«НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
проект

Кочеткова Злата Сергеевна

Цель проекта - воспитание духовно-нравственной личности дошкольника, достойного гражданина своей страны, его  познавательного интереса к истории родного города и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целью моего проекта – является воспитание духовно-нравственной личности дошкольника, достойного гражданина своей страны, его  познавательного интереса к истории родного города и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Чтобы реализовать эту цель, мною были поставлены следующие задачи: 

-Формирование у дошкольников чувства привязанности к своему дому,  друзьям, своим близким.

-Использование комплекса средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, мероприятия) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности.

-Привлечение родителей по изучению  истории и культуры своего родного города и участие в мероприятиях.

Исходя из своих наблюдений я сделала вывод, что актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

На основе вышесказанного, я считаю что моя задача и задача  родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В своей работе по этому направлению я опираюсь на Требования Федерального Государственного Общеобразовательного стандарта Дошкольного образования к результатам освоения программы по социально - коммуникативному развитию дошкольника. Они  представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, на этапе завершения дошкольного образования.

По этому направлению я работаю три года. В основе всей моей  работы  лежит работа над формированием и развитием личности дошкольника, обладающего качествами гражданина – патриота своей страны, над формированием  у детей чувства любви к своему родному городу, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, развитием познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством разработанных мной  игр.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки, участие в городских мероприятиях ). В образовательной деятельности используются: игра, наблюдение, беседы, рассматривание картинок, использование ИКТ.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для проведений досугов и конкурсов: «Сшей мне мама нарядное платье», «День матери», «День победы», «23 февраля» и т.д.).  

Тип проекта: творческий

Вид проекта: долгосрочный

Целью проекта является: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение умственного кругозора и познавательного интереса.

Задачи проекта

  1. Воспитание патриотических чувств у детей и любви к родному городу
  2. Расширение и уточнение знаний о нем
  3. Достопримечательности города
  4. Бережное отношение к родной природе

Основная проблема:

Формирование знаний у детей о родном городе.

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП.

Сентябрь.

Формирование цели и задач

2 ЭТАП.

Октябрь-ноябрь.

Разработка проекта. Подбор методической литературы.

3 ЭТАП,

Декабрь

Создание в группе предметно-развивающей среды: дидактические игры, альбом о  достопримечательностях Люберец.

4 ЭТАП.

Январь-апрель

Выполнение проекта. Практическая часть.

5 ЭТАП.

Май

Итоги и презентация работы.

Направление проекта. 

  1. Мой город: прошлое и настоящее
  2. Улицы родного города
  3. История возникновения города
  4. Виды транспорта. Инфраструктура

Содержание работы по проекту.

Работа с детьми:

План работы

Этапы

Формы работы

Задачи

Сроки

1.

“Мой родной город”

1. Знакомство детей с историей возникновения города. Дать сведения о том, почему город так назван.

2. Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города.

Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Люберцы. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города.

Познакомить детей с историей возникновения города, с культурой, традициями и обычаями.

Сентябрь-октябрь

2.

Целевая прогулка на близлежащую улицу.

1. Создание фотоальбома “ мой город родной”

2. Детская игровая деятельность: “Дома на нашей улице”.

3.Занятие: “Знакомство с городом ”

Напомнить детям, что в городе большое количество улиц, у каждой улицы есть свое название, и дома с номерами. Уточнить названия улиц, на которых живут дети.

Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов, решая следующие задачи:

- выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства;

- планировать и контролировать этапы своих действий;

- Совершенствовать партнерские взаимоотношения.

Развивать творчество посредством изо деятельности (аппликацией).

Познакомить детей с понятием город, село, деревня. Учить детей находить различия. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе.

Ноябрь - декабрь

3.

“Достопримечательности родного города.

1. Рассматривание фотографии памятников.

2. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии, был на войне.

3. Конкурс рисунков военной тематики

Познакомить детей с главной достопримечательностью города – памятником павшим героем. Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства.

Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными и смелыми, как военные. Развивать любознательность.

Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам.

Январь – февраль

4.

“Транспорт нашего города”.

1. Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни).

2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта.

3. Беседы с детьми о правилах поведения на улице.

4. Создание презентации “Развитие видов транспорта”.

5. “Путешествие по родному городу”

Формировать знания детей о транспорте нашего города.

Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта.

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их. Формировать знания о транспортных средствах, о пассажирском виде транспорта.

Март – апрель

5.

1. Экскурсия в краеведческий музей (совместно с родителями)

2. Оформление фотовыставки “Улица, на которой я живу” (совместно с родителями).

3. Презентация работы. Фотопрезентация.

Познакомить детей с местом расположения музея, какие виды экспонатов находится в музее. Обогащать знания и расширять кругозор детей о родном городе. Воспитывать любовь, патриотизм гордость за город, в котором они живут. Развивать память, речь.

май

2-й этап: основной

“Деятельность детей, педагога и родителей”

  • проводятся занятия и экскурсии, на которых дети изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностью города, знакомятся с жителями города;
  • проводятся туристические прогулки по городу вмести с родителями, на которых дети наблюдают за природой (“День здоровья”, «День города» и т.д.);
  • проводятся дидактические игры “Мой город”, “Нарисуй пейзаж”, “Генеалогическое дерево”,  “Достопримечательности родного города”; сюжетно – ролевые игры “Семья”, “Школа”, “Детский сад”, “Защитники Отечества”;
  • создана предметно-развивающая среда (изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, разработаны методические пособия: “Растительный и животный мир”; собраны альбомы с фотографиями “Я и мой город”, “Профессии моих родителей”,).
  • участвуют в различных видах трудовой деятельности (дети совместно с родителями озеленяют участок детского сада, в группе ухаживают за комнатными растениями, выращивают огород на окне: перец, помидоры, лук);
  • проявляют инициативу к чтению художественной литературы о родном городе, рассматриванию буклетов, альбомов;
  • организовано взаимодействие с группами нашего ДОУ (в этих группах созданы уголки: “Наша Родина”, “Традиции русской культуры”; сотрудничаем со  школой (проводятся концерты);
  • проводятся выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Моя семья”, “День Победы”. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”, “Мы городом родным, должны гордиться!”;

3-й этап: итоговый

  • разработаны примерные конспекты занятий и экскурсий;
  • создана предметно-развивающая среда;
  • проведены выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Моя семья”, “День Победы”. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”;
  • приняли участие в городских мероприятиях «День города», «Соседи», «Праздник труда», «Дне здоровья»;
  • проведен ряд мероприятий: анкетирование “За что, я, люблю свой город?”, родительское собрание на тему: “Привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям”, консультации “Мы городом родным, должны гордиться!”, “Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная”, “Мой любимый город”, оформлен уголок для родителей, разработаны памятки по воспитанию любви к родному городу, проведены индивидуальные беседы с родителями по данной теме, туристические прогулки по городу.

Результаты работы:

Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом.

Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.

Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки с родителями – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.

Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. “Парные картинки”, лото “Мой город” и так далее.

Большую работу провожу в творческой деятельности. Организую выставки детских работ в группе, участвую в городских  выставках. Совместно с родителями организую фотовыставки, конкурсы, например “Моя родословная”. Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.

Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания. Проводятся развлечения “Осенний бал”, “На пороге коляда”, досуговый вечер “Наша Родина” «День матери», литературные композиции “Ваш подвиг будет жить в веках!”. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка.

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом, я принимаем участие в городских праздниках.  Всё это расширяет представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

  • изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
  • подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
  • собран альбом с фотографиями “Мой город”

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.

Из вышесказанного можно сделать вывод:

1. Дети пополнили знания по разделам проекта.

2. У детей формируются ценностно-нравственные качества, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысилась познавательная активность, общая культура и компетентность по нравственно – патриотическому развитию.

4. Укрепилась взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Пополнена предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Литература:

В своей работе по этому направлению я опираюсь на:

- Приказ Минобрнауки РФ №1155 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования»

- Примерная общеобразовательая программа МДОУ д/с №50 «Дефектолог», которая включает в себя один из разделов по социально – коммуникативному развитию

- «Программа от рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
-
 «Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника» Белая К.Ю.

 - «Мое отечество – Россия» комплексная система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно патриотическое вопитание через ознакомление с родным городом

В статье дается краткий отчет работы детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию к родному городу....

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Из опыта работы.

Любить и уважать свою Малую Родину - одна из главных задач в воспитании личности ребенка. Быть гражданином, соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, гордиться своим народом, традициями- всему э...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...