Проект к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт - ничто не забыто..."
проект (старшая группа)

Гладкова Светлана Николаевна

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

«Никто не забыт – ничто не забыто…»

                                 

                                             Подготовила воспитатель

                                             Гладкова Светлана Николаевна  

 

                        Брянск 2020

                                                                              Давно ушла от вас война.
                                                                              Седыми стали ветераны.
                                                                              И сорок пятая весна
                                                                              Доныне лечит ваши раны.
                                                                              Вы отстояли мир в боях
                                                                              С врагом жестоким и коварным.
                                                                              И навсегда в людских сердцах
                                                                              Ваш подвиг будет легендарным.
                                                                              И сколько весен не пройдет –
                                                                              Одну мы помнить будем свято.
                                                                              Весну, которую народ
                                                                              Великой сделал в сорок пятом.
                                                                                                 Борис Новиков

  1. Введение

Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.

В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания дошкольников. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания детей подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием детей. Эта тема вечная, но очень сложная».

Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность дошкольных учреждений, школы, семьи, общественных объединений и организаций по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. 

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

В преддверии празднования 75-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941 – 1945 годов.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение главной проблемы – формирование у дошкольников представлений о Великой Отечественной Войне, о подвиге русских солдат; формирование чувства патриотизма.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают  важные условия для формирование у дошкольников представлений о ВОВ, прошлом нашей Родины, воспитания чувства патриотизма. Взрослым необходимо помнить, что эти знания и чувства сформируются у детей только при условии постоянных мероприятий в детском саду и дома (непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии, дидактические и сюжетно – ролевые игры и т. д.).

Предметом деятельности является процесс осознания детьми необходимости и пользы полученных знаний в жизни. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят об исторических событиях, грозных военных годах; чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

2. Актуальность создания проекта.

Исходя из важнейшего положения педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов. Имея в основе личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Тема Великой Отечественной Войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, но в тоже время для наших детей это далёкая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времён, семейная нить прервётся. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока малыш ещё не утратил естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Именно поэтому актуальна становится разработка проекта «Никто не забыт – ничто не забыто…». Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности с творческим мышлением, умением управлять своими действиями; самостоятельные, умелые, уверенные в себе, знающие своё прошлое и уверенные в своём будущем.

  1. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Стратегические цели:  

- создание благоприятных условий для формирования нравственных ценностей, чувства патриотизма;

- создание условий для ознакомления детей с прошлым своей страны.

Тактические цели:

- создать условия детям для ознакомления с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной Войне;

- сформировать знания о Великой Отечественной Войне через различные виды деятельности;

- учить гордиться своей Родиной, защищать её и уважать её традиции.

Задачи:

1. Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.

2. Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.

3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

4. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.

5. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

6. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширены знания детей об истории Великой Отечественной войны.

  1. Расширены и обобщены знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.

  1. У детей сформировано чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.

  1. У детей развиты творческие способности в рамках реализации проекта.

  1. Расширено сотрудничество с родителями воспитанников.

  1. У детей выработано чувство уважения к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Продукт:

  1. Сформированы  знания детей об истории Великой Отечественной войны.

  1. Сформированы  знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.

  1. Сформировано чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.

  1. Развиты творческие способности в рамках реализации проекта.

  1. Расширено сотрудничество с родителями воспитанников.

  1. Выработано чувство уважения к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

      4.Аннотация проекта

   Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

Проблема патриотического воспитания детей заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами  начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, событиями Великой Отечественной войны и подвигом всего народа.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, уважение к истории.

В соответствии с ФГОС ДО  проект опирается на научные принципы её построения:

  1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
  2. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  3. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  4. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  5. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  6. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребёнка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определённым объектом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Пути решения проекта:

  1. Обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
  2. Учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  3. Разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
  4. Оценить риски реализации проекта.

  1. Этапы реализации проекта программы

Проект среднесрочный.

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца с 3 февраля по 6 мая 2020 года.

Этапы:

  1. Подготовительно – проектировочный этап;
  2. Практический этап;
  3. Обобщающе – результативный этап.

  1. План мероприятий.

  I этап.  Подготовительно – ориентировочный

  1. Постановка целей, задач, прогнозирование результатов. Сроки: 3 февраля. Ответственные: Воспитатели.
  2. Составление плана реализации проекта. Сроки: 3-5 февраля. Ответственные: Воспитатели.
  3. Изучение проблемы по данному вопросу через методическую литературу. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей. Сроки:4-6 февраля. Ответственные: Воспитатели.
  4. Изготовление картотеки игр, подбор художественной литературы по данной теме, дидактических и сюжетно – ролевых игр в соответствии с возрастом детей. Сроки: 7-12 февраля. Ответственные: Воспитатели.

