ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
материал

Ильина Елена Станиславована

Технология изготовления хохломской посуды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma1_dlya_sayta.docx524.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Гжель пришла к нам из Голландии, лаковая миниатюра - из Германии, кружева - из Бельгии, матрешки - из Японии. А Хохлома? У кого мы ее позаимствовали?

https://otvet.imgsmail.ru/download/18300913_932b49b435e9141ee41c495af9db2015_800.jpg    http://stolitsa-tours.ru/images/foto/zolotoe_kolco/7.jpg     https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1349008/pub_5c49ecf0bb5e7100ad9662c4_5c6c5e70d3ed2a00afb66538/scale_1200

Рассказывали, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие Керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разошлась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец дошла слава мастера до грозного царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секрет своего ремесла. Картинки по запросу "легенда о хохломе сгорела изба мастера картинка"      https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/133a/00030cf1-7a93b648/1/img2.jpg

А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого художника, как ни искали, нигде найти не смогли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОМЫСЛА

Это был один из самых крупных промыслов – до революции ложки делались в десятках сел на Волге. Села специализировались по видам посуды, существовало разделение труда: одни делали заготовки, другие резали, третьи «крапили», т. е. красили. Как известно, в самом селе Хохлома деревянная посуда не производилась, только продавалась. Исторический центр производства хохломской утвари находился в Ковернинском районе Нижегородской области. Села Сёмино, Скородумово, Бездели и другие отмечались еще в старинных описаниях промысла.

Картинки по запросу "нижний новгород карта области"

В 1918 году в городе Семёнове открыли школу художественной обработки дерева, в которой учителями стали опытные токари и красильщики. Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу. Здесь находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись». В селе Сёмино Ковернинского района работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района. Там работают художники, воспитанные в семьях потомственных мастеров.

На территории завода установили памятник художнику Г. П. Матвееву и Семёну – ложкарю.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15521/79203423.21/0_fc6e7_89e3b9c4_orig.jpg    https://img-fotki.yandex.ru/get/3006/79203423.21/0_fc6ec_770b56b5_orig.jpg

Хохломская позолота пришла из церкви, в XVII - XVIII веке в храмах господствовало барокко, обильное золотом и украшениями. Под золото красились киоты икон, иконостасы и мебель. Чтобы экономить дорогой металл, церковные мастера использовали порошок серебра, покрытый лаком. Изделие потом прогревали в печи, где лак приобретал золотистый оттенок. Растительный орнамент перекочевал из книжных заставок, мебели и икон на плошки, чашки, братины, изменившись сообразно форме изделий. Так появилась известная хохломская травка, и цвета постепенно свелись к знаменитой гамме, в которой яркие черные и красные тона выгодно подчеркивают ясность и теплоту позолоты.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ ПОСУДЫ СОВСЕМ НЕ ПРОСТ.

Раньше расписные ложки были такие.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5506/79203423.21/0_fc6e9_4e68468e_orig.jpg

Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы. Прежде всего, необходимо сделать грубые бруски-заготовки из дерева. Этот процесс называется «бить баклуши».

https://img-fotki.yandex.ru/get/3415/79203423.21/0_fc6e8_1bcab989_orig.jpg   

В наше время мастер при помощи токарного станка снимает с заготовок излишки древесины и придает им нужную форму. Так появляются различные изделия: резные ковши, чашки, ложки, шкатулки. Неокрашенные изделия называются основой или «бельём».

https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/1.jpeg    https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/1a.jpg

Не все можно изготовить на токарном станке. Над сложными формами работают резчики в резно-ковшечном отделе цеха.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6827/79203423.21/0_fc6fa_105a09f2_orig.jpg    https://img-fotki.yandex.ru/get/4310/79203423.21/0_fc6fc_605fa5a5_orig.jpg

«Бель» 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки.

https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/2-1.jpg      https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/2a.jpg

Потом ее грунтовали, обмазывая глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6700/79203423.21/0_fc707_7c8b166d_orig.jpg

Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку.

https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/3.jpeg

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80 – 90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили – обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным».

https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/4.jpeg

И после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. Только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.

https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/5.jpeg   https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/6-1.jpg

https://russkayaigrushka.ru/wp-content/uploads/2016/04/7-1.jpg

Чтобы разобраться во всем многообразии хохломской росписи, семеновские мастера свели в таблицу несколько основных типов узоров, которых получилось двадцать семь. Эта таблица не учитывает всех узоров Хохломы, каждый хороший мастер привносит в любую роспись что-то свое, неповторимое. Но вся эта красота основывается на двух главных способах росписи: «под фон» и «верховая» роспись.

Картинки по запросу "верховая роспись"

Верховая роспись – рисунок наносится на золотой или серебристый фон. Стебли растений, листики и цветы образуют легкий, «воздушный» узор на золотой поверхности. К верховым видам росписи относится «травка», «древко», «под листок».

Травка – это самый старый вид росписи, начало Хохломы. Раскраска идет по серебряному фону, мазок свободный, динамичный, летящий. «Травка» искони была основным видом росписи. Простота травки обманчива, она дает широкий простор фантазии и вкусу художника. Используется для росписи массовой посуды.

http://player.myshared.ru/6/777028/slides/slide_9.jpg   http://player.myshared.ru/6/777028/slides/slide_8.jpg

«Под фон» – золотой орнамент, исполненный на черном или цветном фоне. Мастер сначала намечает контуры будущих узоров и делает «отписку», заполняя фон между элементами рисунка, которые остаются золотыми, и на которых потом легким темным штрихом прорисовываются детали (прожилки на листьях, тычинки). Поверх фона наносят светлые, тонкие детали (травинки, мелкие веточки, ягоды). Этот способ росписи более трудоемкий, зато и узор получается роскошным, прихотливым, изощренным. Появился этот вид росписи в XIX веке.

Самый распространенный цвет фона – это красный и черный. Красный фон – это праздничный, радостный вид росписи, превосходно подходящий для подарочных вещей. На красном фоне размещаются золотые листья, плоды и силуэты птиц. Более торжественный черный фон, на котором красочно смотрятся яркие ягоды и цветы. Реже в росписи используется зеленый и коричневый фон. Самый богатый и изысканный вид фоновой росписи «Кудрина», где наряду с традиционными природными элементами используются прихотливо струящиеся золотые завитки, создающие «кудрявый» узор.

Картинки по запросу "роспись кудрина"      Картинки по запросу "роспись кудрина"

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку».

http://player.myshared.ru/6/777028/slides/slide_10.jpg       http://player.myshared.ru/6/777028/slides/slide_10.jpg        http://player.myshared.ru/6/777028/slides/slide_7.jpg

Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, клубника, крыжовник, виноград.

С годами хохломские узоры менялись незначительно, но есть исключения. Благодаря певице Людмиле Зыкиной, появилась новая хохлома. В знак благодарности за газификацию предприятия певице подарили хохлому с ее любимыми ландышами. Как в традиционный узор вписать эти нехарактерные цветы, художницы думали несколько месяцев и в итоге рассыпали цветы по зеленому фону. Пять лет ушло на то, чтобы доказать искусствоведам сочетаемость новой росписи с традициями, и сегодня на зеленую хохлому приходится около 30% товарооборота семеновской фабрики.

Картинки по запросу "хохлома для зыкиной"

Список литературы

1. http://www.hintfox.com/article/Tehnologija-izgotovlenija-hohlomskoj-posydi.html

2. https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1271768.html

3. https://fatikova.livejournal.com/149100.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....