Статья "Растем и поем"
материал

Ерютина Светлана Валерьевна

Статья "Растем и поем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rastem_i_poem_zhuravlenok_89.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавленок» г. Улан-Удэ»

«Растем и поем»

 Ерютина Светлана Валерьевна, Иванова Анна Анатольевна

Аннотация

 

      В настоящей статье предлагается материал из опыта работы музыкальных руководителей Ерютиной С.В. и Ивановой А.А., чья деятельность направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на укрепление их психического и физического здоровья средствами различных видов музыкальной деятельности, среди которых почетное место занимает пение.

       Рассматривается проблема значения и влияния пения на детский организм.

«Растем и поем»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки не возможна, как невозможна без игры и без сказки…»

В.А.Сухомлинский

«Почему дети должны  петь?»

Наша музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, наиболее ярко выразить себя в песне. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем. Учитывая все это, используя свои знания и опыт, последние несколько лет мы вплотную занимаемся вопросами пения, культурой исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей.

Профилактика болезней.

Давно не секрет, что лечение тонзиллита, обострение катаров носоглотки и верхних дыхательных путей существенно облегчается у тех детей, которые занимаются пением в академической манере. Мелодия имеет очень большое влияние не только на настроение человека, но и на организм в целом.

Так, с помощью пения любимой мелодии, можно нормализовать кровяное давление и даже почувствовать гормональные изменения, которые действуют на головной мозг, в результате чего в кровь поступают гормоны счастья.

Звукоряд вместо лекарств.

Пропевая ноты звукоряда, можно оздоровить весь организм. Например, когда мы поем ноту «ля» – мы сами себя успокаиваем и весь наш организм релаксирует. Нота «соль» повышает внимание. Для предотвращения заболевания легких поем песни с нотой «фа», а для того, чтобы был здоровым позвоночник – чаще пойте ноту «до». «Ре» — замечательный энергичный звук, который будит, «тормошит» и воодушевляет самых вялых и апатичных. Для регулирования сердечной деятельности, мы поем русские народные песни, такие как: «Два веселых гуся», «Светит месяц», «А чучу, я горошек молочу». Логопедическая функция Гудение, жужжание или мурлыканье, с которых начинается занятие по вокалу, замечательно решает языковые проблемы у детей. Во время распева произносим разная комбинация звуков, каждый из которых дарит свою незаменимую пользу организму и здоровью. Например, согласная «м» – быстро восстанавливает нормальные голосовые функции, а спазмы и боль хорошо снимают гласные звуки «а», «и», «о», «у», если их громко протягивать в течение нескольких минут.

Для исправления неправильного произношения у детей согласных, существует целый ряд артикуляционных упражнений; «слоник пьет», «лягушка», «качели», «орешки».

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системной работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка.

Песенки-распевки

Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, а также детей с различными нарушениями речи. Основные задачи дыхательной гимнастики:

  • укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
  • формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох);
  • тренировка силы вдоха и выдоха;
  • продолжительный выдох.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи артикуляционной гимнастики:

  • развитие певческих способностей детей;
  • формирование артикуляции различных звуков;
  • совершенствование дикции;
  • развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Пальчиковые игры

 Исследователи давно установили прямую связь между движениями пальцев рук и произнесением слов. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным, методическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

В вокальной работе очень важно знать ответы на вопросы: «Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения (координацию между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать малышей пением?»  Очень важно ненавязчиво, с использованием игровых методов и приемов научить детей владеть своим голосом.

Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности, вызывает у ребят положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает их сильнее, чем информация, полученная другим путем.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата и при этом способствует активному развитию основных музыкальных способностей ребенка: эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма.

Самое трудное в работе над пением – развитие звуковысотного слуха, научить детей чисто петь, верно интонировать, без чистой мелодии песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку.