II этап. Практический

  1. Беседы

«Великая Отечественная Война». Сроки:  13 февраля. Ответственные: Воспитатели.

«Вставай, страна огромная…». Сроки:  18 февраля. Ответственные: Воспитатели.

«Герои Брестской крепости». Сроки:  27 февраля. Ответственные: Воспитатели.

«Родина – Мать зовёт!» Сроки:  3 марта. Ответственные: Воспитатели.

«Они сражались за Родину (герои войны)». Сроки:  12 марта. Ответственные: Воспитатели.

«Вещи войны». Сроки:  18 марта. Ответственные: Воспитатели.

«Дети и война». Сроки:  27 марта. Ответственные: Воспитатели.

«Трагедия Хатыни». Сроки:  1 апреля. Ответственные: Воспитатели.

«Взятие Берлина». Сроки:  9 апреля. Ответственные: Воспитатели.

«Символы Победы – ордена, медали и знамёна». Сроки:  14 апреля. Ответственные: Воспитатели.

«История георгиевской ленточки». Сроки:  23 апреля. Ответственные: Воспитатели.

«Праздник «День Победы»!!!» Сроки:  28 апреля. Ответственные: Воспитатели.

  1. Чтение художественной литературы

С. Георгиевская «Галина мама»

Ю. Герман «Вот как это было»

А. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде»,

Л. Кассиль «У классной доски», «Обыкновенные ребята», «Твои защитники»

В. Воскобойников «Маршалы Победы»

Р. Погодин «Послевоенный суп», «Кони»

А. Митяев «Отпуск на четыре часа», «Мешок овсянки»

В. Осеева «Кочерыжка», «Три сына», «Андрейка»

К. Симонов «Малышка», «Свеча»

Е. Благина «Шинель»

Ю. Герман «Как это было»

В. Драгунский «Арбузный переулок»

К. Паустовский «Стальное колечко»

Стихотворения о Великой Отечественной Войне

Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.

  1. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин  

«День Победы». Сроки: 17 февраля. Ответственные: воспитатели.

«Великая Отечественная Война». Сроки: 25 февраля. Ответственные: воспитатели.

«Вечный огонь на могиле неизвестного солдата у кремлёвской стены». Сроки: 16 марта. Ответственные: воспитатели.

«Военная техника». Сроки: 24 марта. Ответственные: воспитатели.

«Рода войск». Сроки: 6 апреля. Ответственные: воспитатели.

«Знамя Победы». Сроки: 24 апреля. Ответственные: воспитатели.

К. Ф. Юон «Парад на Красной площади в Москве». Сроки: 21 февраля. Ответственные: воспитатели.

В. К. Дмитриевский «Везде пройдут». Сроки: 10 марта. Ответственные: воспитатели.

П. А. Кривоногов «Победа». Сроки: 13 апреля. Ответственные: воспитатели.

  1. Игровая деятельность

Дидактические игры

«Ордена и медали»

«Чья форма?»

«Военный транспорт»

«Наша Родина»

«Армия»

«Назови рода войск»

«Чья форма?»

«Раньше и теперь»

«Защитники Отечества»

«Военная профессия»

«Кем я буду в армии служить»

«Отгадай военную профессию»

«Разведчики»

Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.

Сюжетно – ролевые игры

«Военные»

«Моряки»

«Госпиталь»

«Сражение»

«Разведчики»

Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.

  1. Продуктивная деятельность

Аппликация «Подарок для папы». Сроки: 18 февраля. Ответственные: воспитатели.

Рисование «Кто нас защищает». Сроки: 20 февраля. Ответственные: воспитатели.

Ручной труд «Самолёты». Сроки: 28 февраля. Ответственные: воспитатели.

Конструирование «Танки», «Крепость». Сроки: 20 марта, 17 апреля. Ответственные: воспитатели.

Лепка «Солдат». Сроки: 25 марта. Ответственные: воспитатели.

Рисование «Боевые машины». Сроки: 20 апреля. Ответственные: воспитатели.

Рисование «Этот великий День Победы». Сроки: 29 апреля. Ответственные: воспитатели.

  1. Оформление наглядного материала для детей: оформление альбомов с иллюстрациями «Дети – Герои Войны», «Города – герои», «Герои войны», «Ордена и медали Великой отечественной Войны». Сроки: 2-13 марта. Ответственные: воспитатели, родители.

  1. Оформление наглядного материала для родителей:        Изготовление папки – передвижки «Почему война называется Великой Отечественной». Сроки: 25-26 марта.

