«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
учебно-методический материал

Заборова Анастасия Константиновна

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.

В 2019 году МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска

стал стажировочной площадкой по теме: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста».

Актуальность формирования у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

Одна из основных задача социализации ребёнка в ДОУ – ознакомление с разнообразным миром профессий. Знакомство с профессиями формирует у дошкольника интерес к труду взрослых, позволяет гордиться работой своих родственников. В настоящее время мир профессий очень разнообразен.

Если несколько лет назад было достаточно познакомить дошкольника с трудом врача, повара, продавца, то на сегодняшний день детям необходимо получить знания и о современных профессиях.

ФГОС-это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от (2 до 8 лет).

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условия вхождения ребёнка в мир социальных отношений.

Образовательная область – «Художественно – эстетическое развитие». Важно научить ребёнка дошкольного возраста обращаться с произведениями искусства в целом – это отражение в художественных образах, и во всех видах искусства и то как ребёнок научился их воспринимать, размышлять, идея художника, писателя, режиссера – это зависит так же от работы каждого специалиста и педагога.

Моя работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др).

Эту работу осуществляю через театральную деятельность, где основным акцентом было знакомство детей с профессией актер, а также взаимодействие актера с другими театральными профессиями.

 

Знакомство с профессией проходило по алгоритму:

- название,

- место работы,

- трудовые действия,

- качества, которыми должна обладать профессия,

- результат труда.

В процессе знакомства с профессией особое внимание я уделяла качествам и умениям, которыми должен обладать актер: умение перевоплощаться, вживаться в роль; умение петь и танцевать, а также импровизировать; умение выразительно, четко говорить; умение действовать согласованно.

При знакомстве дошкольников с профессией актер, придерживалась правила: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь игра для дошкольника – это ведущий вид деятельности.

С детьми смотрели серию развивающих видео игр на тему «Путешествие в театр», «Кем быть», где дети знакомились с видами театров, жанрами театральных представлений, с устройством театра, театральными профессиями, театральной атрибутикой, правилами поведения в театре.

 При закреплении материала использовала иллюстрации, презентации:

- Презентация «Театральные профессии»

- Презентация «В мире профессий»

 

В работе с детьми я использовала музыкально-дидактические игры, картотеки и видео материалы:

- дидактические игра «Все профессии нужны, все профессии важны».

- музыкально-дидактические игра «Музыкальные профессии»

- картотека песен «Все профессии нужны, все профессии важны».

- видео материалы по знакомству дошкольников с миром профессий.

 

Театрализованные постановки, организуемые мною с детьми направлены на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться»«верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими эмоциями и чувствами.

- Бременские музыканты

- «Волшебник Изумрудного города»

- «Кем быть?»

- «Теремок на новый лад»

- «Путешествие по реке Волге»

- Театрализованный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка»

С помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр помогала детям раскрепоститься и ощутить возможности своего тела. Поэтому я так же использовала специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных мышц, например, «Лягушка»«Дерево»«Импровизированные танцы»«Роза» и др.

Также я работала над выразительностью движений, жестов, мимики. В работу включала упражнения на выразительность жестов, такие как «Осенний парк»«Мышки»«Снежинки» и др.

 

Для многих детей старшего дошкольного возраста характерны общая зажатость мышц речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Поэтому в работе я использовала упражнения на развитие речевого дыхания - прежде всего, упражнения на развитие правильного речевого дыхания - «Репка»«Вдох-выдох», «Ветер дует» и др.,

Музыкальное направление ставит своей целью развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку вокального репертуара будущего музыкального спектакля.

Свою работу по данному направлению я начинала с игр и упражнений на подготовку голосового аппарата к пению, на развитие вокально-хоровых навыков (упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции и др.

 Далее происходила работа над конкретным театрализованным праздником для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка»

Разучивали песни, танцы. Танцевально-пластическое направление ставит своей целью приобретение навыков исполнения танцевальных движений, фигур под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, для передачи игрового образа.

Очень часто в празднике для более яркого раскрытия образа, необходимо движения персонажей под музыку с одновременным исполнением песен. Поэтому основная моя работа была направлена на развитие умения петь и одновременно выполнять образные движения для передачи игрового образа.

В ходе подготовки к празднику я соблюдала правила: не перегружать детей, предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Итоговым мероприятием стало выступление детей на театрализованном празднике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка», в котором принимали активное участие все без исключения дети вне зависимости от их уровня подготовки.

 

Безусловно, в работе над театрализованным праздником «Путешествие по страницам книги о правах ребёнка» огромную помощь оказали воспитатели. Педагоги организовывали свободную деятельность детей, используя театральные игры, песни, танцы.

