Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маляренко Елена Андреевна

Работа с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми 

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
Генрих Нейгауз

 Слайд 3 «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении и воспитании она осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов».

Главной целью интеграции дошкольного основного и дополнительного образования является гармоничное развитие личности ребёнка и достижение нового качества целостного образовательного процесса.

Слайд 4 Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Современная система дополнительного образования предоставляет возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристской и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями детей.  

Интеграция основного и дополнительного образования должна быть взята за основу при построении любого образовательного пространства, так как по отдельности они односторонни и неполноценны.  

Дополнительные образовательные программы должны быть прямым продолжением базовых образовательных программ, существенно углубляя их содержание и давая при этом детям актуальные прикладные навыки.  

Слайд 5 Принципами интеграции общего и дополнительного образования являются:

- принцип непрерывности и взаимодополняемости;

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип свободы выбора воспитанниками дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для выявления одаренности у детей, мною была разработана программа по развитию творческих способностей «Фантазируй и твори»

Слайд 6 Продолжительность реализации программы. Программа «Фантазируй и твори» составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года.

Программа охватывает детей:

  • 3-4 лет (вторая младшая группа);
  • 4-5 лет (средняя группа);
  • 5-6 лет (старшая группа);
  • 6-7 лет (подготовительная группа)

Программа «Фантазируй и твори» предусматривает работу с детьми в свободно организованной деятельности (вторая половина дня).

Длительность занятий:

  • 3-4 года (вторая младшая группа)-10-15 минут;
  • 4-5 лет (средняя группа) - 15-20 минут;
  • 5-6 лет (старшая группа) -20-25 минут;
  • 6-7 лет (подготовительная группа) – 25-30 минут.

Слайд 7 Виды деятельности кружка смотреть на слайде

Слайд 8 Цель программы - раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах художественной деятельности.

Основные задачи:

1.Воспитание у детей глубоких и устойчивых интересов к художественному труду.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3.Развитие  творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста

 4.Создание условий для  развития   активности и самостоятельности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

5.Воспитание художественного вкуса  и чувства гармонии.

6.Способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьёй для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Слайд 8. Принципы работы по программе:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения. Основной  задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют  развитие творческих способностей  детей.

3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

4. Принцип индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

5. Принцип природосообразности,то есть адекватность методики возрастным особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций;

6. Принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;

7. Принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства; 

8. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

Критериями результативности программы, и в итоге развития творческих способностей у старших дошкольников, являются: дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования, научатся понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов, получат возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами рисования, повысится уровень самостоятельности, инициативности, активности; разовьется творческое воображение, дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими рисунки, что несомненно повысит их самооценку.

Слайд 9. Критериями результативности программы, и в итоге развития творческих способностей дошкольников, являются:

дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования,

научатся понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов,

 получат возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами рисования, повысится уровень самостоятельности, инициативности, активности; разовьется творческое воображение,

дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими работы, что несомненно повысит их самооценку.

Слайд 9 Формы проведения занятий: 

  • Теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, показ способа действия, занятие - сказка, посиделки;
  •  Практические: подготовка и проведение выставок детских работ, экскурсии, организованная деятельность детей над  поделкой, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Слайд 11 Ожидаемые результаты

Критериями результативности программы, и в итоге развития творческих способностей дошкольников, являются:

дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования,

научатся понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов,

 получат возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами рисования, повысится уровень самостоятельности, инициативности, активности; разовьется творческое воображение,

 дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими работы, что, несомненно, повысит их самооценку.

Слайд 12 В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребёнка, участвуя в различных конкурсах.

Слайд 13 Промежуточные итоги работы по программе показали ее довольно высокую эффективность в развитии художественно-творческой активности дошкольников, о чем свидетельствует: инициативность детей, выраженное желание участвовать в различных видах художественной деятельности; многообразие и качество творческих продуктов (рисунков, поделок.); развитие общей художественной культуры ; желание и способность находить яркие образы в выполняемой художественной деятельности; развитие коммуникативных качеств и самостоятельности.

Слайд 14-21 Так как я работаю во второй младшей группе, знакомство с нетрадиционными техниками рисования началось в организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию плавно переходя в кружковую деятельность (показ работ)

Основными формами организации образовательного процесса является кружковая деятельность. Кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Они не ограничены временем, педагог может осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, попросить помощи.

 И сейчас мне хотелось бы перейти от теории к практике, и отправиться в путешествие на развитие творческого мышления

Цель – развитие познавательных процессов

Задачи -  тренировать наглядно-образное мышление; развивать воображение; развивать память и внимание.

Игра «Цветик - семицветик» Жила-была девочка Женя. Обычная девочка, но однажды ей в руки попал волшебный цветик - семицветик. Женя очень обрадовалась, так как стоило только сказать волшебные слова, и цветик - семицветик мог исполнять любое желание.

Сначала Женя потратила лепесток, чтобы вернуться домой, так как она сильно заблудилась.

- А кстати, что помогает не заблудиться,  и всегда найти свой дом? - (Правильно, адрес). Потом Жене понадобился лепесток, чтобы склеить любимую мамину вазочку, которую Женя разбила.

Блок №1.

У вас на столе лежат «разбитые вазочки», помогите девочке Жене их «склеить». Молодцы. Продолжаем сказку.

Решила Женя выйти во двор, хотела поиграть с девочками, но девочки не захотели делиться игрушками. Тогда Женя оторвала лепесток, сказала волшебные слова, и к ней прилетело огромное количество игрушек, но все они оказались белыми.

Блок  №2.

Давайте поможем Жене: сделаем игрушки красивыми. Возьмите фломастеры и разукрасите игрушку

Лети-лети,  лепесток,

Через север на восток

Через запад, через юг,

Возвращайся,  сделав круг,

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы игрушки были раскрашены.

Молодцы, вы отлично справились, и мы продолжаем сказку.

Обиделась Женя на девочек и решила играть с мальчиками. Мальчики не взяли ее в игру, тогда Женя решила сама оказаться на настоящем северном полюсе. Еле спаслась она от белых медведей на северном полюсе при помощи лепестка. Вернулась домой, смотрит, а ее платье оказалось с дырками.

Блок  №3.

Давайте поможем Жене, найдем нужную латку.

Молодцы! Вы хорошо помогли девочке Жене.

А она вернулась с полюса, смотрит, у нее остался один всего -  на всего лепесток.

- Кто знает, на что  она его потратила?

- Правильно, на выздоровление мальчика Вити.

- А как бы вы потратили 1 волшебный лепесток? (ответы детей)

Блок  №4.

Ребята, кто помнит волшебные слова, которые произносила девочка Женя? (ответы детей)

Лети-лети,  лепесток,

Через север на восток

Через запад, через юг,

Возвращайся,  сделав круг,

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-моему вели.

Вели…

Продолжаем сказку, когда Витя стал здоров, он смог бегать и играть со всеми ребятами.

Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дракон».

Игра «Дракон»

Дети выстраиваются друг за другом, положив руки на пояс друг другу. Первый играющий – это голова Дракона, последний – его хвост. Все остальные игроки – туловище. Игра заключается в том, что «голова» пытается схватить «хвост», «туловище» при этом помогает «хвосту» увернуться.

Когда «голове» удалось схватить «хвост», игроки меняются местами: «хвост» переходит вперед и становится «головой».

Спасибо за внимание, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

4. Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования

Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования...

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования (из опыта работы)

Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса в ДОУ. Интеграция дошкольного и дополнительного образования - это эффективный способ совме...