Подготовка информации для родителей «Как рассказать детям о войне». Сроки: 7апреля. Ответственные: воспитатели.

  1. Прослушивание музыкальных произведений

«Священная Война»,  «День победы», «Гимн России», «Алёша», «Вальс Победы», «В землянке», «Марш артиллеристов», «Синий платочек», «Смуглянка».  Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.

  1. Совместная деятельность детей и родителей: конкурс символа Победы – георгиевской ленточки. Сроки: 23 марта – 14 апреля. Ответственные: родители, воспитатели.

  1. Изготовление стенгазеты

«Наши защитники». Сроки: 17-18 февраля. Ответственные: воспитатели, родители.

«Будем помнить…». Сроки: 3-5 апреля. Ответственные: воспитатели, родители.

III этап. Обобщающе – результативный

  1. Выставка открыток «Подарок для папы». Сроки: 20 февраля. Ответственные: воспитатели.
  2. Выставка детских рисунков «Наши защитники». Сроки: 21 февраля. Ответственные: воспитатели.
  3. Выставка георгиевских ленточек. Сроки: 16 апреля. Ответственные: воспитатели.
  4. Выставка детских рисунков «День Победы». Сроки: 30 апреля. Ответственные: воспитатели.
  5. Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны. Сроки: 23 апреля. Ответственные: воспитатели.
  6. Музыкальный праздник «Вечный подвиг». Срок: 5 мая. Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
  7. Митинг, посвящённый Дню Победы. Возложение цветов к памятнику павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сроки: 7 мая. Ответственные: воспитатели.

7   Ресурсное обеспечение. Нормативно – правовые ресурсы.

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

  1. Устав ДОУ

  1. Сан ПиН – 2.4.1. 3049 – 13

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Кадровые ресурсы

 

Для работы в проекте привлекаются дети, родители, воспитатели, старший воспитатель.

Критерии оценивания проекта.

- удовлетворённость родителей созданными условиями ДОУ, интересом ребёнка к образовательному процессу;

- соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;

- информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника;

- пополнение и улучшение развивающей предметно – пространственной среды;

- отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

8. Риски и пути преодоления рисков.

Риски:

- небольшой объём знаний у детей по данной теме;

- низкая заинтересованность родителей в участии проекта;

- низкая активность детей;

- затруднение в подборе методической и художественной литературы по данной теме;

- трудности в подборе дидактических игр по данной теме.

Предупреждение рисков:

- расширять знания детей о Великой Отечественной Войне и значении подвига советских солдат;

- для привлечения родителей к проекту провести индивидуальные беседы, провести консультацию «Как рассказать ребёнку о войне»;

- в случае затруднения в подборе методической и художественной литературы, дидактических игр обратиться за помощью к старшему воспитателю, педагогам и сети интернет;

- для проявления интереса детей к данному проекту провести беседы «Великая Отечественная Война», «Этот великий Праздник Победы».

9. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию интереса у детей к истории своей страны и такой важной её странице, как Великая Отечественная Война.

Патриотическое  воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к своей Родине, родному городу, своему прошлому.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер, и позволит не только расширить знания детей о Великой Отечественной Войне и Дне Победы, но и даст толчок к формированию у детей чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну и стремления прославлять и защищать свою родину.

10. Литература

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М.: ЦГЛ, 2008 г. – 89 с.

2. Кулешова Ю. В. «Война глазами детей: очерки, воспоминания, документы». – Волгоград.: Издатель, 2008 г. – 268 с.

3. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет». – М .: Мозаика – Синтез, 2008 г, 196 с.

4. Ковалёва Г. А. «Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – М.: АРКТИ, 2005 г., 157 с.

5. Шарыгина Т. А. «Наша родина – Россия». – М.: Сфера, 2013 г., 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Методическая разработкапознавательного проектак 70-летию Победы в Великой Отечественной войне«Никто не забыт, ничто не забыто…»по приоритетному нравственно-патриотическому направлениюработы в разновоз...

Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"

Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

Проект к 70-летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне....

Проект, посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной Войне на тему: «Навстречу Дню Победы»

в этом проекте проходит закрепление знаний о том, кто и как защищали нашу Родину в годы войны....

Информационно-познавательный проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Война. Победа. Память. Пусть всегда будет мир!» старший дошкольный возраст

Направленность: нравственно-патриотическое воспитание  через познавательную  деятельность.Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, долгосрочный, сентябрь 201...

План реализации группового проекта, посвященного 77-летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной группе на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»

Проект "Никто не забыт, ни что не забыто" С каждым годом все дальше от нас тот памятный день - День Победы в Великой Отечественной войне, но ценность подвига наших солдат никогда не меркнет. Путь к ...