Из опыта работы «Система работы ДОУ по формированию у воспитанников целостных представлений об окружающей природе»
материал

Верстова Елена Сергеевна

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы ДОУ по формированию у воспитанников целостных представлений об окружающей природе»  

        Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми,  работа с педагогами, работа с родителями,  работа с социумом.

        За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

        Создание условий  (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач.

        В групповых комнатах размещены уголки природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д.

         На территории детского сада имеется экологическая тропа, включающая в себя 10 остановок: дендропарк, тополь, береза, сухой ручей, зеленая аптека, учебно-опытный участок, метеорологическая площадка, искусственный водоем, «Аллея памяти», на  которой  выпускники 2017 года совместно с родителями высадили деревья и установили таблички с именами ветеранов и участников Великой Отечественной войны.

        На участке детского сада есть огород, где дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

        Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе происходит во всех видах детской деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей, во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы", музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка . Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

        Результат  данной работы - успешное участие детей с проектами в региональном этапе всероссийского конкурса «Я – исследователь» (слайд 8)

        25 августа 2017 года детский сад представлял Новооскольский район  на первом международном открытом  форуме  по ландшафтной  архитектуре и средовому дизайну «Зеленая столица». Жюри из разных стран, в том числе Англии, Великобритании, Франции отметили эксклюзивность предоставленной композиции. Коллектив детского сада награжден Дипломом участника   в номинации « Детский ландшафтный проект».

        Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях ( «Играя изучаем природу», «Совершенствование экологического сознания  дошкольников»), семинарах «Азбука экологического воспитания»,«Почти всё о животном мире»), педсоветах ( «Знай, люби и береги природу», «Игра и экологическое воспитание», «Экологическая гостиная»), практические занятия в нетрадиционной форме ( «Калейдоскоп природы», «Звёздный час», «Брейн –ринг»),деловые игры «Что? Где? Когда?»,  «викторинах ( «Мы знаем и любим природу»).  

        Наиболее эффективными формами работы с педагогами  считаем беседы за «круглым столом», где решаем педагогические ситуации, даём советы по изготовлению дидактических игр и пособий, вырабатываем требования по составлению тематических, интегрированных занятий, высокие результаты в работе с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации практических заданий, педагогические проекты, педагогические ситуации).

        Методический кабинет  регулярно пополняется новинками природоведческой литературы, дидактическими пособиями, играми экологического содержания.

        Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», выпуск семейной газеты «Наши домашние питомцы»,  привлекаем родителей к участию в оформлении территории детского сада, в природоохранных акциях (изготовление скворечников и кормушек и т.д.). Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках «Семейная прогулка»,  «Мис-Осень», на родительских собраниях делятся опытам как прививают детям любовь и бережное отношение ко всему живому.         Осуществляя работу по формированию у воспитанников целостных представлений об окружающей природе  мы сотрудничаем с близлежащими учреждениями (социумом). Регулярными для наших детей стали посещения библиотеки, краеведческого музея, Дома детского творчества, где дошкольники знакомятся с выставками, композициями на экологическую тематику, являются участниками совместных конкурсов. Детская библиотека помогает оформлять в ДОУ выставки книг, журналов  по временам года, организуют конкурсы чтецов на тему «Мы любим природу», «Наша Малая Родина».

         Совместно  со школой мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др. Школьники помогают нашим детям составлять информационные  экологические листовки и развешивать их.

         Только совместная работа позволяет добиться высоких   результатов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"

Экологические знания — это сведения взаимосвязи  растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...

Информация из опыта работы: «Система работы по художественному творчеству в младшей группе»

Информация из опыта работы: «Система работы по художественному творчеству в младшей группе»...

Представление опыта работы «Система работы с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате с применением электронных ресурсов и ИКТ средств»

В период сложной эпидемиологической обстановки (самоизоляция, дежурные группы) педагогический коллектив МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» оказался перед необходимостью реализовыва...