Расширяя представления детей о театральных профессиях, поняла, что этот процесс невозможен без участия родителей. В течение года консультировала родителей по темам

«Зачем ребёнку кукольный театр?»

«Дети и театр»

«Как организовать театр дома»

«Правила поведения в театре»,

Буклеты «Домашний театр».

                                                                                                       

Советовала родителям чаще посещать соответствующие мероприятия, а также привлекала их к изготовлению костюмов и атрибутов для праздника.

Анализируя, проведённую работу, увидела, что использование системы работы о мире профессий дало положительный результат. У детей сформированы представления о профессии актера, его связи с другими театральными профессиями. Дети знают, какими качествами, знаниями и умениями должен обладать актер. С помощью песен, праздников, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но и развивали свою эмоциональную сферу, творческие способности.

 

 

Сценарий праздника «Права ребенка».

для детей подготовительной и старшей группы «Права ребенка».

 

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.

 

 

Цель:

Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности.

Задачи:

  • Познакомить детей с  правами и обязанностями с помощью  театрализованной деятельности. Побуждать детей анализировать, рассуждать, делать выводы;
  • Развивать индивидуальные способности детей в речевой творческой деятельности;
  • Воспитывать чувство уважения к другим людям и активную жизненную позицию.

Актуальность:

 

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Уже в этом возрасте необходимо знакомить детей с их правами и обязанностями, чтобы впоследствии, они стали грамотными в правовой сфере гражданами своего государства.

Именно поэтому уже в детском саду нужно начинать знакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.

Главными путями реализации задач повышения уровня правовой культуры дошкольников являются - образовательные мероприятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения. 

 

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и в доступной, игровой форме познакомить детей с их правами и обязанностями.

Участники праздника в роли артистов: 

Взрослые:                  Дети:

Айболит                      Мальчик

Игрулька                     Девочка

                                     Коза

                                     Козлята

                                     Лиса

                                     Петух

                                     Заяц

Ход праздника:

 

Дети заходят  в музыкальный зал.

 

 

Ведущая:  Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня в этом замечательном зале! Сегодня – 20 ноября, за окном – осень, и мне бы очень хотелось, чтобы вы запомнили эту дату, потому что именно в этот день дети всего мира отмечают праздник, который называется – Всемирный день ребёнка. Именно в этот день много лет назад взрослые решили, что будут защищать права всех детей на Земле и записали  это в важном документе, который назвали – Конвенция о правах ребёнка. И сейчас, в этом зале прозвучат стихи, посвящённые этому замечательному празднику.

1 ребенок:

Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка -
Будет теплый, светлый дом.

2 ребенок:

Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!

3 ребенок:

Чтоб дети учились и развивались,
Чтобы права их не нарушались,
Чтоб работы всем хватало
И мамочка поменьше уставала!

Ведущая: Ребята, я запомнила все ваши желания, а чтобы они сбылись, вы должны приложить много усилий  и труда. У вас много прав и сегодня мы о них поговорим. 

Откроем нашу волшебную книгу

появляются удивленные лица мальчика и девочки.

Мальчик: Вот это да! Оказывается,  права есть не только у взрослых, но и у детей.

Девочка: Как это? Разве мы тоже имеем права? А я думала, что мы только должны слушаться взрослых и исполнять их просьбы.

Ведущая:  Здравствуйте Карина  и Миша! Конечно же, вы и все дети имеют много прав. Вот, посмотрите перед вами книга, которая  называется “Права ребенка”. Она не простая,  а волшебная, в ней оживают сказочные герои. Полистав ее, мы узнаем о ваших правах. Ну что пройдемся по страницам этой книги?

Девочка: Конечно, здорово!

Мальчик: Мы даже будем играть, петь и танцевать вместе с героями.

(Переворачиваю лист, а там изображена семья)

Ведущая:  На первой странице этой книги говорится о том, что каждый ребёнок имеет право на семью и дом. Все дети на земле любят своих мам и пап, а они в свою очередь очень любят вас. Ведь мама и папа самые родные и близкие люди, они подарили вам жизнь. А если у ребёнка есть семья, то он – очень счастлив и всегда улыбается. И мы желаем, чтобы у каждого ребёнка на Земле была семья, в которой бы царили уважение, любовь и улыбки!

Песня «Улыбка»

Ведущая:  Ребята, а ведь каждый из вас считает, что его мама – самая лучшая, правда?...И мы сейчас это проверим…

Ведущая: – У кого всех лучше мама?

Дети: – У меня, у меня!

В: – У кого красивей мама?

Д: – У меня, у меня!

В: – На кого похожа мама?

Д: – На меня, на меня!

В: – Для кого старается мама?

Д: – Для меня, для меня!