На базе МБДОУ «Детский сад №89 «Журавленок» г. Улан-Удэ» несколько лет  ведется вокальный кружок.  Возрастая категория  детей  от 5 до 7 лет.  Занятия проходят два раза в неделю, по подгруппам.

Перед началом работы вокального кружка  провели анкетирование родителей по выявлению их представлений о влиянии пения на детский организм. Проанализировав и обобщив полученные результаты, мы увидели, что не все из них достаточно осведомлены о значении пения для детей, многие родители затруднялись в ответе на вопрос: «Зачем ребенку пение?». Чтобы расширить представления родителей по данной проблеме, провели консультацию, на которой познакомили их с ролью пения в развитии детей. Почему должны петь? Существенный и самый главный ответ на этот вопрос – здоровье! Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок был здоровым? А благодаря пению можно исцелять себя. Только научившись ходить, дети начинают петь, и чем раньше они начнут это делать, тем больше пользы принесет это ребенку в будущем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокойным и уравновешенным, пойте ему чаще колыбельные песни.

Значение занятий вокалом на развитие ребенка.

Дети приходят к нам заниматься по желанию, независимо от того, есть ли у них певческие возможности или нет. Как показывает опыт, ребенок, посещая вокальный кружок, постепенно овладевает умением чисто интонировать мелодию, правильно брать дыхание, произносить звуки так, чтобы голос поющего был слышен, различает звуки по высоте, правильно пропевает гласные в словах и правильно произносит окончания слов, умеет контролировать слухом качество пения, может петь без музыкального сопровождения. Наши воспитанники исполняют как сольные номера, так и хоровые. Каждую песню мы стараемся оживить, создать образ.

Родители отмечают, что их дети, занимающиеся в кружке, становятся увереннее, смелее, раскрепощеннее. И, конечно, самое главное, они чувствуют себя АРТИСТАМИ! А вот наше правило для красивого пения: Если хотите красиво вы петь, Прямо на стульчике надо сидеть. Надо дыхание брать научиться! Рот открывать широко! Не лениться! Надо губами уметь шевелить. Чётко слова все произносить. Гласные буквы тянуть, распевать ... Живот не выпячивать, Сразу дыхание всё не растрачивать. Надо стараться петь улыбаясь, Лицом, подбородком не напрягаясь! Петь задушевно, немножко волнуясь! Просто! И всё же, собой чуть любуясь! Не горлопанить и не кричать! Звуки высокие все доставать, Слыша при этом сопровождение. Вот что такое красивое пение. Участие моих маленьких «звезд» в концертной программе ко Дню пожилого человека «Лады-лады-ладушки, мы вас любим, дедушки и бабушки!»

Анализ певческих данных выявил 30 % детей с хорошими певческими навыками, 70 % детей пели напряженно, интонировали не всегда чисто. Дыхание у многих было короткое; в ансамблевом пении они не вступали вовремя, нередко замедляя темп. Кроме того, некоторые не выговаривали звук «р»; у отдельных детей отсутствовала дифференциация шипящих звуков. Были и другие дефекты. В группах есть дети застенчивые, робкие, пассивные и слишком возбужденные, со слабо развитым торможением, с замедленной речью и слабой памятью. Такой анализ певческих и психологических данных у детей дает возможность определить основную задачу для дальнейшей работы, а именно: разнообразить методы и приемы обучения с учётом индивидуальных особенностей детей.

Чтобы нашим детям было интересно заниматься распеванием в своей деятельности мы опираемся на опыт работы музыкального руководителя А.А. Евтодьевой.

Используя в работе яркую наглядность и образность картинок, мы видим, что детям легко озвучивать данных героев в разных звуковых позициях.

Вот почему мы используем «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ»

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Мы выбираем знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, текст для них лёгкий, понятный  и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком. Диапазон  распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому, проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе их сложно чисто интонироваться в современных песнях.

