Влияние РППС по художественно-эстетической области на творческие способности детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Струкова Марина Алексеевна

Вариативность и доступность РППС по художественно-эстетической области для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 77»

Доклад

На тему : « Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста  посредством  РППС»

Воспитатель  Струкова М.А.

Воронеж, 2019

Цель: Раскрыть  актуальность влияния РППС на формирование художественно-творческой деятельности детей: рисовании, лепки, аппликации  , различных конструкций из природных материалов.

Задачи:

-Актуализировать важность развития творческого потенциала  детей.

-Познакомить с целями и задачами художественно-эстетической области.

-Рассмотреть приемы работы для каждой возрастной группы.

-Расширить представления коллег об организации  РППС  в рамках эстетического воспитания дошкольников.

-Познакомить с оформлением РППС на примере  группы № 3.

Детство- это период жизни, в котором  закладываются основные черты и способности  личности .В формировании личности ребенка неоценимую роль играют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, создание аппликаций, работа с природным  материалом. Такая деятельность дарит детям не только радость и позитивный настрой, но и развивает наблюдательность, мышление, инициативность, креативность, расширяет знания о том или ином объекте, развивает мелкую моторику и усидчивость.

 Эстетические  и художественные качества  у детей являются приобретенными , привитие способности воспринимать произведения искусства ,  чувство прекрасного, происходит постепенно. Образовательный процесс в МБДОУ построен таким образом, чтобы воспитатели помогали ребенку разносторонне развиваться . Для этого, педагоги должны во всех режимных моментах направлять детей в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Прослушивая  музыкальные композиции, ребенок старается передать свои эмоции, делиться впечатлениями, слушая сказки- сопереживает героям ,делает выводы об их поступках, рассматривая картины, статуэтки, произведения прикладного искусства оценивает особенности  цвета, формы, текстуры ,во время прогулок дети стараются наблюдать за объектами живой и не живой природы, любуются ими, делают самостоятельные выводы  о свойствах или повадках живого объекта., во время игр закрепляют знания о качестве, строении , цвете предметов. Дети  очень восприимчивы и желают передавать свое видение окружающего мира  в визуальных объектах.

Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является формирование у них эстетического вкуса и способности к творчеству.

Задачи, которые ставит перед собой педагог в области художественно-эстетического развития следующие:

-Развивать восприятие объектов окружающего мира через призму своего видения.

-Развивать творческие способности воспитанников.

-Побуждать к самостоятельному экспериментированию для создания художественных образов.

-Формировать потребность к красоте.

-Развивать чувство прекрасного  и эстетический вкус

-Поддерживать индивидуальность и детскую инициативу в выборе рода деятельности.

Для каждой  группы дошкольников педагог  использует приемы  и   методы работы, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. При работе в средней группе, воспитатель более подробно уточняет и расширяет представление о форме, размере, структуре предметов ,допускается работа по образцу, может выполняться  совместно  педагогом и детьми. В  более старшем  дошкольном возрасте дети активно пользуются образами долгосрочной памяти для изображения человека или животного, или иного объекта окружающего мира. Таким образом, дети сначала изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода по представлению.

Огромную роль в формировании представления детей об окружающих их предметах  и  главным условием для реализации задач  художественно-эстетического развития в ДОУ является организация развивающей предметно-пространственной среды.

РППС-важная часть образовательной среды, которая представлена специально организованным пространством( центром, группой, участком), материалами, оборудованием, инвентарем для развития дошкольников в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья. Определяя наполняемость РППС следует помнить о концептуальной целостности образовательной деятельности .Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку самостоятельный выбор рода деятельности, с помощью специальных центров активности.

Центр творчества содержит репродукции картин, предметы интерьера в народном стиле , виды разнообразных поделок на определенную тематику, на полках  хранятся инструменты и материалы  для практической деятельности-белая бумага, картон, наборы цветной бумаги, пластилин, краски акварельные и гуашь, клей, кисти, ножницы( для старшей  возрастной группы) ,природный материал для украшения или изготовления работ, трафареты, раскраски, дополняется схемами смешивания цветов, различными алгоритмами для рисования того или иного объекта.

Музыкальный уголок содержит проигрыватель, коллекцию аудиозаписей(детские, записи звуков, голосов природы) , инструменты : погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, барабан, бубен и др.

В центре книги  литературные произведения подбираются в зависимости от общей тематики-загадки, энциклопедии, наборы картинок, журналы, сказки , рассказы.

Центр познания оформляется дидактическими играми, наглядным материалом ( фигурками животных или посудой, объектами  живой и не живой природы- ракушками, камушками и т.д.) , модулями для конструирования, разнообразными схемами и наглядными пособиями.

Театральный уголок включает в себя разнообразные декорации ,кукольный театр, пальчиковый театр, маски, костюмы персонажей,  парики.

В группах предусмотрен стенд или стеллаж для расположения детских работ, что очень стимулирует активность детей при выборе вида деятельности.

Оснащенность всех центров активности группы связана общей  тематикой и обеспечивает интегративный подход к организации  развивающей среды. Такая интеграция обеспечивает процесс связности всех образовательных областей и обеспечивает целостность речевого, познавательного, физического , художественно-эстетического  и социально-коммуникативного развития детей.

Содержание РППС должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, изменяться , варьироваться, постоянно обогащаться материалами, в соответствии с тематикой , интересными для детей, ориентироваться на индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.

РППС в средней группе №3 можно рассмотреть на примере темы «Путешествие в Африку с Доктором Айболитом».

В центре книги – картинки  с африканскими животными, литературные произведения про животных К.Чуковский « Доктор Айболит» , Г. Остер « Зарядка для хвоста», Б. Заходер « МА-Тари-Кари» и т.д. также журналы и загадки.

Центр познания оформляется глобусом, фигурками африканских животных, картинками с изображениями африканских пейзажей, дидактическими играми « Чей хвост» , « Подбери шкуру», « Кто спрятался за пальму», « Угадай профессию» и др., наборы медицинских инструментов и атрибутов ( бинт, пластырь, градусник) , д/и « Кто где живет», « Чей инструмент», игры , фигурки и медицинская атрибутика способствуют  применению их в сюжетно –ролевых играх детей-    «Ветеринары», « Путешественники», « Больница»

В центре творчества находится материал для самостоятельной работы-картинки, трафареты, фигурки животных, раскраски.

Музыкальные произведения подбираются с учетом тематики-« Песня крокодила Гены» , « Песня львенка и черепахи» и др., используются во время малоподвижных игр в группе.

Наполняемость развивающей среды группы,  посвященная определенной тематике, способствует формированию у ребенка целостного представления о том или ином объекте , что позволяет создавать не только красивые рисунки, поделки из пластилина и природного материала, что способствует  художественно-эстетической области развития, но и опосредованно закреплять знания о том или ином предмете или явлении окружающего мира, воспроизводить знания в сюжетно-ролевых играх, театрализованных представлениях и инсценировках сказок, свободной игровой  деятельности как в группе, так и во время прогулки.

Таким образом,  целенаправленно и гармонично оформленная  РППС  играет огромную роль для развития художественного потенциала  ребенка, развития  его творческой активности, обогащает новыми знаниями ,умениями, способностью создавать интересные работы и с радостью ходить в  детский сад.