Ведущая: Ребята, скажите, а вы любите сказки? Сейчас я вам предлагаю вспомнить одну очень известную сказочную маму, так что садитесь поудобнее…сказка начинается…

Сценка “Коза с козлятами”

Коза:

Ой, ребятушки, куда сгинули,
На кого ж меня вы покинули?
Не послушались родной матушки,
Получилися обознатушки.
Допустили вы упущение,
Видно волк проник в помещение.
Не сыскать нигде мне вас,
Уж ищу который час.
Детки с мамой должны быть,
Сладко есть и сладко пить.
Что же с вами приключилось,
Да какая  ж беда случилась?
Помогите кто-нибудь
Мне козлятушек вернуть.

Девочка:

Не плачь, Коза, мы тебе поможем!
Козлятушки – ребятушки,
Ваша мама пришла,
Молочка принесла!

Козлята вбегают и окружают маму.

Коза: Где вы были, ребятушки?

Козлята:

1.Мама, мама, Волк опять
Пришел в двери к нам стучать.
– Ну а мы не открывали,
2.Мы ведь маму свою ждали.
– Мама ведь у нас одна,
Лучше всех у нас она.

Коза:

Как прекрасно жить на свете,
Когда рядом с мамой дети!

Ведущая:  Ребята, вы узнали эту сказку? Молодцы! А ведь в каждой сказке добро побеждает зло. Давайте ещё раз докажем это самым добрым танцем вместе с героями сказки.

Танец Доброта

Ведущая:

Коль ребенку жизнь дана,
Протекать она должна
С папою и мамою,
Милой, доброй самою.

Ведущая:  Итак, давайте повторим, о каком праве нам хотели сказать герои сказки? Что каждый ребёнок имеет право на жизнь и на семью! А вот у героев следующей странички книги что-то произошло. Давайте посмотрим, что же случилось. Заглянем в ещё одну сказку.

Инсценировка отрывка сказки “Заюшкина избушка”

Ведущая:

Заяц – доброе сердечко-
Рыжую пустил на печку,
День – другой прошел, лисица,
Вдруг затеяла браниться.

Лиса:

Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, косой!

Ведущая:

И зайчишку прогнала,
Узелок лишь отдала,
Сел зайчишка на опушке
И прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать.
Вот идет петух с косой.

Петух:

Плачешь ты о чем, косой?

Заяц:

Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.

Петух:

Не горюй, приятель, вскоре
Твоему поможем горю!
Покажу лисе косу,
Живо выгоню лису!

Заяц:

Да ее собаки гнали, но с испугу убежали,
Гнал и сам медведь недавно,
Ты не справишься подавно!

Петух:

Поглядим. Ку-ка-ре-ку!
Вон, лиса!
Убирайся прочь в леса!
Вот возьму косу на плечи!
Я иду лису посечи!

Лиса:

Что ты, Петя, не спеши,
Мне одеться разреши.

Петух:

Прекрати пустые речи,
Прочь пошла, плутовка, с печи.

Ведущая:

Ох, и струсила лиса,
Прыг с печи, да и в леса!
Припустила во весь дух – напугал ее петух!
С той поры зайчишка с Петей
Лучшие друзья на свете.

Ведущая: Ребята, вы, наверное, догадались,  как называется эта сказка? Какое право здесь было нарушено? (ответы детей)

Правильно, молодцы, в этой сказке говорится о том, что никому не позволено вторгаться в ваш дом. Каждый должен чувствовать себя в безопасности. Любой ребенок имеет право на жилье и неприкосновенность жилища.

А сейчас пришло время перевернуть следующую страницу.

Выходит Айболит

Айболит:

Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
У кого болит животик?
У кого чихает носик?
У кого температура?
Кто не делал физкультуру?

(Айболит ставит детям “градусники”, раздает витаминки, слушает)

Айболит:  Я добрый доктор Айболит, я лечу всех зверей, всех взрослых и детей. Я прибегу к вам на помощь сразу же как вы меня позовете. Но было бы лучше, если бы вам, никогда не приходилось меня вызывать. А что же вы должны делать, чтобы не болеть? (ответы детей). Ой, какие вы умненькие, а вот я игру знаю, на вопросы которой вы точно не знаете ответа.

Ведущая: Задавай свои вопросы,  добрый доктор Айболит.

Игра “Это можно или нет”

Я сосульку полижу 
И снежочком закушу. 
Дайте, дети, мне ответ: 
Это можно или нет?

Буду кушать апельсины,
В них так много витаминов,
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Вот Барбос, бродячий пес, 
Я схвачу его за хвост. 
Дайте, дети, мне ответ: 
Это можно или нет?

На зеленый свет, друзья,
Вместе с мамой пойду я.
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?

