детьми.
  • Обучение эффективным способам общения с детьми, методам и приемам обучения.

Оборудование: цветные карандаши, ручки, бумага для заметок по количеству родителей.

Ход:

1. Ведущий знакомит родителей с целями и задачами тренинга с условиями и режимом работы.

 Здравствуйте ув. Родители!

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют много вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению, нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Мною был проведен мониторинг готовности к школе вашей группы. В целом уровень готовности не плохой, 80% детей имеют хороший  уровень развития  всех психических процессов (памяти, воображения, мышления), вопрос не этом. Были задания, которые определяют самооценку ребенка, и, к сожалению, есть дети у которых она заниженная. Был определен уровень тревожности у детей, и есть детки у которых он высокий, чаще всего это в тех семьях где родители не живут вместе либо не очень благоприятная обстановка в семье, либо в тех семьях где гиперопекают своих детей.

Что делать? - Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

И я, как психолог, предлагаю вам маленькую помощь и консультацию:

- научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача, как родителей, показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.

У нас будут определенные правила работы, всё что происходит и говорится в зале, здесь же и остается без осуждений и критики.

2. Знакомство. Разминка.

 Упражнение «Представление по кругу». Мяч передается по кругу. Тот у кого в руках мяч, представляет себя, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком.

3. Основная часть.

Упражнение «Идеальный родитель»

Список качеств идеального родителя.

Список детских высказываний.

Мишень.

 Игровое упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка».

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.

Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Для того, чтобы бесконфликтно проявлять свои эмоции, я предлагаю вам метод «Я-высказывания».

Упражнение «Я-высказывания»

Цель: закреплять умение родителей проявлять свои эмоции с помощью «Я - высказываний», формировать у них навыки бесконфликтного взаимодействия с ребенком.

Объединившись в 4 команды, каждая команда родителей получает карточку с двумя высказываниями: «Я высказывание» и «Ты - высказывание». Родители зачитывают их. Выбирают, в какой из них выражено чувство родителей, а в какой только осуждение, определяют высказывание которое, по их мнению, наиболее эффективное.

Высказывания:

1. «Ты еще долго будешь испытать мои нервы?»

«Меня огорчает то, что дети постоянно ссорятся, мне это очень обидно и больно наблюдать»

2. «Немедленно прекратите бегать по комнате»

«Мне не нравится, когда дети бегают по комнате. Это меня беспокоит»

3. «Почему ты до сих пор не собрала свои игрушки?»

«Мне обидно от того. Что не ценят мой труд. И хотя я уже убрала в доме, все вокруг снова разбросано. От этого я начинаю сердиться! »

4. «Какой ты неуклюжий и рассеянный»

«Я нервничаю, когда дети выполняют задания невнимательно, постоянно отвлекаются на другие вещи»

Родители обсуждают упражнение.

Упражнение «Мусорная корзина»

Напишите на листе те качества, которые мешают вам общаться с вашим ребёнком, провоцируют конфликты. А теперь, сделайте то, что вам хочется с этим листком.

Вы сделали первый шаг на пути к идеальному родителю.

Ведущий: позвольте вам дать один совет. Так как родителям чаще всего некогда заниматься своими детьми, НО возьмите за правило, перед сном посидите возле кроватки 15 минут и посплетничайте с ребенком. Как прошел день, кто его обидел, что было хорошего в этот день. И потом обнимите ребенка и скажите, что вы его очень любите и никогда его в обиду не дадите. Поверьте – это важно!

 4. Обратная связь. Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии.

 5. Ритуал прощания. Сказать «Всего хорошего!» все участникам.