Опыт работы с включением инклюзивного образования.
статья (старшая группа)

карачун светлана геннадьевна

     Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

     На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образова­ния в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, раз­вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здо­ровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с включением инклюзивного образования.

МБДОУ №81

«Центр развития ребенка  -

Детский сад «Конек- Горбунок»

С.Г.Карачун

     Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

     На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

     Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей,  обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

     Проблема  воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и  гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

        Детский сад № 81 «Конек – Горбунок» посещает ребенок с ограниченными возможностями здоровья (диагноз ДЦП). Работа воспитателей  началась с подготовки детей и их родителей  к приему такого ребенка, путем бесед и консультаций.

Виды детской деятельности,  методы и приемы, их преемственность

Особенности адаптации ребенка

Специальная литература

Основные способы коммуникации с детьми

Работа с родителями

                              Актуальные вопросы для обсуждения в ДОУ

        Педагогический коллектив осуществляет воспитательно-образовательную деятельность по разработанной модели, основанной на интенсификации процесса воспитания, развития, обновлении содержания и создании образовательной среды. В учреждении создана развивающая среда, выполняющая адаптивную, регулятивную и самоактуализирующую функции.

          Процесс адаптации  проходил постепенно. Сначала ребенок занимал позицию наблюдателя, присматривался к детям, в занятиях не участвовал, но в детский сад приходил с желанием, интересом, всегда в хорошем настроении. Установление эмоционального контакта проходило без затруднений, так как в общении мальчик доброжелателен, открыт. Ребенок владел необходимыми навыками самообслуживания.

     Совместно со специалистами дошкольного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, медсестра оздоровления и воспитатели), был разработан индивидуальный маршрут развития, предполагающий постепенное включение ребенка с ДЦП в коллектив сверстников через сопровождающих его взрослых.

     С ребенком проводит индивидуальные занятия в «Комнате хорошего настроения» педагог-психолог, (в комнате имеется все необходимое игровое и учебное оборудование).

     Учитель-логопед – проводит комплекс артикуляционной гимнастики; упражнения на развития длительной воздушной струи; дидактические упражнения на развитие грамматических категорий; упражнения на развитие моторики.

     С целью привития коммуникативных навыков, музыкальный руководитель проводит с ребенком индивидуальные этюды на выражение эмоций, игры на расслабление мышц, на развитие пантомимических навыков и мимической выразительности.

     При проведении  физкультурно-оздоровительной работы инструктор по физической культуре осуществляет индивидуальный подход к ребенку, определяет для него нагрузку.

     Воспитатели - формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов; проводят занятия по изобразительной деятельности и конструированию, развитию предметной и игровой деятельности,  трудовому воспитанию; организуют деятельность детей вне занятий, прогулки.

     Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.

     Наряду со всеми реабилитационными мероприятиями по восстановлению двигательных функций  детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существует такое направление, как арт - терапия. Подобная терапия относится к педагогической коррекции. Особые дети как никто нуждаются в самоутверждении и самовыражении, а творчество им в этом помогает. Современные центры реабилитации на сегодняшний день уделяют подобной терапии большое внимание. Применяя двигательные и изобразительные средства, ребенок учится контактировать с окружающим миром. По средствам рисунка он может выразить свои чувства, мысли, выказывать мотивацию поведения, своей деятельности, которые ему так необходимы для дальнейшего развития и приспособления ко всему, что его окружает. Такая система помогает детям повысить познавательную деятельность, развивает концентрирование внимания, способствует развитию сенсорной и двигательной моторики.

     Опираясь на это, одним из направлений работы воспитателей в группе является кружковая работа по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные картинки», целью которого является: выявление индивидуальных художественных способностей детей, формирование технических навыков рисования; помощь в освоении новых изобразительных материалов и нетрадиционных техник создания изображения; развитие мелкой моторики.    Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации позволили раскрепостить ребенка, вселить уверенность в своем умении, развить творческое воображение. Ребенок полноценно участвует в жизни группы, проявляет активность, с большим удовольствием принимает участие в мероприятиях художественно-эстетического направления (выставки, конкурс чтецов, театрализованная деятельность).

     Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании, в свою очередь  помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дети и в будничной и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может».

     В работе с семьями воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры в вопросе инклюзивного образования. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями.

Что бы родители (обычных детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, в нашем случае, родители стали замечать в поступках своих детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

     Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

     Ведь только родители особенных детей могут понять, какое это счастье - здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных.

Список литературы

1. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

2.  Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.

3. Г.Г.Григорьева Изобразительная деятельность дошкольников, М.,1999.

4. Н.И. Комоед, Беларусь Развитие творчества  дошкольников  в изобразительной деятельности., г.Мозырь 2007г.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

6. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям: пер. с англ. / под ред. Д.В. Конова – М.; Педагогика, 1988.

7.  http://detsky-sad14.narod.ru/str/pedagog.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация работы ДОУ по инклюзивному образованию

Оптимизация  работы ДОУ по инклюзивному образованию...

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

Памятка для педагогов. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования....

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....