Не забудь перед обедом 
Пирожком перекусить. 
Кушай много, чтоб побольше 
Свой желудок загрузить. 
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

За здоровьем я слежу,
На зарядку выхожу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Айболит: Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача. Это ваше право – право на медицинский уход.

Ведущая: Спасибо, доктор Айболит, теперь мы знаем, что каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь. А мы отправляемся дальше в путешествие по страницам книги о правах детей. Перевернём страницу нашей волшебной книги?

Звучит один куплет песни о школе

Ведущая:  Дорогие мои ребята, совсем скоро вы отправитесь в школу и  многое  там узнаете нового и интересного. Ведь все – все дети на земле имеют право на образование. А быть образованным, много знать – это значит радостно жить, ведь как здорово много знать и многое уметь, тогда жизнь становится яркой, интересной и радостной! 

Танец под песню “Мы на свет родились, чтобы радостно жить”

Ведущая: Сегодня праздник, и мы будем петь, играть, плясать и, конечно, к нам придут замечательные гости. 

(После танца под веселую музыку в зал вбегает Игрулька. Она одета в яркий комбинезон, к которому пристегнуто за пуговицы много разных маленьких мягких игрушек. Когда она скачет, кружится,  несколько игрушек падают на пол.)
Игрулька: Кто сказал играть?
Ведущая:  Ой, вы кто такая?! С вас игрушки так и сыплются!

Игрулька:
Я – Игрулька.  Все дети меня знают. Я всегда прячусь среди игрушек и подсказываю ребятам, с какой надо поиграть. Дети меня не замечают, они так заняты игрой. И вот сегодня я пришла к вам на праздник. Очень хочу с вами петь, играть, веселиться.


Всех зову я в хоровод,
В разноцветный хоровод,
В небе солнце закружилось –
Выходи плясать народ!

 «Разноцветная игра»

Игрулька:  Какие вы молодцы! И за это я подарю вам весёлые игры.

Становитесь в круг скорей!

Эстафеты: «Передай мяч над головой»

«Пронеси воздушный шарик на ракетке»

Игрулька:  Немножко устали?  Предлагаю немного потанцевать!

 

Танец-игра «Мы налево повернулись…»

 

Ведущая:  Мы желаем вам, ребята:

Счастья большого, как шар земной

Звонкости смеха, как эхо весной

Нежности матери, как зелень берез

Все, что задумали, чтобы сбылось!

Ведущая:  Ребята, мы сейчас узнали ещё об одном праве каждого ребёнка. Это право – на достойный отдых!

Игрулька: Как хорошо отдыхать с друзьями. Давайте споём песенку

Песня «Вместе весело шагать»

Ведущая:  Есть страны, где сейчас, к сожалению, идет война. И детям, живущим в этих странах, бывает очень страшно, они нуждаются в защите и помощи взрослых. Вы пока ничем не можете им помочь, но зато вы можете вырасти людьми, которые никогда не будут злыми и жестокими.
Дети: 
1
Пусть не будет войны никогда,
Пусть спокойными спят города,
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.

2
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат,
Оглашают пусть наши леса,
Только птиц и детей голоса,
И пусть мирно проходят года

Песня «Пусть всегда будет солнце»

Ведущая: Каждый ребёнок имеет право – жить под мирным небом, ведь только тогда будут соблюдаться все ваши права, о которых мы с вами говорили. Давайте ещё раз их вспомним. На что вы имеете право?

Ответы детей: (на семью, на дом, на мед. обслуживание, на образование, на достойный отдых, на мирную жизнь и др.)

Ведущая: Молодцы, ребята! Мы ещё раз поздравляем вас с этим замечательным праздником – Всемирным днём ребёнка. Помните, у вас есть права.  Но и не забывайте, что у вас есть и обязанности: слушаться взрослых, хорошо учиться, помогать родителям.  С праздником!

 

Заключение

Праздник очень понравился детям. Они с удовольствием к нему готовились, разучивали роли, репетировали, как настоящие артисты. В ходе театрализации чувствовали себя раскрепощено, были очень артистичны и нашли эмоциональный отклик в зрительном зале.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что она позволяет в игровой форме знакомить детей дошкольного возраста с гражданскими правами и обязанностями, что очень облегчает довольно непростую задачу. На примере известных сказок дети понимают сущность и значимость многих статей Конвенции о правах ребёнка.

Велика и практическая значимость данной методической разработки. Она может использоваться Уполномоченными по правам ребёнка в ДОУ, воспитателями, родителями в направлении работы по правовому просвещению детей дошкольного возраста.

      

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности»

Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути ста...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Семинар "Организация образовательной деятельности по ранне профориентации детей дошкольного возраста"

Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный перио...