Дети озвучивают эти зарисовки из сказок, совершенно чётко понимая: что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде. Наглядность и образность картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

К игровым распевкам подобраны  красочные картинки знакомых детям сказок и интересных сюжетов. И теперь дети осознанно озвучивают голоса этих персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты. Совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция. Результаты превосходят все ожидания, т.к. детям интересно распеваться.

Игровое распевание дети активно используют в музыкальной игре, танцах, в свободной деятельности.

Примеры игрового распевания:

  1. "Дюймовочка и жук" дети используют как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса. Мальчики-жуки приглашают девочек-дюймовочек на танец, спев свои мини - партии в разных регистрах.

Жук: Приглашаю танцевать, вальс и польку показать!

Дюймовочка: Я мала и так скромна… Вы научите меня?

  1. "Лисенок и Бабочка", "Кот и мышка" используем, как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки.

Лисенок: Этим ясным деньком в догонялки с тобой поиграть хочу!

Бабочка: Ну, давай, убегай, только, чур не зевай! За тобой лечу!

        Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

Разнообразные методические приемы позволяют детям следить за правильным положением губ, точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни, мобилизую внимание детей и побуждаю их к более четкому произношению слов и чистому интонированию.

Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим!

Такое игровое распевание многофункционально:

  • благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование;
  • формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
  • развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
  • развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

Такая обширная работа по вокальному воспитанию дошкольников дает свои результаты.  У детей формируется навык чистого интонирования,  навык владения своим голосом, понимает многие вокальные термины (мелодия, аккомпанемент, композитор, пение «соло», «дуэтом», «трио») а так же навык понимания дирижерских жестов.

80 % детей научились слышать и передавать в пении постепенное  и скачкообразное движение мелодии, интонировать чисто и самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Дети  с удовольствием поют песни, разученные на занятиях, не только на праздниках и специально организованных мероприятиях, но и в повседневной жизни.  Дети вокального кружка занимают призовые места в конкурсах разного уровня.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

 

Список литературы

  1. Битус А.Ф. Певческая азбука ребенка. Минск: Тетра Системс, 2007.
  2. Евтодьева А.А. методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать играя!» // Калуга, 2007,  160 с.
  3. Железнов С.С. Весёлые уроки М. Прогресс, 2005, 162с.
  4. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. // «Музыкальная палитра», С-П -2005г
  5. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
  6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для вузов, пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада. // М.: Просвещение, 2004, 222с.
  7. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, № 5, 2004
  8. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду» // «Музыкальный руководитель» №5-2005г, №1-2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По татарски и по русски мы и пляшем, и поем!

Статья из опыта работы по привитию интереса к говорению на государственном неродном языке....

Музыкально-познавательное развлечение: Дружно живем, танцуем и поем

Музыкально-познавательное развлечение: Дружно живем, танцуем и поем. Для знакомства детей с культурой, музыкой и ритмом народов Поволжья (удмуртов, башкир, татар, чувашей, марийцев)....

ПРОГРАММА "ПОЕМ, ИГРАЯ"

Рабочаяобразовательная программа«Поем, играя»рассчитана на 2 года обучениядля детей от 5 до 7 лет....

"По грибы мы идем дружно песни поем"

Побуждать детей к активному диалогу. Закреплять понятие детей о съедобных и несъедобных грибах; упражнять в четком произношении слов и фраз; вызвать интерес к театрализованной деятельности; пора...

Вместе поем и играем да cтаринушку Белгородскую встречаем

Цель: Познакомить детей с истоками и традициями русской народной культуры Белгородского фольклора. Создать атмосферу национального быта. Формировать душевные качества  ребенка- развив...

"Мамы, вам сейчас покажем, как мы в садике живем, занимаемся, играем, и танцуем, и поем!" (сценарий)

Сценарий утренника во 2-младшей группе (посвященный открытию новой группы)...

Мы играем и поем, очень дружно мы живем!

Предлагаю фотографии моих воспитанников в разных видах деятельности....